«Игра престолов» уже не та. Анализ VII сезона

«Игра престолов» уже не та. Анализ VII сезона

Три главных разочарования в самом популярном и высокобюджетном сериале

Цей текст також доступний українською
«Игра престолов» уже не та. Анализ VII сезона
Фото: Helen Sloan/HBO

Перехватив у писателя Джорджа Мартина контроль над сюжетом фэнтези-саги, продюсеры телесериала «Игра престолов» Дэвид Бениофф и Дэниел Бретт Уайсс изменили правила игры в вымышленном мире Вестероса – пожертвовали реализмом повествования ради повышения его эффективности, поменяли характеры главных героев, дабы ошарашить зрителей их неожиданными поступками, и перестали умерщвлять полюбившихся персонажей.

Рейтинги телесериала «Игра Престолов» продолжают бить рекорды. Финальную 79-минутную серию седьмого сезона, вышедшую в минувшее воскресенье на канале НВО, просмотрели 12,1 млн человек. Это на 19% больше, чем в июле собрала у телевизоров первая серия (10,1 млн человек), и на 36% больше, чем было у последнего эпизода прошлогоднего шестого сезона (8,9 млн зрителей).

Аудиторию притягивают к экранам масштабные батальные сцены, в которых огнедышащие драконы сжигают наземные войска, подобно тому, как американские истребители F-16 сбрасывали напалм на вьетнамских солдат.

«Игра престолов» уже не та. Анализ VII сезона
Фото: HBO

Сценаристам удалось закрутить сюжет седьмого сезона так, что каждый последующий эпизод воспринимается как головокружительная эскалация предыдущих событий. Многие сюрпризы для зрителей – в особенности «слезевыжимательная» гибель и превращение в зомби одного из драконов, хладнокровное перерезание малолетней Арьей горла Петиру Бейлишу, расцветающий любовный роман между Дейенерис и Джоном Сноу и выплывшее наружу их близкое родство – продуманы с явным расчетом на то, чтобы шокировать публику и максимизировать обсуждение этих сюжетных поворотов в соцсетях. Шоу получилось настолько всепоглощающим и обговариваемым, что в США премьеры всех семи эпизодов нынешнего сезона «Игры Престолов» становились главными событиями на телевидении и затмевали все остальные передачи.

Однако предпоследний седьмой сезон стал серьезным разочарованием для тех его поклонников, которые ценили логичность и цельность повествования. Путеводной звездой для первых пяти сезонов «Игры Престолов» служил сюжет незавершенного цикла романов «Песнь льда и пламени», продуманный до мелочей писателем-новеллистом Джорджем Мартином. Однако сериал ушел в отрыв, и сюжет седьмого сезона стал изобиловать нелогичностями и растерял книжную глубину.

Гении-манипуляторы, каждое слово которых в книге приближало их к заветной цели, в сериале превратились в мелких жуликов-неудачников. Огромные расстояния, которые герои долго и упорно преодолевали на протяжении шести сезонов, в седьмом вдруг перестали создавать препятствия – мир Вестероса внезапно превратился в карту из компьютерных игр, напичканную телепортами для быстрого перемещения. А претенденты на железный трон ради усиления драматизма все стали принимать решения, несвойственные тем характерам, которые для них сформировал Мартин.

Mind предлагает рассмотреть наиболее раздражающие перемены в «Игре Престолов», мешающие фанатам сериала наслаждаться сражениями драконов и восхищаться изяществом политических интриг.

Смерти стали бессмысленными

До недавнего времени главной фишкой сериала были заговоры, значимость которых подчеркивалась гибелью главных героев. Когда весь первый сезон зрители болели за Неда Старка, и в финале ему отрубили голову, люди смотрели на это действо с отвисшими челюстями. Это был разрыв шаблонов. Зрители были убеждены, что главного героя нельзя убивать, и когда это происходило, у них возникало шоковое осознание того, что добро не всегда побеждает.

«Игра престолов» уже не та. Анализ VII сезона
Фото: Helen Sloan/HBO

В следующих сезонах основные претенденты на Железный трон, такие как Рэнли Баратеон и Робб Старк, продолжали гибнуть столь же ужасающим, несправедливым и непредсказуемым образом.

«Смерти – это то, что делало «Игры» великими, и это то, что мы потеряли, – пишет издание Screen Rant. – С перспективы седьмого сезона смерти Неда или Роба выглядят малозначимыми. Мы узнали, что они вовсе не были главными фигурами, а служили элементами одной целостной группы, центрированной на Джоне и Дейенерис».

Последним убийством главного героя стала казнь Джона Сноу в финале пятого сезона, и она оказалась фальшивкой, так как герою вернули жизнь двумя эпизодами позднее. Уже более двух лет с момента гибели Станниса никто из значимых персонажей сериала не погибал.

К концу седьмого сезона герои начали демонстрировать чудеса живучести. В одной из серий двое избежали смерти, переплыв озеро в тяжелых доспехах, которые в реальном мире потянули бы их на дно. В шестом эпизоде сразу семь видных персонажей отправились за стену выполнять самоубийственную миссию, и лишь один наименее узнаваемый и важный из них погиб. Джон Сноу был на волоске от смерти и выжил пять раз – его едва не раздавили в «Битве бастардов», дважды его окружали зомби, он чуть не утонул в ледяной воде. И, по мнению критиков, эти удивительные спасения главных героев лишают «Игру Престолов» статуса серьезного сериала для взрослых к приближают к обычному фэнтезийному экшену для детской аудитории.

Нарушение законов пространства и времени

По утверждению кинокритиков, даже когда речь идет о перемещении вымышленных персонажей в вымышленном мире, зрители хотят видеть правдоподобную скорость.

Чтобы свести друг с другом ключевых персонажей из разных королевств и ускорить развитие событий, в седьмом сезоне допущено множество пространственно-временных нарушений. Джейме Ланнистер из Королевской Гавани прямиком переходит в замок Тиреллов в Хайгардене и возвращается назад, а Джон Сноу курсирует туда-сюда из Винтерфелла на Драконий Камень. Чемпионом ускорений, пожалуй, можно считать сэра Джораха Мормонта, который не только показывается в отдаленных друг от друга королевствах, но и непонятным образом перескочил с континента на континент.

«Игра престолов» уже не та. Анализ VII сезона
Фото Helen Sloan/HBO

В шестой серии «За Стеной» сценаристы вышли за грани разумного. После того как отряд охотников на зомби Джона Сноу попадает в западню, Джендри делает скоростной забег назад к стене, после чего ворон улетает на юг с посланием для Дейенерис, пересекает примерно половину континента до острова Драконий Камень, передает Бурерожденной «эстафету», и она верхом на драконе успевает прибыть обратно на север, чтобы спасти Джона и его отряд.

Даже представив, что вороны и драконы в Вестеросе могут летать со скоростью самой быстрой реальной птицы – черного стрижа (150 км/ч), многим зрителям довольно сложно избавиться от мучительных сомнений в осуществимости таких перелетов за то короткое время, пока отряд Джона Сноу может выдерживать оборону. Ломая укоренившееся в головах зрителей убеждение в том, что для преодоления больших расстояний нужно больше времени, шоураннеры Бениофф и Уайсс вынуждают задуматься о том, что весь мир Вестероса – фальшивка. И это негативно сказывается на способности людей сочувствовать и сопереживать персонажам драмы.

Нелогичность поведения сестер Старк

Как пишет издание The Wrap, ничто так не нарушает связность «Игры Престолов», как сюжет о возвращении Арьи в Винтерфелл. Между двумя юными сестрами Старк разгорается междоусобица, но в итоге они сообща обличают и наказывают разжигателя, который, как казалось зрителям, успешно ими манипулировал.

«Игра престолов» уже не та. Анализ VII сезона
Арья Старк
Фото Helen Sloan/HBO

«Если Арья, представшая перед Сансой в финальной сцене, – это совершенно не та Арья, за которой мы следили на протяжении всех семи сезонов, то как же мы можем почувствовать, насколько мощной эта сцена должна быть?» – сокрушаются критики.

Как утверждает The Wrap, чтобы создать эффектную финальную сцену казни Петира Бейлиша, сценаристы «подмяли» под нее характеры персонажей. Арья и Санса ведут себя очень странно. Ни в одном кадре сериала не было ни малейшего намека на то, что Санса действует сообща с Арьей и Браном или догадывается о нечистой игре Бейлиша. Не было ни одного признака, что у Сансы появились сомнения в том, что Мизинец рассказывает правду об Арье. Наоборот, мы наблюдаем, как она искренне верит своему бывшему покровителю. Но уже в следующей сцене Санса бросает в лицо Бейлишу обвинения в убийстве и измене.

Поступки младшей сестры нелогичны настолько, что вызывают подозрение в шизофрении. Перед приходом Арьи в Винтерфелл были показаны сцены, раскрывающие ее характер. Во время обеда с солдатами Ланистеров она проявляет сердечность и показывает зрителям, что не стала бесчувственным и безликим киллером. А встреча Арьи в лесу с лютоволком, нашедшим себе новую семью – стаю, вынуждает ее задуматься о воссоединении со своими братьями и сестрами. Однако во второй половине сезона поведение Арьи полностью противоречит ее предыдущим поступкам. Она никак не может понять свою сестру Сансу. И это после того, как на протяжении нескольких сезонов в городе Браавосе Арья училась принимать облик других людей.

По признанию сценаристов, они ставили задачу создать в отношениях между Сансой и Арьей напряжение, чтобы все поверили, будто сестры Старк могут поубивать друг друга. В итоге для осмысления финальной сцены зрителям необходимо собрать в уме недостающие пазлы – самим догадаться, как Санса могла узнать о предательстве Бейлиша и почему странно вела себя Арья. Будучи вынуждены решать логическую головоломку и зная персонажей, зрители пытаются сопоставить свойственное им поведение с финалом. А это сделать не получается, так как при написании сценария авторы конструировали свой логический пазл – подгоняли поведение персонажей под шокирующую концовку.

«Игра престолов» уже не та. Анализ VII сезона
Санса Старк
Фото Helen Sloan/HBO

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно