Ближе к реальности: насколько взбодрит экспортеров новый официальный курс доллара

Ближе к реальности: насколько взбодрит экспортеров новый официальный курс доллара

И какая отрасль ожидала этого более других

Цей текст також доступний українською
Ближе к реальности: насколько взбодрит экспортеров новый официальный курс доллара
Фото: depositphotos.com

В 9 утра четверга национальная валюта Украины подешевела на четверть – Нацбанк зафиксировал официальный курс на уровне 36,6 грн/$ против 29,25 грн/$, который действовал с начала войны. Несмотря на громкие заголовки, де-факто мало что изменилось: реальный курс, по которому жил бизнес, еще в марте установился в коридоре 36–37 грн/$. Как это скажется на отечественном экспорте?

Как коррекция курса гривны повлияет на экономику?

Девальвация отражает негативные изменения в украинской экономике и вписывается в общемировой тренд значительного укрепления доллара против мировых валют. Как напомнил глава комитета ВРУ по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев, за последние пять месяцев курс евро к доллару снизился на 12%.

В НБУ рассчитывают, что коррекция обменного курса минимизирует спекулятивную составляющую, упразднит так называемый валютный туризм, и главное – увеличит приток и, соответственно, продажу валютной выручки экспортерами.

Существенного разгона инфляции регулятор не ожидает. И скорее всего, справедливо, так как участники рынка закладывали в своей деятельности курс фактический, а не официальный. При этом все, кто мог, просто придерживали продажу валюты. Начиная с апреля, когда деловая активность относительно восстановилась, предприниматели массово закладывали в контрактах 33–37 грн/$.

Фактически в Украине с начала войны действовало два курса, что привело к ожидаемым последствиям: рост черного наличного рынка и расцвет коррупционных схем для людей, которые имели доступ к дешевому доллару.

Для кого этот шаг – самый желанный?

В безусловном выигрыше от слияния двух курсов оказались экспортеры, которые до сих пор работали с необходимостью продажи валютной выручки только по 29 грн. Решалась эта проблема легко и изящно – замораживанием денег на счетах.

Также вздохнул с облегчением немногочисленный класс IT-специалистов, которые получали внешние гонорары в валюте, но не могли их обналичить по коммерческому курсу. Эта ситуация получила неформальное название «налог на патриотизм».

Основная украинская экспортная категория, к которой сейчас приковано максимум внимания всего мира, – это аграрная номенклатура. Дисбаланс курсов – наименьшая, но все же ощутимая проблема экспортеров, которые ограничены в логистике и временно не имеют доступа к морю, через которое до войны поставлялось 90% аграрных грузов.

Довоенные объемы морского зернового экспорта составляли 5–7 млн тонн в месяц. После радикального провала на старте войны (экспорт зерна в марте составил всего 200 000 тонн) объемы начали постепенно нарастать – и в июне уже вышли на показатель более 2 млн тонн.

Это все еще было в три раза меньше минимально необходимого для разгрузки внутреннего рынка уровня, но давало надежду на частичное решение проблемы затоваривания.

Однако по итогам первой половины текущего месяца наметилась негативная тенденция. За 15 дней июля-2022 было экспортировано 1,2 млн тонн агропромышленной продукции, что на 3% меньше по сравнению с аналогичным показателем прошлого месяца. Из этого объема зерновые культуры составляют 670 000 тонн (+3%), масличные – 274 000 тонн (-14%), растительные масла – 121 000 тонн (-11%) и жмыхи из растительных масел – 74 000 тонн (-2%).

Почему снова упал агроэкспорт?

Причины снижения – как внутренние, так и внешние. С одной стороны, еще больше подорожала логистика, в том числе вырос тариф «Укрзализныци». С другой – европейские мощности, как портовые, так и железнодорожные, частично переориентировались под прием европейского урожая.

Опять-таки коррекция официального валютного курса до уровня рыночного вряд ли приведет к резкому стимулированию внешних продаж. Но может побудить экспортеров активней продавать выручку, тем самым стабилизируя национальную валюту и перенаправляя средства на закупку зерновых у сельхозпроизводителей.

Сейчас цены на абсолютное большинство аграрных категорий, напомним, находятся ниже уровней себестоимости.

Также трейдеры нарекают на остановку возмещения НДС – с начала войны не было компенсировано ни копейки. Очевидно, что в перечне государственных приоритетов эта статья расходов точно не на первых местах. Бизнес реагирует соответствующе, приостанавливая деятельность и/или корректируя закупочные цены у агропроизводителя.

В результате теневой рынок в АПК, и ранее существовавший в заметных масштабах, стремительно расширился. Разница в 15% фактического курса с официальным плюс отсутствие НДС значительно повысили маржинальность, которая формируется в тени.

Коррекция курса позволяет убрать хотя бы один из названных факторов. Но представители отрасли не считают это существенной поддержкой со стороны государства. «Это просто возвращение к здравому смыслу», – прокомментировал представитель одной из трейдерских компаний.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно