«Плюс» 3-4% роста ВВП в 2023 году: что пророчат украинской экономике НБУ, Кабмин и эксперты
Mind Explains

«Плюс» 3-4% роста ВВП в 2023 году: что пророчат украинской экономике НБУ, Кабмин и эксперты

И почему до ее реального восстановления еще далеко

Цей текст також доступний українською
«Плюс» 3-4% роста ВВП в 2023 году: что пророчат украинской экономике НБУ, Кабмин и эксперты

Прогнозы для украинской экономики все оптимистичнее. Если в начале 2023 года Нацбанк ожидал, что по итогам года ВВП Украины вырастет в лучшем случае на 0,3%, то сейчас регулятор считает, что рост ВВП в 2023 году составит 2,9%.

Впрочем, положение по-прежнему довольно шаткое. Например, тот же НБУ заявил, что его прогноз построен на консервативном сценарии. Он учитывает продолжение активных боевых действий до середины 2024 года и ограничения экспорта, которые связаны с прекращением действия Зернового соглашения. Кроме того, Украина по-прежнему зависит от международного финансирования, без которого госбюджет попросту рассыплется.

Mind разбирался, чем может завершиться 2023 год для отечественной экономики и с какими ожиданиями страна приближается к 2024-му.

Что прогнозируют различные институты и эксперты? Помимо Национального банка, свои ожидания озвучило правительство. Первый вице-премьер-министр – министр экономики Юлия Свириденко во время выступления на форуме YES 2023 заявила, что темпы роста ВВП Украины по итогам 2023 года могут ускориться до 4%. «Мы в Минэкономики считаем, что рост в 2023 году будет ближе к 4%. Это более оптимистичный прогноз, чем у НБУ», – рассказала она.

Приблизительно такого же мнения придерживается и министр финансов Сергей Марченко. В ходе мероприятия «Global Outlook: Новая экономика Украины», который организовала Европейская Бизнес Ассоциация, он заявил, что есть все основания рассчитывать на рост ВВП Украины в 2023 году более чем на 3%.

Инвестиционная компания Dragon Capital в сентябре улучшила прогноз роста украинской экономики на 2023 год с 3% до 4,5%. Аналитики основывают свои оценки прежде всего на активном восстановлении экономики в первом и втором кварталах 2023 года.

Рейтинговое агентство Fitch еще летом вместе с рейтингом Украины заодно обновило и макропрогноз. Оценка роста ВВП улучшилась до 3,5% по сравнению с 2% роста, которые агентство предрекало в январе 2023 года.

Всемирный банк тоже летом пересмотрел прогноз роста ВВП Украины в лучшую сторону – с 2% до 3,3%.

Где-то посредине всех этих прогнозов расположился Международный валютный фонд (МВФ). Напомним, что еще в июле Фонд обновил Меморандум с Украиной. В нем, среди прочего, содержится подробная оценка ситуации в украинской экономике. МВФ ожидает, что рост ВВП Украины в 2023 году будет в диапазоне от 1 до 3%. Еще весной Фонд не исключал, что в нынешнем году этот показатель может сократиться на 3%.

Какие факторы поддерживают рост украинской экономики? Мрачные прогнозы, которые звучали в начале текущего года, во многом были основаны на итогах первого года войны. А они были печальными: ВВП за 2022 год обвалился более чем на 29%.

Практически полная остановка бизнес-активности в марте-мае прошлого года, топливный кризис, резкое падение экспорта, разрыв логистических цепочек, обстрелы энергетической инфраструктуры осенью и зимой не оставляли особых надежд на то, что экономика быстро выйдет из крутого пике. Сергей Марченко признался, что роста в 2023 году вообще никто не ожидал.

Но ситуация стала меняться в лучшую сторону. В первом квартале 2023 года ВВП Украины (в годовом измерении) упал на 10,5%, а во втором – вырос на 18,1%. Почему так происходит?

  1. Бизнес оправился от шока войны быстрее, чем ожидалось. Индекс деловых ожиданий (ИОДА), который рассчитывает НБУ по итогам опросов компаний и предприятий, в августе составил 49,3 пункта. Это почти что нейтральный уровень, ближе к позитивной зоне. В августе 2022 года, для сравнения, этот индекс находился на отметке в 44,1 пункта.
  2. Восстановление электроснабжения к весне 2023 года, а также налаживание логистики через сухопутные коридоры, помогли вернуться в нормальный режим промышленности и агросектору. «Более оживленным оказался и внутренний спрос», – констатирует НБУ.
  3. Кардинально замедлились темпы роста потребительских цен. В основу государственного бюджета на 2023 год была заложена инфляция на уровне 28%. Теперь и НБУ, и Минфин считают, что уровень инфляции в 2023 году не превысит 10,6%. На ситуацию с ценами помимо факторов, указанных выше (возобновление деловой активности, ликвидация энергодефицита), благотворно повлияли удешевление топлива, наращивание предложения продовольственных товаров (импортных в том числе) и неизменность тарифов на услуги ЖКХ. Вдобавок к этому НБУ прекратил эмиссию гривны, которая сделала большой вклад в раскручивание инфляции в 2022 году.
  4. Украина продолжает получать финансирование из-за рубежа. По данным НБУ, нужды госбюджета, которому очень не хватает внутренних поступлений (налогов), за первое полугодие 2023 года почти на 37% покрыты как раз за счет денег иностранных партнеров. Сумма иностранного финансирования за январь-июнь составила $23,6 млрд. Как уточняет глава парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев, всего за год Украина должна получить $42 млрд.
  5. У Нацбанка хватает сил, чтобы балансировать валютный рынок. С начала лета курс на наличном рынке вплотную приблизился к официальному и до сих пор не выходит за пределы 38 грн/$. На межбанковском рынке НБУ гасит спрос за счет интервенций. Благо, золотовалютных резервов у него для этого достаточно. Их объем на начало сентября превышал $40 млрд.

Какие риски есть для экономического роста? Все угрозы, которые могут отрицательно повлиять на состояние украинской экономики, лежат на поверхности.

  1. Эскалация и затягивание военного конфликта. НБУ, МВФ, и прочие прогнозисты называют именно военные риски главным фактором влияния на жизнеспособность украинской экономики.
  2. Приближение холодов вновь выводит на повестку дня дискуссию о стабильности энергетической инфраструктуры. Во-первых, ликвидированы далеко не все последствия прошлых обстрелов. По словам премьер-министра Дениса Шмыгаля, в августе были восстановлены 60-70% энергоблоков и 80% магистральных сетей. Во-вторых, не исключены новые атаки на объекты генерации.
  3. Ситуация с экспортом украинской продукции остается сложной. Шансы на возобновление «зернового коридора» минимальны, часть стран ЕС продолжает блокаду поставок украинского зерна. И хотя Минэкономики оценивает потенциал экспорта урожая зерновых и масличных 2023 года на уровне 50 млн тонн, как этот объем отправить за границу – вопрос. Правда, Юлия Свириденко верит в то, что удастся улучшить экспорт через дельту Дуная, Румынию и в порты Большой Одессы.
  4. Доходы населения из-за войны существенно упали. По данным опроса Киевского международного института социологии (КМИС), который был обнародован в июле, приблизительно 64% украинцев заявили о проседании доходов, а почти треть опрошенных вообще лишилась работы. Все это влечет за собой падение потребительского спроса, с одной стороны, помогая сдерживать инфляцию, но с другой – отрицательно сказываясь на росте экономики.
  5. Есть риски сокращения международного финансирования, за счет которого перекрывается дефицит госбюджета и поддерживается валютный курс. Об этих рисках, кстати, НБУ предупреждал уже не раз. Но проблема в большей мере может проявить себя в 2024 году. Потому что на 2023 год денег для «латания дыр» в бюджете должно хватить. «Это в очередной раз указывает на важность выполнения взятых обязательств в рамках программы EFF (кредит от МВФ на $15,6 млрд. – Mind) и пакета макрофинансовой помощи от ЕС», – считает Даниил Гетманцев.

Что будет с экономикой до конца года? В целом, прогнозы, что ВВП Украины за 2023 год может прирасти на 3-4%, выглядят реалистично. Хотя бы потому, что база сравнения 2022 года находится глубоко в «минусе». А от дна отталкиваться проще, чем карабкаться на вершину.

В то же время, многие оценки сводятся к тому, что во втором полугодии 2023 года произойдет стагнация. НБУ ожидает, что в июле-сентябре темпы роста ВВП замедлятся до 4,6%, в октябре-декабре квартале – до 1,8%. Похожего мнения придерживаются аналитики Dragon Capital и Института экономических исследований и политических консультаций, предупреждая о «существенном замедлении во втором полугодии».

Экономика не может нормально функционировать, когда в стране идут активные боевые действия. Львиная доля бюджетных затрат направлена на безопасность и оборону, многие социальные программы свернуты, масштабы разрушений и повреждений исчисляются сотнями миллиардов долларов, а неопределенность и колоссальные военные риски сдерживают инвестиции.

Поэтому, пока что украинская экономика остается в режиме выживания.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно