Налоги против войны: как власть решила поддержать налогоплательщиков

Налоги против войны: как власть решила поддержать налогоплательщиков

И почему новые налоговые изменения могут стать поводом для репрессий бизнеса

Цей матеріал також доступний українською
Налоги против войны: как власть решила поддержать налогоплательщиков

Верховная Рада в срочном порядке 15 марта приняла законопроект № 7137-д, который направлен на налоговое стимулирование бизнеса в условиях военного положения. Комментируя эту инициативу, президент Владимир Зеленский заявил, что на время войны и для послевоенного развития необходима новая налоговая модель. «Поэтому правительство получило четкое поручение вернуть малый и средний бизнес. Убрать все, что мешает. Максимально ослабить налоги, убрать все затруднения, абсолютно все», – объяснил Зеленский.

Mind решил разобраться, какие налоговые стимулы получит бизнес благодаря тем нормам, которые утвердил парламент.

Удар по топливному дефициту. Принятый законопроект № 7137-д вносит изменения в действующий Налоговый кодекс (НКУ). Его основой, в свою очередь, стал законопроект № 7137, который еще 11 марта внесло в Раду правительство. Разберем основные положения этого документа.

Прежде всего, он предусматривал введение «нулевой» ставки акциза на бензин, дизельное топливо и сжиженный газ, и снижение с 20% до 7% ставки НДС на ввоз в Украину моторного топлива.

Еще правительство предложило временно, на период с марта 2022 по 31 декабря года, следующего за годом, в котором будет отменено военное положение, не начислять и не удерживать плату за землю – земельный налог и арендную плату за земельные участки государственной и коммунальной собственности. Правда, это касается только тех земель, которые находятся на территории, где ведутся боевые действия и на территории, временно оккупированной войсками Российской Федерации. Аналогичная льгота предусмотрена для уплаты экологического налога, вплоть до конца 2022 года.

Кабинет Министров предложил уточнить правила проведения налоговых проверок в условиях военного положения. В частности, законопроект предполагал введение моратория на новые проверки и о приостановке уже начатых контрольно-ревизионных мероприятий. Исключение составляли фактические проверки, а также камеральные проверки НДС-накладных и расчетов корректировки, к которым поданы заявления на возврат бюджетного возмещения.

Кроме того, в заключительных и переходных положениях законопроекта № 7137 содержалась норма, которая во время военного положения запрещала аннулирование лицензий на производство и продажу алкоголя, табачных изделий и горючего, даже если лицензиат не внес вовремя очередной платеж за такую лицензию.

Больше льгот, меньше штрафов. На подготовку законопроекта к голосованию в Верховной Раде у депутатов было всего лишь несколько дней. Тем не менее, в первоначальною версию законопроекта № 7137 было внесено немало поправок, 14 марта он попал в профильный комитет по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики и в итоге трансформировался в документ с индексом «д».

Как сообщил накануне голосования один из авторов доработанного законопроекта № 7137-д народный депутат от партии «Голос» Ярослав Железняк, одним из главных новшеств стала норма, которая позволит бизнесу на время военного положения снизить налоговую нагрузку. Причем, речь идет как о малых предпринимателях, так и о крупных компаниях.

Для этого авторы законопроекта предложили увеличить предельный оборот с 10 млн. грн. до 10 млрд. грн. в год для налогоплательщиков, избравших третью группу упрощенной системы налогообложения. При этом ставка ЕН для всего бизнеса на третьей группе будет снижена с 5% до 2%. Иными словами, юридические лица вместо налога на прибыль (его базовая ставка – 18%) смогут уплачивать налог с оборота.

«Для плательщиков единого налога первой и второй групп уплата налога на время военного либо чрезвычайного положения и вовсе будет добровольной», – уточнил глава налогового комитета и депутат от «Слуги народа» Даниил Гетманцев.

Также депутаты предложили снять ограничения на виды деятельности, которыми могут заниматься упрощенцы (кроме игорного бизнеса и бизнеса, связанного с производством и реализаций подакцизных товаров), и убрать лимит на количество наемных сотрудников, которых могут трудоустраивать плательщики ЕН. Для предпринимателей третьей группы такого лимита нет. А вот предприниматели второй группы имеют право нанимать не более 10 человек.

Среди других поправок, которые появились в законопроекте № 7137-д: освобождение от уплаты налога на доходы физлиц благотворительной помощи в адрес участников боевых действий и лиц, проживающих на территории боевых действий; отмена НДС за товары, которые были уничтожены во время войны или переданы на нужды обороны; разрешение включать в налоговый кредит по НДС суммы, по которым налогоплательщик еще не зарегистрировал налоговые накладные, но у него уже имеются необходимые первичные документы; отмена санкций за нарушения, которые связаны с применением регистраторов расчетных операций (кроме санкций за нарушения правил реализации подакцизной продукции); отмена обязательства по уплате единого соцвзноса (ЕСВ) для физлиц-предпринимателей, которые не получают доход.

Помощь или новые проблемы? По задумке авторов законопроекта, принятые поправки в Налоговый Кодекс позволят (хоть частично) оживить замороженную из-за войны бизнес-активность и будут стимулировать создание новых рабочих мест.

«Этот закон – для обеспечения поддержки граждан и бизнеса в Украине в период войны», – считает Даниил Гетманцев.

Помимо этого, топливные льготы должны упростить доставку горючего на территорию нашей страны и частично сбить ценовое напряжение, которое возникло не только в результате боевых действий, но и вследствие взлета цен на нефть на мировом рынке. По состоянию на 16 марта баррель нефти марки Brent стоил почти 100 долл., а за литр бензина марки А-95 украинские АЗС просят от 35 до 39 грн. в среднем.

«Проблемы есть и со снабжением, и с ценой – нефть даже в довоенные времена уже била многолетние рекорды, а с наложенными санкциями поползла вверх», – объясняет Ярослав Железняк.

Правда, эксперты считают, что отмена акциза на горючее и снижение НДС не решит проблему дефицита топлива в Украине и автоматически не приведет к падению цен на бензин, дизтопливо и сжиженный газ. 

По словам руководителя консалтинговой группы «А-95» Сергея Куюна, многое будет зависеть от того, как быстро наладят и переориентируют поставки крупнейшие игроки топливного рынка. Ведь до военного конфликта львиную долю топлива Украина получала из Беларуси и России. Теперь нефтетрейдерам нужно искать альтернативные топливные базы и терминалы в Европе. И чем более оперативно они это сделают – тем быстрее пройдет шок на топливном рынке. И цены если не снизятся существенно, то хотя бы зафиксируются на нынешних значениях. А налоговые льготы при таком сценарии, безусловно, окажут дополнительный положительный эффект.

Важно и то, что бизнес на время военного положения получит налоговую передышку. Как в части уплаты единого налога, так и налога на землю и отчасти НДС. Снизится нагрузка на работодателей, которые смогут не уплачивать ЕСВ за мобилизованных сотрудников.

В то же время, новые нормы НКУ развязывают руки проверяющим, которые теперь не будут ограничены мораторием на проведение проверок. «Запуск фактических проверок дает возможность беспрепятственно терроризировать бизнес налоговым инспекторам, которые побегут выписывать всем штрафы», – считает эксперт экономических программ Украинского института будущего Даниил Монин.

Также, по мнению Монина, бизнес смогут штрафовать и за неиспользование РРО (несмотря на то, что авторы законопроекта № 7137-д уверяют в обратном), поскольку требования по применению кассовых аппаратов никто не отменял.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.ua
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно