Зима близко: почему телезритель не получит украинскую «Игру престолов»

Зима близко: почему телезритель не получит украинскую «Игру престолов»

Как отечественным каналам повысить качество телепродукта собственного производства

Цей текст також доступний українською
Зима близко: почему телезритель не получит украинскую «Игру престолов»
Кадр из сериала «Игра престолов»
Фото hbo.com

На украинских телеканалах через пару недель стартует новый сезон. Раньше других его откроет «2+2» – 14 августа. На канале намечены две отечественные премьеры и еще несколько – в разработке. На презентации нынешнего осеннего сезона генеральный продюсер канала Максим Кривицкий пообещал, что весенний сезон будет еще насыщеннее. Канал активнее, чем конкуренты, наращивает эфирное время сериального контента украинского производства. В январе – июне этого года на «2+2» вышли четыре премьерных отечественных сериала.

По подсчетам компании «Медиа Ресурсы Менеджмент», за первое полугодие 2017 года в эфире первой шестерки украинского телевидения вышло 28 премьерных сериалов. Если сравнивать с аналогичными показателями первого полугодия 2016 года, то количество новых сериалов выросло – в январе-июне 2016 года в эфире первой украинской шестерки дебютировало 23 сериала.

Потребность в сериальном контенте отечественного производства выросла в связи с введенными в мае этого года языковыми квотами. Но рост количества не означает повышения качества. Почему зрителю, уже привыкшему к «Шерлоку», «Настоящему детективу», «Карточному домику» и «Игре престолов», порой становится неловко при просмотре отечественного продукта, очевидно: американский или британский сериал на видеоресурсах и украинское телевизионное шоу – это два разных подхода. Во втором случае – чистый бизнес, а в первом – сочетание бизнеса с искусством.

Американский телеканал HBO тратит на производство одной серии «Игры престолов» более $10 млн. Одна серия телевизионного продукта в Украине обходится примерно в $20 000. Приблизительно такой же отрыв и по качеству.

Если при производстве игрового фильма 40 лет назад за один съемочный день создавали две минуты экранного времени, то современные темпы поточного сериального производства требуют в среднем 20 минут в день. То есть, если это ситком и, например, не нужно менять локации, вполне можно отрабатывать за день одну серию. Это говорит о том, что, скорее всего, актеры увидят текст роли в лучшем случае накануне. Речь о том, что кто-то за это время отработает образ, даже не идет.

Впрочем, практика показывает, что телезритель этого и не требует. Любой продакшен – это прежде всего бизнес, который обязательно думает о монетизации. Показателен в этом случае известный в отрасли пример двух продуктов продакшена FILM.UA. Их имиджевый проект, который вывел продакшен на международный рынок, – «Нюхач», детективный сериал об уникальном специалисте, который обладает невероятным обонянием, которое и помогает раскрывать запутанные преступления. Производство обходилось беспрецедентно дорого – в $500 000 за одну серию. Компания продала не только права на его показы в разные страны, но и сам формат. Японцы и французы снимают своих «Нюхачей». Но золотые яйца для FILM.UA несет совсем не он. Наряду с «Нюхачем» тут снимают «Женского доктора» – бесконечную историю о враче, который едет работать в провинцию и становится незаменимым. Съемки обходятся продакшену в самые скромные деньги, при этом продукт остается неизменным кормильцем структуры: сколько бы его ни показывали по ТВ – рейтинги не падают.

К слову, именно продюсер FILM.UA Ирина Костюк была тем человеком, который познакомил украинских телезрителей с «Игрой престолов». В 2011 году, когда этот сериал только вышел и набирал обороты, она была генпродюсером телеканала ТЕТ, боровшегося за молодежную аудиторию с «Новым». Тогда канал закупил права на показ международного телехита – и тот с треском провалился. Рейтинги совсем не оправдали покупку. Зато дешевый в производстве и незамысловатый украинский «Виталька» выстрелил.

Но даже если сериал у производителя выходит не слишком успешным и рейтинговым, сколько бы в него не вложили, рано или поздно он окупается. Его показывают в повторах, канал размещает его на своей интернет-платформе (как, например, весь продукт производства холдинга «1+1»), его многократно демонстрируют на платных кабельных каналах (как FILM.UA, который старается оставлять за собой права на собственный продукт, не отдавая его в безраздельное пользование телеканалам-заказчикам), его заливают в YouTube. Это все неизбежно монетизирует сериалы. Что и отличает их от украинского кино, которое пока еще преимущественно лишь паразитирует на государственном бюджете, «зарабатывая» на самом процессе производства, «осваивая» средства.

И продакшены, и телевизионщики признают, что телевизор остается самым прибылеобразующим звеном. Оксана Янко, исполнительный продюсер «2+2», уверена, что мировая тенденция просмотра сериалов «запоем» онлайн на украинского зрителя пока не распространяется. «Мы проводили фокус-группы нашей целевой аудитории – мужчины 18–54. В одной группе из шести человек всего один пользовался системой просмотра онлайн. Остальным проще включить в определенное время телевизор», – поясняет она. 

Принятый весной этого года новый закон о кино сулит государственную поддержку сериальному производству. Теперь госбюджет будет финансировать не только кино, но и сериалы. Продакшены будут подавать проекты на конкурс (питчинг) и комиссия определит, какой именно государство поддержит деньгами. Прописанные в законе бюджетные деньги они смогут получить после того, как Верховная Рада согласует между собой бюджет, Налоговый кодекс и другие необходимые документы. Бороться в конкурсе будут за 50% госфинансирования бюджета сериала. По словам Ирины Костюк, это позволит не только увеличить бюджеты, но и запустить в производство социально значимые проекты, в которые раньше не решались вкладывать деньги каналы и производители.

Второй возможностью увеличить бюджеты остается копродукция. Искать соинвесторов за границей – общая европейская тенденция, утверждает Фредерик Лавинь, арт-директор Series Mania Festival (фестиваля сериалов в Париже). «Сейчас это единственный метод противостояния американским сериалам, у которых бюджеты несоизмеримо высоки, – говорит он. – Следующей весной мы уже в девятый раз проведем наш фестиваль, главной целью которого являются питчинги. Национальные продакшены из европейских стран презентуют свои идеи и ищут партнеров в других странах. И для этого не нужно создавать нейтральные истории без привязки к своей стране. В последнее время появился термин «глокал» – это локальная история, интересная глобальному зрителю. Посмотрите на скандинавские сериалы, например. «Мост». Фокус исключительно на датско-шведских различиях и одном объединяющем их мосте, где и происходит убийство. Но оказалось, что это интересно зрителю по всему миру. Плюс у каждой страны есть соседи – это тоже потенциал для адаптации».

Рост бюджетов открывает возможности для повышения качества. Мировая практика демонстрирует: телевизионный продукт уже пару лет как догнал большое кино, а иногда и перегоняет его. Планка качества, которую выставляет отечественный зритель украинскому производителю, все же поднимается – к такому выводу пришли участники сериальной секции, в этом году впервые прошедшей в рамках Одесского международного кинофестиваля. А это значит, что и производитель неизбежно будет вынужден искать способы удовлетворить требовательные вкусы клиента.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно