Еще 500 млрд грн на оборону и безопасность: для чего парламент внес поправки в госбюджет-2023

Еще 500 млрд грн на оборону и безопасность: для чего парламент внес поправки в госбюджет-2023

Откуда и от кого возьмутся дополнительные средства на покрытие растущих расходов

Цей текст також доступний українською This text is also available in English
Еще 500 млрд грн на оборону и безопасность: для чего парламент внес поправки в госбюджет-2023
Фото: depositphotos.com

Верховная Рада 21 марта приняла правительственный законопроект №9105, который был помечен как «неотложный», поскольку он вносит поправки в закон о госбюджете на 2023 год. Главное в документе – увеличение расходов государственной казны почти на 19%, или на полтриллиона гривен. Львиная доля этой суммы будет израсходована на нужды обороны. Возросшие издержки будут покрыты за счет усиления налоговой нагрузки и привлечения еще больших объемов международной помощи.

Mind разбирался, как трансформировалась государственная смета и является ли она окончательной.

Как изменились параметры госбюджета-2023. Основные изменения, которые предусматривает законопроект №9105, следующие:

  • расходы государственного бюджета увеличены на 487 млрд грн, до 3076 млрд грн. При этом пересмотрены только издержки общего фонда, спецфонд депутаты не трогали;
  • доходы госбюджета вырастут всего лишь на 60 млрд грн, до 1390 млрд грн. Опять-таки, речь идет исключительно о доходах общего фонда;
  • предельный дефицит госбюджета по итогам 2023 года возрастет на 419 млрд грн, до 1720 млрд грн;
  • объем кредитов, которые будут выданы за счет бюджетных средств в 2023 году, сокращен на 6,9 млрд грн, до 51,7 млрд грн;
  • объем госгарантий по привлекаемым кредитам и для финансирования программ, связанных с повышением обороноспособности и безопасности государства, наоборот, увеличен на 10 млрд грн, до 30 млрд грн;
  • предельный размер, которого должен достичь государственный долг к 31 декабря 2023 года, уменьшен на 229,5 млрд грн, до 6197,1 млрд грн.

На какие цели будут направлены дополнительные средства.  Около 96% суммы, на которую увеличены издержки госбюджета, будет направлено на усиление обороноспособности Украины. Это почти 468 млрд грн.

Если учесть, что в изначально принятой версии госбюджета на 2023 год (Верховная Рада утвердила первую редакцию бюджета в ноябре 2022 года) на безопасность и оборону было запланировано 1,14 трлн грн, то с учетом поправок эта статья затрат превысит 1,6 трлн грн, что составляет около 25% прогнозного номинального ВВП на 2023 год.

В частности, наибольшую прибавку получили такие оборонные и силовые структуры (далее указан процент, на который увеличены расходы, и итоговая сумма издержек):

  • Министерство обороны – на 43,4%, до 1,23 трлн грн;
  • Министерство внутренних дел – на 46,8%, до 309 млрд грн;
  • Главное управление разведки Минобороны – на 39,8%, до 16,2 млрд грн;
  • Служба внешней разведки – на 149,4%, до 5,5 млрд грн;
  • Служба безопасности – на 41,9%, до 31,6 млрд грн;
  • Управление государственной охраны – на 43,9%, до 3,2 млрд грн.

В 7,8 раза увеличены расходы администрации Государственной службы специальной связи и защиты информации – до 36,4 млрд грн. Также депутаты прибавили финансирование Национального антикоррупционного бюро – оно получит больше на 4,2%, или 1,3 млрд грн. В то же время издержки Министерства финансов (общегосударственные расходы и кредитование) сокращены на 7,9%, до 367,4 млрд грн, в том числе затраты на обслуживание госдолга уменьшены на 15,4%, до 276 млрд грн.

Основные изменения расходной части госбюджета согласно законопроекту №9105

Статья расходов Динамика, % Итоговая сумма на 2023 год, млрд грн
Министерство обороны +43,4 1230
Национальная гвардия +106,2 97,1
Министерство внутренних дел +46,8 309
Национальная полиция +25,2 85,9 
Главное управление разведки Минобороны +39,8 16,2
Служба внешней разведки +149,4 5,5
Служба безопасности +41,9 31,6
Управление государственной охраны +43,9 3,2 

* данные из дополнений к тексту законопроекта №9105

Откуда возьмутся деньги на увеличение расходов госбюджета. Доходная часть госбюджета пересмотрена не так радикально, как расходная. В частности, плановые налоговые поступления в 2023 году увеличены на 3,6%, до 1,2 трлн грн.

В том числе наполнение бюджета за счет налога на доходы физлиц (НДФЛ) вырастет на 25,3%, до 180 млрд грн, поступления от внутреннего НДС (с учетом возмещения налогоплательщикам) возрастут на 2,3%, до 228 млрд грн. В части неналоговых поступлений депутаты в 3,6 раза, до 26,3 млрд грн, увеличили долю чистой прибыли, которую должны перечислить в бюджет государственные предприятия.

Долговое финансирование тоже не осталось без внимания парламента. План по внутренним заимствованиям (размещение военных облигаций) скорректирован на «плюс» 299%, до 362 млрд грн. Внешние заимствования возрастут на 11,2%, до 1,8 трлн грн.

Выполнимы ли планы доппоступлений? По словам главы парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниила Гетманцева, черпать средства на растущие оборонные нужды Украина будет у международных партнеров.

«Дефицит госбюджета (его новый размер, напомним, 1,72 трлн грн. – Mind) по факту будет меньше, потому что он пока не учитывает весь объем запланированных грантов. Это безвозвратное финансирование, которое попадает в доходы бюджета», – объяснил Гетманцев.

О том, что Украина сможет получить в течение 2023 года больше запланированных $38 млрд, заявил и глава НБУ Андрей Пышный на брифинге 16 марта. Кстати, предварительная договоренность с Международным валютным фондом (МВФ) о кредите на $15,6 млрд, которую анонсировал Нацбанк поздно вечером 22 марта, как раз очень кстати.

В то же время, учитывая увеличение поступлений в измененном бюджете от НДФЛ почти на 37 млрд грн, можно предположить, что у депутатов вместе с правительством явно есть намерение усилить борьбу с теневыми доходами населения и бизнеса. Прежде всего, речь о зарплатах в «конвертах», которые власть с завидной регулярностью обещает «обелить».

Планы получить более 26 млрд грн из прибыли госпредприятий вызывают сомнение. С учетом проблем в экономике и того ущерба, который война нанесла всему бизнесу – как государственному, так и частному. Даже в 2021 году доля прибыльных государственных компаний составляла 28%. При этом почти 50% тех предприятий, которыми до сих пор владеет государство, физически не работают.

Что же касается в целом влияния возросших расходов госбюджета и его дефицита на экономику, то Андрей Пышный довольно оптимистичен. Он уверяет, что это была вполне прогнозируемая мера. Поэтому ни к дестабилизации гривны, ни к ускорению темпов инфляции она не приведет. И «печатный станок» Нацбанк также включать не намерен.

«Еще в январе, в своем макроэкономическом прогнозе НБУ указывал на то, что мы учитываем риски увеличения бюджетного дефицита и дополнительных затрат, которые потребуются на финансирование войны. Поэтому в данном случае – это ожидаемый шаг. У нас есть согласованная позиция с Министерством финансов и МВФ о недопущении монетизации госбюджета в 2023 году», – заверил Пышный.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно