Человек путина: как Герхард Шредер стал «идейным изгоем» для западного мира
И почему он, несмотря на это, держится за дружбу с россией

Герхард Шредер, которому подконтрольные кремлю энергетические компании платят почти $1 млн в год, превратился в изгоя, но остается символом немецкой политики в отношении россии. Об этом пишет The New York Times в большом профайле, посвященном бывшему канцлеру Германии.
Для подготовки этого материала его автор Катрин Беннхольд лично встретилась со Шредером в Ганновере, где он живет в большом особняке, но несмотря на былые заслуги, остался в одиночестве. Отставной политик и карьерный юрист, за которым закрепилось реноме близкого друга путина и главного лоббиста кремлевских газовых интересов на Западе, отказывается разрывать отношения с агрессором, атаковавшим Украину.
В интервью Шредер рассказывает о своем отношении к войне и собственной роли в урегулировании конфликта, вспоминает основных действующих лиц, вместе с которыми продвигал строительство газопроводов «Северный поток – 1» и «Северный поток – 2», а также объясняет причины, которые удерживают его от разрыва отношений с путиным, и объясняет, при каких условиях возможно восстановление стратегических отношений россии и Германии в энергетике.
Mind публикует наиболее яркие эпизоды и цитаты из публикации The New York Times, которая вызвала широкий резонанс в минувшие выходные.
Вечером 9 декабря 2005 года, через 17 дней после ухода Герхарда Шредера с поста канцлера Германии, у него зазвонил мобильный телефон. Это был его друг – президент россии владимир путин.
путин настаивал на том, чтобы Шредер принял его предложение возглавить комитет акционеров Nord Stream – контролируемой россией компании, которая отвечает за строительство первого морского газопровода, напрямую соединяющего рф и Германию.
«Ты не боишься работать у нас?» – шутил путин. Шредера действительно могли мучить сомнения: проект, который ему предлагается возглавить, был согласован в его последние недели на посту канцлера и при его решительной поддержке. Но все-таки он взялся за работу.
17 лет спустя бывший канцлер, который сам рассказал о тех событиях в паре редких интервью, остается таким же дерзким, как и всегда. «Я не виню себя, – говорит Шредер, сидя в своем просторном, наполненном светом и окруженном предметами искусства офисе, который находится в центре его родного города Ганновер на северо-западе Германии. – Это не мое дело».
Сейчас, когда путин ведет жестокую войну в Украине, вся Германия пересматривает отношения с россией. Несмотря на многолетние предупреждения со стороны США и их восточноевропейских союзников, страна стала глубоко зависимой от российского газа, что дает путину рычаги давления на Европу и позволяет наполнять военный бюджет кремля.
Эта зависимость выросла из убеждения Германии, которого придерживались многие канцлеры, промышленные лидеры и журналисты, что россия, связанная торговыми отношениями, будет слишком многим рисковать, если задумает конфликтовать с Европой. А крепкие деловые связи с рф обезопасят Германию и укрепят ее экономическое благополучие.
Шредер был не одинок в своем убеждении. Но сегодня именно он стал главным символом этой продолжительной эпохи ошибок и просчетов. Потому что он не только не выражает сожаления, но и продолжает извлекать из этого солидную прибыль, зарабатывая миллионы на лоббировании российских энергетических интересов.
Тесные отношения с путиным сделали Шредера изгоем в собственной стране, где многие теперь критикуют его за использование влияния и личных связей, которые развивались последние два десятилетия, чтобы обогатиться за счет Германии.
«Он предложил себя в качестве агента интересов россии, чтобы разбогатеть», – сказал Норберт Реттген, консервативный депутат, бывший министр и многолетний «ястреб» россии.

Шредер, которому сейчас 78 лет, в интервью The New York Times отвечал с показной надменностью, отпускал шутки, но, по сути, утверждал, что если разбогател он, то разбогатела и Германия. «Когда дело дошло до российского газа, все оказались на высоте… Все соглашались с этим в течение последних 30 лет», – отметил он.
Шредер смеется над идеей лично дистанцироваться от 69-летнего путина, которого он считает другом и с которым регулярно видится. Последняя встреча состоялась в прошлом месяце, когда он предпринял неофициальную попытку помочь закончить войну в Украине.
Шредер отказывается уйти в отставку со своих должностей в совете директоров российских энергетических компаний, несмотря на многочисленные призывы, в том числе и от действующего канцлера Олафа Шольца, с которым они вместе работали.
Экс-канцлер убежден, что если сейчас инициировать такую дистанцию, то это лишит его доверия единственного человека, который может положить конец войне в Украине, – путина. Тем не менее, после многих лет близких отношений, Шредер не смог ничего добиться, когда единственный раз попытался выступить посредником в конфликте.
После двух месяцев беспощадной войны, которую путин ведет в Украине, сложно представить, что Шредер может быть полезен президенту россии для подключения Германии к дешевому российскому газу.

Когда рф напала на Украину в феврале 2022-го, зависимость ФРГ от российского газа достигла 55% – с 39% в 2011 году. За его поставки россия получает ежедневно 200 миллионов евро. Это помогло сделать путина, вероятно, одним из самых богатых людей в мире, а также придало ему смелости для продолжения агрессии в Украине.
Когда прошлой осенью путин стягивал войска к границе с Украиной, Шредер посетил его в Сочи, в одном из любимых убежищ на побережье Черного моря.
На фотографии с мобильного телефона, которую показал Шредер во время интервью, изображены двое улыбающихся друг другу мужчин: путин в красной хоккейной экипировке, а сам Шредер в светло-голубой рубашке и блейзере. На вопрос, о чем они говорили, бывший немецкий канцлер ответил: «О футболе».
Шредер дистанцировался от войны, но не от путина. Об известных зверствах в Буче Шредер сказал: «Это должно быть расследовано». Но, по его мнению, приказы отдавал не путин, а военное руководство более низкого уровня.

«Я думаю, эта война – ошибка, и я всегда говорил об этом. Что нам нужно сделать сейчас, так это установить мир как можно быстрее… Я делаю то, что могу. По крайней мере, одна сторона мне доверяет», – говорит Шредер. Но это не немецкая сторона.
Когда началось нападение россии на Украину, в знак протеста подали в отставку все сотрудники офиса Шредера, включая руководителя его аппарата и спичрайтера с 20-летним стажем, которые работали с ним еще с того времени, как он был канцлером.
Шредер отказался от титула почетного гражданина Ганновера до того, как мэрия его родного города сама приняла решение об этом – последний раз так поступали с Адольфом Гитлером (посмертно).
Футбольный клуб «Боруссия Дортмунд», фанатом которого Шредер является с шестилетнего возраста, потребовал от него осудить действия путина. Но Шредер отказался и был лишен почетного клубного членства.
Призывы к его исключению из партии звучат все громче и среди социал-демократов.

Но Шредер неустрашим. Он остается председателем комитета акционеров Nord Stream, зарабатывая около $270 000 в год. Пока из-за войны не закрыли проект «Северный поток – 2», Шредер возглавлял наблюдательный совет компании Nord Stream 2, которая построила трубопровод.
С 2017 года он также является председателем совета директоров российской нефтяной компании «Роснефть», зарабатывая $600 000 в год – это кроме своего ежемесячного государственного пособия в $9000 как бывшему канцлеру.
Связи Шредера с российским президентом и подконтрольными кремлю энергетическими компаниями затмевают все, чего он добился за семь лет на посту канцлера, с 1998 по 2005 год. Его тогда восхваляли за отказ поддержать военную кампанию США в Ираке, открытие иммигрантам возможностей для получения немецкого гражданства и эффективные реформы на рынке труда, которые стали основой успеха его преемницы Ангелы Меркель.
Теперь это наследие осквернено навсегда.
Но даже самые яростные критики признают, что тесные и выгодные отношения Шредера с россией символизируют многолетний подход самой Германии к взаимодействию с этой страной. При агрессивном лоббировании со стороны промышленности, ориентированной на экспорт, и профсоюзов, сменявшие друг друга канцлеры коллективно создавали зависимость Германии от российской энергетики.

«Шредер – это верхушка айсберга, а под ним – целая глыба льда», – сказал Вольфганг Ишингер, бывший посол ФРГ в Соединенных Штатах и опытный дипломат.
В ноябре 2005 года, спустя два месяца после проигрыша в выборах, один из руководителей «газпрома» попросил Шредера о встрече. В гостинице аэропорта Ганновера российский топ-менеджер предложил ему должность председателя новой компании, отвечающей за строительство «Северного потока – 1».
«Мне показалось, что предложение было озвучено немного рано», – вспоминает Шредер, рассказывая о встрече. Но он был искушен этой возможностью.
Годом ранее, когда Шредеру исполнилось 60 лет, его биограф Рейнхард Уршель спросил, чем он хочет заниматься после ухода с поста канцлера. «Делать деньги», – ответил Шредер.
Это были не просто слова. «Я был канцлером. Я не мог вернуться к работе юристом, который занимается договорами аренды. Мне нужен был проект. Такой проект, где бы я мог использовать свой опыт и свои знания, где бы я мог служить интересам Германии»», – объяснил он.
Когда путин позвонил Шредеру по мобильному телефону в ночь на 9 декабря 2005 года, он принял предложение.
Многие в Германии были потрясены этим решением. Раньше ни один канцлер не устраивался на работу в компанию, контролируемую иностранным государством, не говоря уже о том, что эта компания пользовалась его поддержкой, когда он занимал высокий государственный пост.
Но сам проект газопровода «Северный поток – 1» под сомнение не ставился. «Новое правительство беспрепятственно продолжило это дело, – вспоминает Шредер. – Никто в первом правительстве Меркель не сказал ни слова против. Никто!»

Вольфганг Ишингер, который был послом Германии в США при Шредере, а затем возглавил Мюнхенскую конференцию по безопасности, соглашается: «Вы не можете винить Шредера за «Северный поток – 1». Большинство немецких политиков и в правительстве, и в оппозиции не подвергали этот проект сомнению. Никто не задавался вопросом, закладываем ли мы с его помощью основу для нашей нездоровой зависимости».
Ангела Меркель через своего представителя отказалась комментировать эту статью.
На планирование и строительство «Северного потока – 1» ушло шесть лет. В 2011 году Герхард Шредер присутствовал на двух церемониях запуска этого газопровода: со стороны россии – в Выборге, вместе с путиным, который тогда был премьер-министром рф, и со стороны Германии – в Лубмине, на берегу Балтийского моря, вместе с Ангелой Меркель и близким союзником путина дмитрием медведевым, который в то время был президентом россии.
Как только «Северный поток – 1» был введен в эксплуатацию, Шредер приступил к лоббированию следующего газопровода, «Северного потока – 2». Именно тогда, по словам Ишингера, начались «настоящие баталии».
Ранее в 2011 году Меркель ошеломила мир и свою страну, объявив, что Германия постепенно отказывается от атомной энергетики. Это случилось после катастрофы на японской атомной электростанции «Фукусима-1». Под давлением немецкой промышленности она положительно воспринимала «Северный поток – 2», который был необходим в качестве альтернативного источника энергии.
«Промышленники говорили, что им нужна переходная технология – они не смогут обеспечить работу своих предприятий только с помощью возобновляемых источников энергии. По крайней мере, не по той высокой цене, которая рискует привести к финансовым проблемам», – объясняет Шредер. Переходной технологией, по его словам, был газ.
Но вторжение путина в Украину в феврале 2014 года, а затем и его аннексия Крыма поставили под сомнение перспективы «Северного потока – 2», поскольку Запад ввел первые антироссийские санкции. И чем сильнее росло противодействие «Северному потоку – 2», тем больше усиливалось лоббирование проекта со стороны Шредера.

По словам Кристофа Хойсгена, главного советника Меркель по внешней политике до 2017 года, основными союзниками Шредера по «Северному потоку – 2» в правительстве Меркель были министр экономики и вице-канцлер Зигмар Габриэль, а также министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер. Они оба – социал-демократы, как и Шредер, и оба с его родной земли, Нижней Саксонии.
Тесное взаимодействие политиков и руководителей «Северного потока – 2» настолько обеспокоило некоторых законодателей, что они попросили правительство раскрыть список этих встреч. Согласно отчету, с января 2015-го по октябрь 2017 года состоялось 62 встречи, в том числе 20 – с Габриэлем и 10 – со Штайнмайером или его представителями в Брюсселе и Москве.
Маттиас Варниг, исполнительный директор Nord Stream 2, принимавший участие в 19 встречах, признал, что был шпионом «Штази» – секретной полиции Восточной Германии. Записи «Штази» показывают, что в феврале 1988 года он и путин, который тогда находился в Дрездене в качестве офицера КГБ, были награждены медалями за службу. Но Варниг опроверг, что в те времена он вербовал шпионов для путина.
В феврале 2015 года Шредер пригласил Варнига на встречу с Габриэлем для обсуждения сотрудничества с россией. Варниг также сопровождал руководителей Nord Stream 2 на встречах с представителями Штайнмайера в москве и Брюсселе.

Штайнмайер отказался от интервью для данной публикации. Габриэль написал в СМС-сообщении, что встречался с «представителями россии и "газпрома" только в период с 2014 по 2016 год», чтобы «предотвратить надвигающуюся остановку поставок из россии в Украину». Он добавил: «Если вы поместите информацию о моих встречах в россии в другой контекст, о котором я сейчас сообщил, то мной будут предприняты юридические меры».
Газопровод «Северный поток – 2» был согласован в июне 2015 года. В этом же году правительство Меркель разрешило «газпрому» купить крупнейшее в Германии стратегическое газохранилище, где в течение прошлого года уровень газа оставался критически низким.
Сделка, связанная с ПХГ, некоторыми воспринималась как предоставление путину рычагов влияния в случае потенциальной войны. Но Шредер тогда говорил, что его не беспокоит ни растущая зависимость, ни предупреждения США и стран Восточной Европы о том, что путин использует энергоносители в качестве оружия. Он утверждал, что русские всегда были надежными поставщиками нефти и газа.
Шредер рассуждал: «Для нас зависимость означала взаимную зависимость. Так называемое энергетическое оружие неоднозначно. Им нужны нефть и газ, чтобы оплачивать свой бюджет. И нам нужны нефть и газ для обогрева и поддержания экономики».
Такой ход мыслей объясняет, почему Шредер в прошлом году, даже в самый разгар наращивания российских войск у границы с Украиной, продвигал сделку по покупке нефтяной компанией «роснефть» контрольного пакета акций нефтеперерабатывающего завода в городе Шведт на северо-востоке Германии.
Хотя стратегический НПЗ перешел россии, Шредер утверждал, что сделка была в интересах Германии: «Если нефть прекратит поступать, Шведту конец, со всеми последствиями для северо-востока Германии, включая Берлин».
В этом году, после атаки россии на Украину, критика в адрес Шредера резко возросла. Экс-канцлеру стало настолько одиноко дома, что он начал играть на фортепиано. Возле дома Шредера круглосуточно дежурит полицейская машина. Многие из старых друзей по Социал-демократической партии отреклись от него.

Но если есть место, где Шредера все еще ценят, так это в россии. владимир путин с признательностью отзывался о Шредере в феврале во время совместной пресс-конференции с Олафом Шольцем, нынешним канцлером Германии, который посетил кремль в последней отчаянной попытке предотвратить войну. «Пусть граждане Германии откроют свои кошельки и спросят себя, готовы ли они платить в три–пять раз больше за электроэнергию, газ и отопление. Если это не так, то они должны поблагодарить господина Шредера, потому что это его достижение, результат его работы», – сказал путин.
Но для критиков путина Шредер является воплощением малодушного класса западных политиков, которые финансируют российскую агрессию и легитимизируют власть кремля.
Тем не менее Шредер непоколебимо верит в то, что мир и процветание в Германии и Европе всегда будут зависеть от диалога с россией. «Нельзя надолго изолировать такую страну, как россия, ни политически, ни экономически. Немецкая промышленность нуждается в сырье, которое есть у россии. Это не только нефть и газ, но и редкоземельные элементы. И это сырье, которое нельзя просто заменить, – сказал он и добавил: – Когда эта война закончится, нам придется вернуться к отношениям с россией. Мы так делаем всегда».
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы приглашаем вас стать частью Mind Club. Для этого необходимо оформить подписку за $7 в месяц.
Нам очень важна ваша поддержка!
Почему мы вводим платную подписку?
Настоящая качественная и независимая журналистика требует много времени, усилий и затрат, это действительно не дешево. Но мы верим в перспективы деловой журналистики в Украине, потому что верим в перспективу Украины.
Именно поэтому мы создаем возможность платной ежемесячной подписки – Mind Club.
Если вы читаете нас, если вам нравится и вы цените то, что мы делаем, – предлагаем вам вступить в сообщество Mind.
Мы планируем развивать Mind Club: объем материалов и доступных сервисов и проектов. Уже сегодня, все члены клуба:
- Помогают создавать и развивать качественную независимую деловую журналистику. Мы сможем и в дальнейшем развиваться и повышать качество наших материалов.
- Получают свободный от баннерной рекламы сайт.
- Получают доступ к «закрытым» материалам Mind (к ежемесячному выпуску, в котором мы исследуем и анализируем, как работают целые отрасли, к еженедельным аналитическим итогам).
- Свободный доступ к ивентам Mind для подписчиков и специальные условия на другие события Mind.
- Smart Power. Владельцы бизнеса, которые станут подписчиками Mind, получат доступ к агрегатору системных нарушений от аналитиков Mind и партнеров «Cкажи.uа». Если у вашего бизнеса возникли проблемы с непорядочными чиновниками или конкурентами – мы проанализируем, является ли их поведение системным, и вместе сможем решить эту проблему.
- Мы и в дальнейшем будем развивать Mind и добавлять полезные журналистские рубрики и сервисы для вашего бизнеса.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости. Поддержите нас всего за 196 грн в месяц.
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].