Первые штрихи в госбюджет-2024: дефицит на уровне 21% ВВП и львиная доля расходов на безопасность
Mind Explains

Первые штрихи в госбюджет-2024: дефицит на уровне 21% ВВП и львиная доля расходов на безопасность

Когда начнется реальный рост экономики Украины

Цей текст також доступний українською
Первые штрихи в госбюджет-2024: дефицит на уровне 21% ВВП и львиная доля расходов на безопасность

В Украине полным ходом идет подготовка проекта государственного бюджета на 2024 год. Один из элементов этого процесса – формирование бюджетных запросов. Такой запрос готовят главные распорядители бюджетных средств – министерства, секретариат Кабинета министров, Национальная академия наук и т.д. Распорядители указывают объем денежных ресурсов, которые необходимы для их деятельности на новый бюджетный период, и передают свои пожелания Министерству финансов.

По сути, бюджетные запросы являются фундаментом для проекта госбюджета. Поэтому Минфин собирает их на самом начальном этапе бюджетного процесса и предварительно рассылает распорядителям специальное письмо. В нем содержится общая оценка экономической ситуации в стране, основные бюджетные задачи на три года и ключевые макропоказатели, которые лягут в основу главной сметы на следующий год.

В распоряжении Mind оказалось такое письмо о подготовке бюджетных запросов на 2024-2026 годы. Помимо макропоказателей, оно содержит рекомендации, которые дал Минфин распорядителям бюджетных средств, – как лучше спланировать и оптимизировать свои расходы.

Как военное положение влияет на подготовку госбюджета? Минфин в своем письме напоминает, что бюджетный процесс в Украине по-прежнему проходит в условиях военного положения, что накладывает определенные ограничения и предъявляет специфические требования.

«Вызовы, стоящие перед Украиной в военное время, требуют от участников бюджетного процесса чрезвычайно взвешенного и продуманного подхода к определению направлений, на которые будут расходоваться бюджетные ресурсы», – сказано в письме министерства.

Главные распорядители бюджетных средств при планировании своих издержек должны руководствоваться целями, которые направлены на восстановление Украины и на ее экономическое развитие. Вместе с тем, Минфин указывает на то, что ключевые стратегические документы, которые должны определять развитие страны в последующие годы, отсутствуют.

В частности, речь идет о Национальной экономической стратегии на период до 2023 года, которая после 24 февраля 2022 года утратила свою силу. Но Концепция послевоенной модели Украины, которую премьер-министр Денис Шмыгаль поручил разработать еще в марте 2023 года, до сих пор не утверждена.

Поэтому Минфин советует распорядителям бюджетных средств при формировании запросов опираться на следующие ориентиры (список документов не является исчерпывающим):

  • обновленную версию Меморандума между Украиной и МВФ от 16 июня 2023 года;
  • Цели устойчивого развития на период до 2030 года, которые определены Указом президента от 30 сентября 2019 года;
  • План Украины в рамках программ поддержки Европейского союза «Украинский фонд» на 2024-2027 годы;
  • Формулу мира, представленную президентом осенью 2022 года.

На каких принципах будет построен госбюджет-2024? Основные приоритеты бюджетной политики на 2024 год сформулированы в рамках пяти основных пунктов.

1. Философия победы:

  • первоочередное финансирование сектора безопасности и обороны;
  • усиление обороноспособности страны для отражения вооруженной агрессии.

2. Глобальная украинская безопасность:

  • реформирование оборонно-промышленного комплекса;
  • производство современных видов вооружения, в том числе морских дронов и беспилотников.

3. Политика героев:

  • система поддержки военных и их семей;
  • ментальная и физическая реабилитация ветеранов, их интеграция в общественную и экономическую жизнь.

4. Политика справедливости:

  • повышение эффективности использования государственных средств;
  • компенсация ущерба пострадавшим из-за войны украинцам;
  • социальная поддержка граждан;
  • восстановление разрушенного имущества и инфраструктуры.

5. Трансформация за 10 лет:

  • стимулирование экономической деятельности/активности и поддержка бизнеса;
  • создание условий для возвращения украинских беженцев: новые рабочие места, качественное образование, современная медицина.

Какие макропоказатели лягут в основу госбюджета-2024? Письмо Минфина содержит прогноз по ряду экономических показателей на 2024-2026 годы. Выделим некоторые индикаторы:

  • рост реального ВВП Украины в 2024 году составит 5%, в 2025 году его динамика ускорится до 7%, в 2026 году – до 7,5% (прогноз НБУ на 2023 год – 2,9%);
  • индекс потребительских цен в 2024 году (декабрь к декабрю) будет на уровне 10,8%, в 2025 году – 8,6%, в 2026 году – 5,8% (прогноз НБУ на 2023 год – 10,6%);
  • среднемесячная номинальная зарплата наемных сотрудников в 2024 году достигнет 21 900 грн, в 2025 году она вырастет до 25 700 грн, в 2026 году – до 29 600 грн.
  • Среднегодовой обменный курс в 2024 году составит 41,4 грн/$, в 2025 году – 44,5 грн/$, в 2026 году курс укрепится до 43 грн/$ (в госбюджете-2023 был заложен среднегодовой курс на уровне 42,2 грн/$).
Первые штрихи в госбюджет-2024: дефицит на уровне 21% ВВП и львиная доля расходов на безопасность

Данные Минфина

Минимальная зарплата в Украине с 1 января 2024 года должна вырасти до 7100 грн, с 1 июля 2024 года – до 8000 грн. В 2023 году «минималка» составляет 6700 грн.

Прожиточный минимум в 2024 году в расчете на одного человека составит 2920 грн. В 2023 году он зафиксирован на уровне 2589 грн.

Минфин также напоминает, что в рамках договоренностей с международными партнерами предусмотрено постепенное снижение дефицита госбюджета. С 27% ВВП, запланированных на 2023 год, бюджетный дефицит сократится до 20,8% ВВП в 2024 году, до 11,4% ВВП в 2025 году и до 7% ВВП в 2026 году.

Что должны учесть распорядители бюджетных средств при планировании затрат? Министерство финансов дало рекомендации, что следует учесть при подготовке бюджетных запросов. В частности:

  • Министерство социальной политики в обязательном порядке должно предусмотреть на 2024 год 46,3 млрд грн, которые будут направлены на жилищные субсидии населению (компенсация оплаты услуг ЖКХ), и 57,6 млрд грн помощи внутренне перемещенным лицам.
  • Верховный Суд вместе с бюджетным запросом на 2024 год обязан предоставить перечень мер с указанием сроков их выполнения по завершению ликвидации Высшего специализированного суда по рассмотрению гражданских и уголовных дел, Высшего хозяйственного суда, Высшего административного суда.
  • Министерству развития общин, территорий и инфраструктуры необходимо проработать вопросы, которые касаются перенаправления части средств дорожного фонда на восстановление объектов дорожной инфраструктуры. Объем поступлений в дорожный фонд на 2024 год запланирован в размере 79,1 млрд грн.
  • Министерство энергетики должно будет предоставить информацию о деятельности шахт, об объемах добычи угля и о количестве шахт, которые подлежат закрытию как бесперспективные. На основе этих данных будет просчитан объем государственной поддержки угольной отрасли на 2024-2026 годы.
  • Центральной избирательной комиссии необходимо произвести ориентировочный расчет расходов на проведение президентских выборов и выборов в Верховную Раду в 2024 году на тот случай, если решение о выборах будет принято.

Кроме того, главным распорядителям бюджетных средств запрещено без веских на то причин и без согласования с Минфином менять объем расходов. Прежде всего, это расходы, связанные с функционированием органов государственной власти, на оплату труда – в том числе.

Также Минфин акцентировал внимание на том, что главные распорядители бюджетных средств обязаны повысить качество планирования бюджетных программ и определить такие целевые показатели, чтобы впоследствии была возможность оценить эффективность реализации этих программ.

Какой может быть модель госбюджета-2024? Согласно требованиям бюджетного процесса, проект госбюджета должен быть внесен в парламент до 15 сентября. Тем не менее, уже сейчас можно в общих чертах представить, каким будет главный финансовый документ Украины на 2024 год.

  1. Экономический рост ускорится почти вдвое по сравнению с 2023 годом. В то же время, бюджетный дефицит в размере почти 21% ВВП говорит о том, что госказне не будет хватать средств от внутренних поступлений (налогов). Следовательно, дефицит придется покрывать за счет международного финансирования или посредством усиления налогового давления.
  2. Оборона и безопасность по-прежнему будут самыми весомыми статьями расходов госбюджета. Скорее всего, как и в 2023 году, их доля составит порядка 50% всех расходов или даже больше.
  3. Помимо финансирования неотложных потребностей (армия, социальная сфера, энергетика), Украина постепенно будет переходить к восстановлению своей инфраструктуры. То есть, разговор уже не только об экстренном «латании» дыр, но и о послевоенном восстановлении.
  4. Суммы, которые будут выделены на жилищные субсидии и на помощь внутренним переселенцам, свидетельствуют о том, что социальная поддержка тоже будет занимать весомую долю в бюджетных расходах.
  5. Контроль за расходованием бюджетных средств усилится. В то же время, о сокращении расходов пока речь не идет. А ведь оптимизация бюджетных издержек могла бы помочь сократить дефицит и снизить зависимость от внешнего финансирования.

Следует заметить, что общий экономический тренд, очерченный Минфином на три года, может быть сигналом к тому, что в 2024 году война все-таки будет завершена. А уже в 2025-2026 годах начнется реальный экономический рост. Это коррелирует с теми прогнозами, которые прописаны в Меморандуме с МВФ.

Напомним, базовый макросценарий Фонда предполагает, что активные боевые действия прекратятся в середине 2024 года. При этом МВФ чуть более консервативен. Он ожидает, что ВВП Украины в 2024 году вырастет на 3,2%, а дефицит госбюджета будет более 21% ВВП. Рост ускорится только с 2025 года, а бюджетный дефицит радикально сократится в 2026 году.

В целом, оценки и Минфина, и МВФ говорят о том, что 2024 год может стать своеобразным рубежом для украинской экономики, после которого она перейдет в фазу оздоровления и восстановления.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно