Приоткрытая дверь: Украина наращивает зерновой экспорт
Ситуация в международной торговле агропродукцией эволюционировала от «катастрофа» до «сложно, но реально»

Судьба зернового экспорта из Украины имеет тенденции к улучшению, хотя все еще остается бесконечно далекой от довоенных параметров. Показатель зернового экспорта в июне превысил 2 млн тонн против мартовских 200 000 тонн. Из 25 млн тонн зерна, которые находились в ареоле Большой Одессы 24 февраля, на сегодня экспортировано 5 млн тонн – преимущественно железнодорожным и автомобильным транспортом.
Восстановление инфраструктуры на Дунае и задействование портовых мощностей советских времен позволило частично облегчить экспорт зерна, а освобождение острова Змеиный открыло узкий коридор для прохода судов.
«Учитывая освобождение от российских войск острова Змеиный и скопление большого количества судов в ожидании прохождения по каналу Сулина, возможно использование канала устья Быстрое судового хода р. Дунай – Черное море для захода/выхода судов, перевозящих агропродукцию», – говорится в сообщении Администрации морских портов Украины.
Уже два барже-буксирных состава компании «Краншип» успешно перешли с рейда Сулины к портопункту Килия через устье Быстрое.
Что с портами?
По словам аналитика фрахтового рынка «УкрАгроКонсалт» Максима Харченко, сегодня в Украине полноценно функционирует только три порта: Рени, Измаил и Усть-Дунайск. Все они перегружены из-за изначально небольших мощностей. Еще пять украинских портов находятся на неподконтрольной территории, а семь – заблокированы.
Речная гавань, переживающая второе рождение – это порт Рени. Заброшенные в последние 10+ лет, его мощности сейчас расширяются, что позволит частично разгрузить Черное море от судов с украинским зерном.
Тем не менее деблокада Черного моря остается безальтернативным способом вывести объемы экспорта зерна на сопоставимый с прошлогодним уровень. Возможности альтернативных путей экспорта себя практически исчерпали. Кроме того, в ближайшее время внешняя инфраструктура переключится на обслуживание местных урожаев.
Как заявил председатель Комитета Верховной Рады Украины по аграрной и земельной политике Александр Гайду, динамика экспорта украинского зерна может снизиться в ближайшие месяцы, поскольку европейские порты будут загружены из-за активного аграрного сезона в Европе. По его словам, для стабилизации работы аграрной отрасли необходимо решить проблемы с агрологистикой, а именно – наладить пути и изыскать новые логистические коридоры для вывоза с/х продукции.
Министр иностранных дел Дмитрий Кулеба отмечает, что Украина в нескольких шагах от заключения международного соглашения, которое позволит разблокировать зерновую торговлю, но эти шаги – «самые сложные». «На переговорах между Украиной и россией при посредничестве Турции и Организации Объединенных Наций необходимо проработать ряд логистических деталей, хотя выйти из тупика будет трудно», – сказал он.
Что мешает наладить зерновой экспорт?
Камень преткновения – отсутствие достаточно веских гарантий, что кремль не воспользуется разминированием морских подступов к Одессе. Предполагается, что роль нейтрального транзитера, который возьмется переправить украинское зерно из Одессы в нейтральные воды, возьмет на себя Турция. Разумеется, не бесплатно – по неофициальным данным, эта услуга будет стоить 25% от рыночной цены зерна.
Министр сельского и лесного хозяйства Турции Вахит Киришчи, которого цитируют турецкие СМИ, заявил, что в рамках кампании по разблокировке экспорта Украина предоставит посреднику зерно со значительным дисконтом: «У нас есть соглашение, чтобы дать нам [цену] 25% ниже, чем FOB , – сказал он. – Однако у них есть дилемма по поводу безопасного экспорта продукта. И россия, и Украина доверяют нам одним».
На сегодня в Украине нет сформированной цены FOB, поскольку де-факто нет портов, где она актуальна. Но если принять, что в среднем пшеница на таких условиях поставки стоит 400 $/тонна, то Турция за свои дипломатические старания получит скидку в размере $100 на каждой тонне или $100 000 на каждой тысяче тонн.
По данным народного депутата Анатолия Урбанского, первый тестовый корабль с украинским зерном выйдет из порта Одессы 14 июля. «Мы все надеемся, что все пройдет успешно, и тогда с каждым днем пароходов будет выходить все больше и больше», – отметил парламентарий. Кроме того, сохраняется вероятность создания военного конвоя, который будет сопровождать зерновозы в порты Турции.
Между тем мир продолжает ощущать нехватку украинского зерна. Как заявил госсекретарь США Энтони Блинкен, антиправительственные протесты на Шри-Ланке, которые привели к бегству президента и отставке руководства страны, косвенно связаны с блокадой украинских портов.
«То, что мы наблюдаем во всем мире, – это растущее отсутствие продовольственной безопасности, которое значительно усугубляется российской агрессией против Украины», – заявил Блинкен, добавив, что война также повлияла на Таиланд, где цены на удобрения «взлетели до небес».
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].