Грузия возобновляет гражданское авиасообщение с россией. Как это повлияет на международные позиции Украины
Почему рф пытается сделать Грузию своим главным другом и какова реакция Запада

«Не Турцией единой» – так можно описать политику, проводимую кремлем в отношении Грузии на протяжении последних нескольких месяцев. Этой весной на небольшую постсоветскую республику пролился дождь небывалых уступок и заигрываний.
В средине мая рф отменила действовавший с 2019 года запрет на полеты своих авиакомпаний и продажи туров в Грузию, и тогда же, 15 мая, владимир путин подписал указ об отмене визового режима с этой кавказской страной. Первый после почти четырехлетнего перерыва гражданский авиаперелет из москвы в Тбилиси должен был состояться 17 мая, но потом был перенесен на 19-е.
Учитывая, что население Грузии составляет менее 4 млн человек, то есть меньше Киева, жест не слишком щедрый, но по степени символизма – не имеющий себе равных. После публикации президентского указа МИД рф сообщил, что отменяет рекомендацию россиянам воздерживаться от поездок в Грузию.
Mind разбирался: что стоит за этим односторонним сближением и чего ждать от него Украине.
рф и Грузия разорвали авиационное сообщение из-за аннексии Абхазии россией? Логичное предположение, но вовсе нет. Авиационные российско-грузинские отношения можно охарактеризовать избитой формулировкой «все сложно».
Впервые авиасообщение между Грузией и рф было остановлено осенью 2006 года на фоне скандала вокруг ареста российских офицеров, обвиненных Грузией в шпионаже. Уже через полтора года страны договорились о возобновлении сообщения в полном объеме. Первый постконфликтный рейс был выполнен в марте 2008 года. Однако после начала войны в Южной Осетии в начале августа полеты были снова прекращены.
Через год между странами возобновили чартерные перелеты, которые выполнялись по отдельным разрешениям и только между москвой и Тбилиси. Регулярные перевозки были восстановлены в октябре 2014 года.
На фоне политических событий, а именно антироссийского многотысячного митинга в Тбилиси, 21 июня 2019 года владимир путин подписал приказ, согласно которому с 8 июля был введен временный запрет российским авиакомпаниям «выполнять воздушные перевозки (в том числе коммерческие) граждан с территории россии» на территорию Грузии. Аналогичный запрет вступил в силу и касательно грузинских авиакомпаний.
Официальной причиной министерство транспорта рф назвало необходимость обеспечения достаточного уровня авиационной безопасности, а также наличие просроченной задолженности с грузинской стороны за аэронавигационную деятельность. Однако впоследствии министр иностранных дел россии сергей лавров заявил, что для восстановления сообщения Тбилиси должен перестать «оглядываться на русофобов» и начать «продвигать позицию в пользу нормальных отношений с россией».
Как в этот период осуществлялось авиасообщение? Пассажиры пользовались транзитными маршрутами, в том числе через Украину. До банкротства этот маршрут обслуживала компания «Аэросвит», затем направление подхватила МАУ.
С 2014 года рф в одностороннем порядке прекратила пускать на свою территорию украинские авиакомпании, а с осени 2015 года зеркальные мероприятия были приняты с нашей стороны. «После этого Киев отпал как транзитный пункт», – рассказывает авиаэксперт Евгений Трескунов. Однако как пересадочный хаб для стран СНГ всегда работал и работает Стамбул.
Насколько активен авиапоток россия-Грузия и обратно? По данным МИД Грузии, в 2022 году страну посетило 1,5 млн россиян, что в пять раз превышает показатель 2021 года. Кроме того, по данным Национальной службы статистики Грузии, россия заняла первое место по количеству людей, переехавших в страну – 62 304 человека из 179 778.
Значительно нарастили объемы пассажиропотока и грузинские аэропорты, приняв более 4,4 млн человек, что на 78% больше показателя 2021 года. Международный аэропорт Тбилиси обслужил более 2,9 млн пассажиров, что на 78% больше по сравнению с январем-декабрем 2021 года.
Аэропорт Кутаиси за прошлый год принял около 796 000 пассажиров, что на 182% больше по сравнению с 2021 годом. Через аэропорт Батуми за 2022 год прошло около 616,8 тыс. пассажиров, что на 20% больше показателя предыдущего года.
Кто получил разрешение на полеты в рф и Грузию? Разрешение от грузинских властей на прямые перелеты уже получили «Азимут» и Georgian Airways. Первый авиарейс из москвы в Тбилиси состоится 19 мая.
Почему россия пошла на восстановление полетов в Грузию? «Одна из причин возобновления полетов – это то, что большое количество россиян уехало в Грузию. Но, как с точки зрения безопасности страны, так и дальнейшего партнерства с ЕС – это довольно странный шаг со стороны Грузии. Они еще не понимают, что потеряли, – говорит Трескунов. – Не исключено, что этим грузинским авиакомпаниям запретят летать в Европу. Кроме того, пользоваться этими рейсами смогут позволить себе только те пассажиры, которые ничего не боятся, ведь в аэропортах всегда больше тщательные проверки, и при желании власти могут задержать любого».
Кроме того, прямой рейс рф-Грузия – удовольствие не из дешевых. На рынке уже озвучивают цену в $300 за билет. И при всех этих условиях загруженность рейсов будет составлять 30-40%, что с коммерческой стороны не станет окупаемым для авиакомпаний уровнем. Так что они, не исключено, через некоторое время прекратят полеты или еще больше повысят цены.
Есть ли у этого решения политическая составляющая? Разумеется, и она может быть основополагающей. рф пытается максимально расширить свое влияние или как минимум лояльность к себе. И готова за это платить.
Учитывая потерянную в этом смысле Европу страны СНГ стали очевидными бенефициарами такой активности.
Как в самой Грузии отнеслись к «щедрости» россии? Отрадно видеть, что неоднозначно.
Хотя большинство граждан сводят свои эмоции к цене на авиабилеты и обнуление визовых сложностей, есть пассионарная часть общества, которая видит в этом сближении явные риски.
Протесты под условным призывом «Русский самолет, иди за кораблем!» прошли на этой неделе у здания парламента в Тбилиси.
Какова реакция Запада на восстановление россйско-грузинского авиасообщения? Евросоюз выразил в связи с этим традиционное сожаление и обеспокоенность.
В частности, Петер Стано – Официальный представитель внешнеполитической службы ЕС на брифинге в Брюсселе заявил, что Европа сожалеет о решении грузинских властей. И выразил в этой связи «опасение за европейский путь Грузии».
А Ведант Пател, пресс-секретарь Госдепартамента США, подчеркнул, что сейчас «не время» усиливать любое взаимодействие со страной-агрессором.
«Если между россией и Грузией будут осуществляться прямые рейсы, это вызовет растущую обеспокоенность не только у США и других западных стран, но и у компаний, которые могут работать с грузинскими аэропортами... Все западное сообщество дистанцировалось от россии», – сказал он.
Как это скажется на Украине? Сильнее, чем может показаться на первый взгляд.
Во-первых, любое расширение российского влияния не на руку прозападной коалиции, от которой зависит исход войны в Украине.
Во-вторых, нейтральность Грузии запускает цепную реакцию для других стран – соседей по СНГ.
И наконец – что главное – любые сближения со страной-агрессором в нынешних условиях формируют опасный прецедент. Впрочем, вряд ли Грузия обладает определяющим авторитетом, чтобы активно увлечь за собой других последователей.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].