Барочная изысканность в «Мистецьком Арсенале»

Барочная изысканность в «Мистецьком Арсенале»

Чем удивляют ценителей современные музыкальные театры

Цей текст також доступний українською
Барочная изысканность в «Мистецьком Арсенале»
Выступление инструменталистов в "Мыстецьком Арсенале"
Фото: Константин Гомон

В современном музыкальном театре переплелось множество стилей и эпох, представленных на европейских музыкальных сценах. От барочных партитур Монтеверди, Перселла и Генделя до написанных пару месяцев назад новинок наших современников-европейцев. Например, оперы «Уроки любви и жестокости» Джорджа Бенджамина и камерной партитуры «Тереза» Филиппа Майнца по роману Эмиля Золя, которые весной 2019-го пойдут в Гамбурге. 

В Украине же 12 октября на сцене «Мыстецького Арсенала» состоялось выступление молодых украинских исполнителей барочной музыки. Исполнялись произведения немецко-английского композитора Георга Фридриха Генделя. Мероприятию предшествовал двухдневный мастер-класс известной далеко за пределами Украины сопрано Ольги Пасичник.

Барочная изысканность в «Мистецьком Арсенале»
Ольга Пасичник
Фото: Константин Гомон

К стыду отечественных культурных институций, в наших государственных оперных театрах намеренно и тщательно избегают барочного репертуара, Моцарта, Вагнера, современных партитур. А постановку оперы или балета не приевшегося до дурноты западного либо украинского автора, по праву можно считать не просто сенсацией, а настоящим чудом.

Но исключения порой происходят. В минувшем сезоне во Львове под заслуженные восторги критики были поставлены оперы «Цвіт папороті» Евгения Станковича и «Дон Жуан» Моцарта.  Ярким событием музыкальной жизни Одессы стала постановка балета «Судьбы» композитора Юлии Гомельской и балетмейстера Сергея Кона.

В стране сделаны и первые попытки инициировать нечто интересное за пределами государственных сцен. В Киеве год назад молодая организация Open Opera Ukraine выпустила «Дидону и Энея» Генри Пёрселла. Постановка стала настоящим событием для ценителей, учитывая жалкое состояние репертуарной политики государственных музыкальных театров в столице. В провинции ситуация чуть лучше. «Миссия проекта – формировать новую культуру потребления музыкального интеллектуального продукта через осуществление современных оперных постановок, развитие аудитории и профессионализации молодых талантов», – говорят в Open Opera Ukraine. В подтверждение – еще одна барочная партитура: «Ацис и Галатея» Генделя, постановка которой проходит при поддержке Украинского культурного фонда.

В «Арсенале» молодые украинские вокалисты вынесли на суд слушателей восемь арий из «Ациса и Галатеи», постановка которой намечена агентством Open Opera Ukraine на весну следующего года.  Всего исполнили 12 номеров: кроме фрагментов «Ациса и Галатеи» в программе была и другая музыка придворного композитора английского короля.

Барочная изысканность в «Мистецьком Арсенале»
Исполнители вокальных партий в "Мыстецьком Арсенале"
Фото: Константин Гомон

Стоит отметить достойное  звучание инструментального сопровождения и собственно инструментальных номеров. В концерте были использованы пять инструментов: два клавесина – Наталья Фоменко и Ольга Шадрина-Лычак; две  скрипки – Артемий Куцан и Кирилл Шарапов, и виолончель Игоря Пацовского. При минимуме репетиций – 2-3 дня – музыканты показали отличную сыгранность и прекрасную барочную манеру.

Арии из опер «Ацис и Галатея», «Ариодант» и кантаты «Il delirio amoroso» пели сопрано Марьяна Боднар, Дарья Новицкая, Елена Арбузова, Анна Твердова, Екатерина Левицкая, тенора Дмитрий Алтухов, Сергей Колесник, басы Евгений Дундук, Игорь Воронка и Евгений Рахманин. Молодым вокалистам есть еще, над чем работать. Но до премьеры есть время.  

Больше всех присутствующим запомнилась Анна Твердова. И хотя барочной ее манеру пения назвать сложно, выступление оставило очень приятное впечатление. Певице присуща хорошая вокальная и сценическая культура. В декабре прошлого года Анна стала лауреатом Первой премии во Львове на Первом Всеукраинском конкурсе имени Василя Слипака.

После выступления Mind пообщался с исполнительницей.

Барочная изысканность в «Мистецьком Арсенале»
Анна Твердова
Фото: Константин Гомон

 Анна, расскажите о себе.

– Я родилась в Крыму, училась в музыкальном училище в Симферополе, два года в Днепропетровской консерватории им. М.Глинки, потом в Киеве, в музыкальной академии. Закончила в классе Александра Николаевича Дьяченко магистратуру и недавно поступила в ассистентуру.

 Ваше пение не соответствовало принятой в наших театрах итальянско-русской манере вокала. Как вы достигли подобного благородного стиля?

– Спасибо моему педагогу, который очень много вкладывает в студентов. И у нас в классе прекрасный концертмейстер Наталья Королько. Мы поем в любом стиле, будь это итальянская опера ХІХ века, барокко или что-то еще. И конечно, хотя было мало времени, занятия с Ольгой Игоревной дали нам много.

 Вы еще брали мастер-классы?

– Да, это были барокковые навыки в классе Марии Кир года три назад в нашей Академии (аргентинская певица, исполняет барочную музыку, училась и живет в Швейцарии. – авт). Недавно хороший опыт я получила на конкурсе в Латвии, где мне присудили Вторую премию. Он проходил в Вентспилсе, а потом  состоялся Гала-концерт в Рижской опере. На конкурсе Слипака меня заметила Оксана Лынив,  и я участвовала в проекте LvivMozArt.

 Каковы ваши планы на будущее? Вы хотите связать себя с барочным пением?

– Для меня это новый опыт, сегодня я пела мужскую партию, это интересно.

 Что вы думаете об оперном репертуаре?

– Мне кажется, можно добавить в репертуар оперу Гаэтано Доницетти «Дон Паскуале», больше партий из опер Россини.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно