Санкции Его Величества: как закон Великобритании против российских активов приближает победу Украины
И с какими сложностями может столкнуться реализация этих решений на практике, чтобы Украина смогла получить причитающиеся ей, но явно недостаточные $400 млрд

Великобритания приняла новую редакцию санкций против рф. Документ был представлен британским Кабинетом министров 19 июня, когда в Лондоне проходила международная конференция, посвященная послевоенному восстановлению Украины. Тогда же Министерство иностранных дел Великобритании выпустило пресс-релиз, согласно с которым санкции против рф будут в силе до момента выплаты Киеву компенсации за нанесенный ущерб.
Mind изучил новый пакет санкционных документов и выделил главное.
Какие основные изменения вводит закон? В уже действующие законы о санкциях против россии внесены существенные изменения. Например, изменены названия оккупированных украинских территорий. До внесения изменений Положение о санкциях было направлено на то, чтобы «поощрить рф к прекращению действий, дестабилизирующих Украину или подрывающих или угрожающих территориальной целостности, суверенитету или независимости Украины».
Ранее неподконтрольная Украине территория определялась как «Крым и неподконтрольные правительству районы Донецкой и Луганской областей», а «неподконтрольные правительству районы Донецкой и Луганской областей» – как «части Донецкой и Луганской областей Украины в соответствии с Указом Президента Украины от 7 февраля 2019 г. № 32/2019 в соответствии со статьей 1 Закона Украины от 18 января 2018 г. №. № 2268-VIII «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях».
Отныне зафиксировано, что это именно украинские территории. Согласно Меморандуму, теперь «неподконтрольные правительству территории Херсонской и Запорожской областей» подаются в определении «неподконтрольной правительству территории Украины». Также, исключено предыдущее определение «неподконтрольных правительству территорий Донецкой и Луганской областей».
Глава консалтинговой компании Honest&Bright Ярослав Ломакин считает эти правки очень существенными. «Важно, что британские законодатели наконец-то уточнили: все оккупированные территории – это земли, неподконтрольные именно Украине, а не просто непонятно чья территория, оккупированная непонятно кем», – говорит он.
Какая сумма ущерба, нанесенного агрессией рф Украине, зафиксирована в документе? $400 млрд. «Стоимость восстановления Украины составляет более 400 миллиардов долларов. Объединенное Королевство и лидеры G7 19 мая 2023 года в Хиросиме ясно дали понять, что Россия должна заплатить за причиненный ею ущерб», – говорится в Меморандуме.
Достаточно ли озвученной суммы для восстановления страны? Неизвестно, потому что война еще не завершена. Чуть более года назад, в самом начале полномасштабного вторжения, советник президента Владимира Зеленского Олег Устенко озвучивал сумму выплат Украине в размере $300 млрд. «В плане восстановления Украины есть такой приятный пункт, как получение замороженных в центробанке россии более 300 миллиардов долларов. Они уже для нас зарезервированы», – говорил он 12 марта 2022 года.
Очевидно, что сумма переданных Украине активов должна соотноситься с ущербом, полученным в войне. Как за первые две недели войны сумма ущерба составила $300 млрд, а за следующие 15 месяцев, в которые произошли и бои за Херсон, и тысячи обстрелов домов, и трагедия в Каховке и так далее – всего $100 млрд? С другой стороны, Украина находится в постоянном процессе получения помощи и часть ущерба уже была компенсирована.
Тем не менее, сумма выглядит заниженной. «После всех крупных природных катастроф, например, землетрясений 2010-2011 гг. в Новой Зеландии, цунами в Японии 2011 года, землетрясения в Турции, страховой рынок сталкивается с тем, что обычных страховых сумм оказывается недостаточно для покрытия ущерба. После очень крупных и массовых разрушений стоимость стройматериалов существенно растет, и стоимость работ увеличивается вследствие дефицита строителей и ремонтников», – говорит глава Ассоциации «Страховой бизнес» Вячеслав Черняховский.
Он убежден, что к моменту послевоенного восстановления Украины цены на работы тоже сильно вырастут. Также, не все пострадавшие лица еще заявили об ущербе, так как не могут объективно оценить степень повреждения имущества, и не все пострадавшее или уничтоженное имущество граждан государство фиксирует. «А ведь будет еще ущерб бизнесу. Как прямой, так и упущенная выгода и пр. Поэтому сейчас называть конечную сумму стоимости восстановления Украины рано», – говорит он.
Как тогда эта сумма была выведена? По одной из версий, сумма в $400 млрд, возможно, «подгоняется» под сумму замороженных российских активов. Таким образом, эта оценка является политической, а не основанной на реальных оценках.
И это плохая новость для нас, потому что российское лобби активно оспаривает возможности передачи Украине замороженных резервов центробанка рф и может использовать отсутствие четких аргументов против интересов украинского народа.
«Никакие санкции против рф не заставят актуальную власть в Кремле что-то выплачивать Украине. Выплаты в пользу Украины возможны только после смены власти в москве. Как мы можем ожидать выплат от рф, если нам не выплачивают компенсации даже ЕС и США, которые арестовали сотни миллиардов российских госденег?», – задается вопросом аналитик Максим Кухар.
«Только поражение россии в войне может запустить процесс выплаты Украине компенсаций», – считает финансовый эксперт Даниил Монин.
Кто контролирует выполнение санкций? Вопросы вызывает реализация на практике требований Великобритании даже в части торговли с агрессором.
Так, санкции запрещают торговать на оккупированных территориях определенными группами товаров. Например, оружием и высокотехнологичной продукцией. Однако на практике проконтролировать это очень сложно, даже при дополнительных усилиях Интерпола и разведок.
«На фоне контрабанды, наркотрафика, торговли людьми и всего остального криминала, ловить на границах запрещенные к ввозу чипы и другие товары – не самая лучшая идея. Но эти ограничения – кирпичики, из которых состоят санкции, – говорит активист Антон Швец. – Теперь любому, торгующему с рф, придется искать посредника. Кроме того, это фиксация позиции, что оккупированные территории считаются украинскими и поставки туда в обход Украины запрещены. Напомню, что в западном праве действует норма: «все не запрещенное – разрешено».
По его словам, так как раньше формулировки в санкционном законодательстве были размытые, то напрямую запрет не действовал.
В любом случае, теперь многое будет зависеть от решений корпораций и работы гражданского общества – журналистов-расследователей, а также правоохранительных органов. «Каждый производитель понимает, что после того как какие-то активисты, либо украинские санкционные органы, либо разведки любой страны, либо think tank найдут оборудование производителя на оккупированных территориях, то британская бюрократия просто задушит того производителя проверками и штрафами», – считает Швец. Размеры штрафных мер против нарушителей санкций могут исчисляться многомиллионными суммами.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].