Ю Несбё: «В учебниках истории путин проиграет эту войну»

Ю Несбё: «В учебниках истории путин проиграет эту войну»

Норвежский писатель и автор сценария к сериалу «Оккупированные» – о силе искусства в противовес пропаганде и особенностях «политического сторителлинга»

Цей матеріал також доступний українською
Ю Несбё: «В учебниках истории путин проиграет эту войну»

Одна из функций войны – снимать все маски, убирать шаблоны и лицемерие, разрушать наносное и чуждое природному положению вещей. Поэтому во время войны все плохое портится окончательно, а хорошее становится лучше, и каждый показывает свое истинное лицо.

По силе влияния на людей и окружающий мир с войной сопоставимо разве что искусство – отражение действительности в художественных образах. «путин знает, что искусство может рассказать правду о войне, и он боится этого», – убежден норвежский писатель Ю Несбё. Свои доводы он изложил в эссе, которое недавно вышло на страницах изданий The Guardian и Le Monde.

Mind предлагает своим читателям перевод англоязычной версии этой публикации.

В 2015 году по норвежскому телевидению показали первый сезон «Оккупированных». По сюжету, россия с молчаливого согласия Евросоюза и Соединенных Штатов оккупировала Норвегию, чтоб снова запустить нефтеперерабатывающие заводы, которые были закрыты «зеленым» норвежским правительством.  

Как автор сценария я хотел показать моральные дилеммы, с которыми сталкиваются обычные люди в экстремальной ситуации. И я намеренно проводил аналогию с тем, что испытали наши родители, бабушки и дедушки во время немецкой оккупации Норвегии в 1940 – 1945 годах.

Лавирование между маленькой страной и могущественным соседом с одной стороны, а с другой – с остальными державами мира, поиск баланса между политическими принципами, экономической выгодой и собственной безопасностью были фоном всей этой истории.

Мне казалось очевидным, что вымышленный сюжет «Оккупированных» не имеет ничего общего с реальной россией – точно так же, как и фильм «Челюсти» Стивена Спилберга далек от реальных условий обитания больших белых акул. 

Однако российские власти восприняли сериал иначе. Вячеслав Павловский, посол рф в Норвегии, заявил тогда информационному агентству ТАСС, что «конечно, прискорбно, что в этом году, когда мир отмечает 70-летие победы во Второй мировой войне, авторы сериала забыли о героическом вкладе советской армии в освобождении северной Норвегии от фашистских оккупантов, и решили в худших традициях холодной войны напугать норвежских зрителей мнимой угрозой с востока».

Ю Несбё: «В учебниках истории путин проиграет эту войну»
Кадр из сериала "Оккупированные"
Фото: DR

Возможно, посол был немного обижен, потому что россия аннексировала Крым ровно за год до премьеры сериала. Но сценарий «Оккупированных» был придуман намного раньше. Съемки также начались задолго до того, как случились поворотные события 2014 года. Этот сериал – художественное произведение, в котором русские не изображались группой однотипных роботов и озлобленных «плохих парней», как бывало раньше в западном кинематографе. Так откуда же возникло у дипломата столько негодования?

Ответ может быть таким: в эпоху, когда правда обесценивается фейками, когда избиратели выбирают своих лидеров эмоциями, игнорируя их реальные заслуги и политические взгляды, факты утратили ту значимость, которой обладали в прошлом.

Когда описывают последнюю войну россии против Украины, часто вспоминают цитату сенатора США Хайрама Джонсона, одного из ведущих американских политиков первой половины XX века, который в 1917 году сказал, что «первой жертвой войны всегда становится истина». Эти слова используют, чтобы напомнить, среди прочего, журналистам, насколько уязвима истина, когда две противоборствующие стороны воюют за доминирование своих версий происходящих событий.

Ю Несбё: «В учебниках истории путин проиграет эту войну»
Руины испанского города Герника

В 1937 году, когда фашистский генерал Франко разбомбил Гернику, уничтожив мирное население, те, кто остались в живы, могли свидетельствовать о произошедшей трагедии. Как только стали широко распространяться фотографии разрушений и жертв, Франко и его генералы осознали, какие эмоции они вызовут и в самой Испании, и в других странах. Поэтому они принялись утверждать при каждом удобном случае, что жители-республиканцы сами разрушили собственный город.

Какое-то время в такую версию событий верили – по крайней мере, те, кто хотел в нее верить. Но на стороне республиканцев был лучший рассказчик. Пабло Пикассо ответил одной из своих самых известных картин «Герника», на которой был изображен тот ад, который фашисты устроили в маленьком баскском городке. Это полотно, написанное художником, который жил в Париже, было плодом его воображения и опыта.

Ю Несбё: «В учебниках истории путин проиграет эту войну»
Картина Пабло Пикассо "Герника"

Тем не менее, «Герника» открыла жителям Европы глаза на произошедшее.

«Герника» стала одновременно и пропагандой, и шедевром. То же самое можно сказать и о фильме Сергея Эйзенштейна «Броненосец “Потемкин”», который был снят по заказу советской власти к 20-летию революции 1905 года. Хотя обе работы связаны с реальными событиями, они также содержат значительную долю авторской фантазии – как, например, знаменитая сцена массового расстрела на лестнице в Одессе.

Но творческим авторам не нужно беспокоиться о такого рода деталях. Их цель состоит в том, чтобы показать нечто правдивое, но не обязательно точное во всех деталям. Затронуть сердца и умы людей, но не сообщать конкретные факты о произошедшем. Такая свобода творчества и воображения наделяет вымысел властью, особенно когда мы, как зрители, не осознаем, что взаимодействуем с пропагандой.

Таннер Миррлис, автор книги «Сердца и мины: культурная индустрия империи США», рассказывает, как Управление военной информации США создало подразделение для работы с Голливудом во время Второй мировой войны – Бюро киноискусства. В период с 1942 по 1945 год его сотрудники перечитали 1652 сценария, исправляя или удаляя всё, что показывало США в неблагоприятном свете и заставляло американцев «оставаться равнодушными к войне».

По словам Миррлиса, киноискусство было и остается идеальным механизмом, чтобы формировать общественное мнение, потому что просмотр фильмов дает людям вдохновляющий и объединяющий опыт. Голливуд успешно продвигает американские военные идеалы на протяжении всей холодной войны и продолжает делать в наши дни.

Сегодня весь мир сидит в одном большом кинотеатре и наблюдает за событиями в Украине. Но то, что видит каждый из нас – это, образно говоря, дублированные версии с субтитрами на наших родных языках. Происходит неявная битва между разными версиями одной истории, и победит, рано или поздно, лучшая из них.

Поэтому вопрос заключается в том, какие меры мы готовы предпринять, чтобы завоевать сердца и умы людей в разных странах мира. Эта задача тем более важна, потому что владимир путин использует советские методы цензуры и пропаганды, которые, как мы думали, остались в прошлом. 

Уместна ли и приемлема игра в сложившихся обстоятельствах по путинским правилам? Кажется противоречивым, что демократические страны готовы отказаться от таких демократических принципов, как свобода слова и прозрачность, пусть даже временно, с целью защиты этих свобод.

Можно надеяться, что правда – несовершенная, субъективная правда журналиста, художника или другого рассказчика, пытающегося выразить что-то истинное, – победит. Ведь доказательства тому есть. Например, распавшийся Советский Союз или выброшенный из Белого дома Дональд Трамп, проигравший выборы. Столкнувшись с запутанным клубком различных версий реальности, мы не должны сдаваться и соглашаться с тем, что каждая версия равноценна. Некоторые версии действительно более близки к истине, чем другие.

Обоснование путиным военной атаки на Украину набирает популярность у большинства россиян, не имеющих доступа к социальным сетям или публикациям зарубежных журналистов. Но молодое поколение в россии использует VPN и другие технологи для доступа к различным взглядам на происходящее. Их число пока сравнительно невелико. Но это группа смышленых людей, представители которой со временем сами станут журналистами, писателями или художниками и будут использовать истории для влияния на общественное мнение.

Мы каждый день следим за военными событиями в Украине, санкциями, дипломатией. Но война за повествование – это долгая война. Это война, которую путин, в конце концов, проиграет.

Франко правил Испанией почти 40 лет. И в итоге он потерпел поражение в учебниках истории, несмотря на цензуру его режима. Полотно «Герника» впервые показали в Испании в 1981 году, спустя шесть лет после смерти Франко. Только за первые 12 месяцев картину увидели более миллиона человек, и она по-прежнему остается одним из самых популярных экспонатов в Галерее королевы Софии в Мадриде. Потому что самые правдивые истории всегда побеждают – даже если они не отличаются документальной точностью.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.ua
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно