Зерновая сделка 2.0: без ООН и Украины
Формируется новый альянс по поставкам зерна из Причерноморья на мировые рынки

россия, Катар и Турция прорабатывают схему поставок зерна из Причерноморского региона на мировые рынки, которая могла бы стать альтернативой Черноморской зерновой инициативе. Об этом стало известно из переписки представителей сторон, которая оказалась в распоряжении журналистов немецкого издания Bild.
В то же время поставки украинского товара находятся в исторически наихудшем положении, поскольку экспорт через западные границы остается затрудненным.
Mind разбирался, каковы возможности для украинского зернового экспорта в среднесрочной перспективе.
В чем суть новых международных договоренностей?
рф, Турция и Катар работают над новым трехсторонним соглашением, которое призвано заменить «зерновую инициативу». Об этом свидетельствует служебная переписка российского МИД с посольствами россии и Турции с 21 июля по 8 августа, которая есть в распоряжении Bild.
«Предлагается поставлять российское зерно в бедные страны, преимущественно в Африке. Турция выступит как организатор, Катар – как спонсор поставок», – говорится в сообщении.
Новое соглашение обсуждалось в прошедшие выходные в Будапеште. Для этого в венгерскую столицу вылетал глава Татарстана Рустам Минниханов. Туда же прибыл и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Официально о результатах визита не сообщалось, однако турецкий лидер заявил, что соглашение он еще обсудит с владимиром путиным на встрече в сентябре.
Фигурирует ли в этих переговорах Украина?
Нет, Украина никак не участвует в переговорах. Из писем следует, что москва заранее предупредила Анкару о выходе из «зерновой сделки».
При этом известно, что глава МИД Турции Хакан Фидан просит россию возобновить прежнюю «зерновую сделку», чтобы зерно поставлялось и из Украины. Также Анкара предлагает действовать под эгидой ООН.
Какие культуры будут востребованы в рамках новой сделки?
Прежде всего, пшеница.
Кроме того, кукуруза. Правда, покупателей на нее, независимо от исхода переговоров, придется искать в Южной Америке.
Каковы шансы, что найдутся потребители этого зерна?
Выше средних. Полмира сейчас покупает зерно из России, прекрасно понимая, что оно украдено с украинских территорий.
А что же каноническая «зерновая сделка»?
В ближайшей перспективе украинские порты работать не будут.
Каковы перспективы украинского экспорта без «зернового коридора»?
Хотя урожай этого года на 20% больше прошлогоднего, непомерно высокие затраты на логистику и блокада россией черноморских портов Украины сделали транспортировку зерна слишком дорогой.
Украина будет развивать приграничную инфраструктуру с Румынией, чтобы усилить свой экспортный потенциал.
По данным Украинской зерновой ассоциации, повышение ставок фрахта на перевозку зерна и масличных коастерами и баржами из портов Дуная продолжилось на прошлой неделе, однако темпы роста несколько замедлились по сравнению с неделей ранее.
По состоянию на 17 августа 2023 года ставки фрахта на перевозку кукурузы кластерами 6000 тонн из портов «Рени» и «Измаил» в Израиль повысились на $5/т – до $65 $/т. Ставки к восточному побережью Италии выросли на $4/т, до $64/т; к восточному Средиземноморью – на $1–4/т, до $59–61 за тонну; в Испанию – на $3/т, до $73 $/т; на Крит – на $2-3 за тонну, до $55–57 за тонну.
Также наблюдалось повышение ставок фрахта на перевозку кукурузы баржами до Констанцы на €1/т – до €43/т. Фрахт для рапса и ячменя повысился на €3/т – до €50/т.
Как можно снизить эти риски?
Украина завершает работу над схемой с глобальными страховщиками по страхованию зерновых судов, следующих в порты Черного моря и обратно.
По словам заместителя министра экономики Украины Александр Грибаня, соглашение «сейчас прорабатывается и активно обсуждается» между соответствующими министерствами, а также местными банками и международными страховыми группами, включая Lloyd's of London.
Схема может быть введена в действие уже в следующем месяце, причем от пяти до 30 судов будут проходить через то, что он назвал «опасным местом» в украинских водах.
Как сейчас осуществляется экспорт украинского зерна?
Преимущественно железной дорогой через западные границы.
Организованы «временные коридоры» в Черном море, которые позволяют гражданским судам безопасно пройти от Босфора до портов Большой Одессы территориальными водами стран-партнеров Украины.
По прогнозам УЗА, Украина должна экспортировать около 48 млн тонн зерна в этом году – даже без полноценной работы «зернового коридора» такие объемы реально вывезти за границу.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].