Ввезти за три копейки: как воспользоваться «нулевой» растаможкой авто

Ввезти за три копейки: как воспользоваться «нулевой» растаможкой авто

Что можно успеть, пока действует военное положение

Цей матеріал також доступний українською
Ввезти за три копейки: как воспользоваться «нулевой» растаможкой авто

В начале апреля президент Владимир Зеленский подписал закон №2142-IX, который вносит поправки в Налоговый кодекс и предусматривает целый ряд налоговых льгот. В том числе, одно из нововведений – отмена пошлины, НДС и акцизного налога при ввозе автомобилей на территорию Украины из-за рубежа. Mind разобрался в новых правилах растаможки и в том, как они повлияют на стоимость автомобилей в стране.

Для кого льготы? Отмена ввозной пошлины и налогов – временная. Они не взимаются, начиная с 1 апреля 2022 года и вплоть до снятия военного положения. «От упомянутых платежей полностью освобождаются физические лица при ввозе автомобиля на территорию Украины», – уточняет Денис Шевчук, юрист юридической компании «Волхв».

Физические лица – предприниматели тоже могут пригнать автомобиль на льготных условиях. Но они все-таки будут вынуждены заплатить акцизный налог. Юридические лица, в свою очередь, освобождены от уплаты ввозной пошлины и НДС. Тем не менее, для компаний остается обязательство по уплате акцизного налога.

Какие ТС можно ввезти? В законе № 2142-IX содержится четкий перечень транспортных средств, которые попадают под действие «нулевой» растаможки. Льгота распространяется только на легковые автомобили (и на электромобили), на кузова к ним, на прицепы и полуприцепы, на мотоциклы, а также на транспортные средства, которые предназначены для перевозки 10 и более человек, и на грузовые транспортные средства.

«То есть, ввезти комбайн, экскаватор или другую специализированную технику на этих льготных условиях не удастся», – предупреждает Игорь Чудовский, адвокат и управляющий партнер адвокатского объединения «Чудовский и партнеры».

Кроме того, существуют ограничения по уровню экологичности транспортных средств. Запрещен ввоз легковых автомобилей, экологический стандарт которых ниже Евро-2, и грузовиков, которые не соответствуют экологическим требованиям хотя бы уровня Евро-5.

Еще в законе есть оговорка, связанная с импортом транспортных средств с территории государств, признанных агрессорами. «Транспортные средства, произведенные в стране, признанной государством-оккупантом или агрессором в отношении Украины, либо ввозимые с территории государства-оккупанта и/или с оккупированной территории Украины, не освобождаются от уплаты таможенных и налоговых платежей», – объясняет Людмила Куса, младший партнер Gracers Law Firm.

Как растаможить? С учетом поправок в законодательство, ввоз автомобиля в Украину и его растаможка будут выглядеть следующим образом. Допустим, авто находится на территории Европейского союза. Для этого нужно будет выехать в ЕС и провести сделку с авто. «При этом следует помнить, что сейчас для мужчин в возрасте 18-60 лет существует ряд ограничений для выезда заграницу», – напоминает Людмила Куса. В качестве альтернативы можно воспользоваться услугами компании, которая занимается пригоном авто из-за рубежа. За такую услугу придется заплатить до 1000 евро.

Когда все документы на автомобиль на руках (техпаспорт, договор купли-продажи, справка о снятии авто с учета, свидетельство о прохождении техосмотра и т.д., в зависимости от страны набор документов может отличаться), можно отправляться на таможню.

Причем, как сообщает Государственная таможенная служба, владельцу транспортного средства не нужно подавать предварительно таможенную декларацию и нет необходимости проходить осмотр на контрольном пункте. То есть, оформление будет быстрее, чем раньше.

В то же время, все равно придется потратиться на сертификацию транспортного средства на соответствие украинским экологическим стандартам. Это порядка 3000 грн.

После этого остается лишь регистрация автомобиля. Предстоит уплатить в Пенсионный фонд 3-5% стоимости авто при его постановке на учет в Украине, а также еще порядка 500 грн за регистрационные процедуры (бланки, номерные знаки и т.д.).

Кстати, после ввоза владелец транспортного средства может делать с ним все, что ему угодно. Продавать, передавать в пользование или на благотворительные цели. «Покупатель имеет все права собственника, предусмотренные действующим законодательством Украины, а именно владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом», – говорит Денис Шевчук.

Насколько стало выгоднее? Если убрать за скобки сложности при пересечении границы, проблемы с логистикой и прочие риски, связанные с обстановкой в Украине, на покупке авто за границей, пока действуют нормы закона № 2142-IX, можно неплохо сэкономить.

Допустим, автомобиль находится в Германии, выпущен в 2015 году, имеет бензиновый двигатель объемом 1,6 л и стоит около 12 000 евро. Затраты на растаможку такого авто по обычным правилам составили бы в пределах 4000 евро. Это помимо того, что нужно было бы заплатить за постановку автомобиля на учет. Издержки на пригон в Украину тоже не учитываем.

Сейчас же при покупке такого транспортного средства в той же Германии затраты на покупку будут в пределах его цены. То есть, 12 000 евро. Ну и, конечно, не забываем о взносе в Пенсионный фонд и плате за регистрацию.

В любом случае, выгода составит около 25-30%, что действительно немало. С другой стороны, не стоит забывать, что внутренний авторынок в Украине из-за военных действий существенно просел. В марте 2022 года зарегистрировано в 4,2 меньше подержанных авто, чем в марте 2021 года. Сделок мало и предложение ощутимо превышает спрос. Поэтому найти автомобиль с пробегом по демократичной цене вполне реально и в нашей стране.

Но если есть желание пригнать авто именно из-за границы (например, исходя из того, что машина будет менее изношена и лучше обслужена) – пока что очень удачный для этого момент.

Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно