Классики и современники: чем живет украинский музыкальный театр
И как привнести в него новаторство, не нарушая традиций
На днях в одном из четырех филиалов Национальной оперетты – МКЦ (Арт-центре) им. Ивана Козловского в Киеве – был организован «круглый стол». Он состоялся в рамках Второго Международного конкурса-лаборатории Musical Art Project, прошедшего 7-11 сентября по инициативе киевской оперетты.
В мероприятии участвовали «актив» театра – его директор Богдан Струтинский и сценограф и режиссер Александр Билозуб. А также актриса и режиссер театра «На левом берегу Днепра», лауреат нескольких театральных премий Тамара Трунова и критики Олег Вергелис и Любовь Морозова.

Режиссеры Тамара Трунова и Александр Билозуб
В небольшом зале собрались участники конкурса-лаборатории: молодые украинские режиссеры, студенты театральных вузов и несколько журналистов. Разговор длился два часа. Струтинский произнес вступительный ободряющий спич. Вергелис отметил, что сегодня в театральных вузах учится на контрактной основе огромное число – 100-200 студентов – актеров и режиссеров, многие из которых представляют собой балласт, и задача конкурса-лаборатории вывести на сцену наиболее талантливых молодых режиссеров, не дать пройти вперед бездарностям.
Что нового происходит в музыкальном театре Украины? В июне в Одессе дирижер Игорь Чернецкий, дебютант-режиссер Павел Кошка (ведущий местного «Просто Радио»), художник Петр Богомазов, хормейстер Леонид Бутенко и хореограф Алексей Скляренко, работавший до того в основном в драматическом театре, в частности, с Романом Виктюком, поставили в Национальной опере Одессы «Орфея и Эвридику» К.В.Глюка. В осовремененной внешне опере отдельной фишкой стали надетые на Орфея 3D-очки для опознания в загробном мире супруги. В остальном одесситы ничем не нарушили партитуры венского классика, созданной в 1762 году.

Фрагмент спектакля "Орфей и Эвридика" в Одессе
В июле в Свиржском замке львовские музыканты во главе с дирижером и арт-директором Международного фестиваля LvivMozArt Оксаной Лынив исполнили стилистически близкое итальянской опере-сериа («серьезной опере») произведение украинского композитора Дмитрия Бортнянского «Алкид» (впервые поставлена в 1778 году в Италии). Постановку «Алкида» осуществил талантливый, изобретательный режиссер Андреас Вайрих (Германия), который ввел в спектакль немало хореографических моментов.

Фрагмент спектакля "Алкид", Львов
А в конце августа в Северодонецке показали оперу В.А.Моцарта «Дон Жуан». В совместном проекте, организованном VladOpera e.V. (Германия) заняты представители еще пяти стран. Действие перенесено в наши дни, и идея созидания, столь остро звучащая в двадцати километрах от линии фронта, стала главным мотивом.

Фрагмент спектакля "Дон Жуан", Северодонецк
Все три постановки не содержали вычурных декораций, костюмов и реквизита, сюжеты были «осовременены» в духе европейского музыкального театра. О музыкальном качестве судить по картинкам не приходится, надеюсь, музыка прозвучала достойно.
Работавший много лет в театре им. И.Франка и во Франции и Венгрии режиссер Александр Билозуб, рассказал о своем зарубежном опыте. Ответил на вопросы молодых коллег, напомнил, что театр творит для публики, но без личного ощущения материала, вложенного режиссером в процесс создания спектакля, он не будет живым и интересным.
Тамара Трунова призналась, что в процессе вчитывания в незнакомую пьесу постепенно вживается в нее, она становится близкой, возникает понимание того, как воплотить ее на сцене. Сказала, что любит музыку и, отталкиваясь от нее, строит режиссерский замысел музыкальных спектаклей. Напомню, что Тамара поставила год назад знаменитую барочную оперу англичанина Генри Перселла «Дидона и Эней», получившую одобрение прессы и зрителей. Опера шла под баттутой сына нашего дирижера Владимира Кожухаря – Назара – скрипача и дирижера, специализирующегося на барочной музыке.
Что упустили? К сожалению, не пригласили на разговор специалистов в зарубежной классической и современной опере, завсегдатаев европейских оперных фестивалей и премьер – профессора Национальной музыкальной академии им. П.Чайковского Марину Черкашину-Губаренко и молодую оперную критикессу Анну Ставиченко. Да и автору этого материала, побывавшей на почти десятке спектаклей Гамбургской Государственной оперы, было бы что сказать, спроси ее об этом организаторы…
Например, о том, что все просмотренные в Гамбурге спектакли шли в переполненном зале. Что на премьерах там обязательно присутствует руководство города. Что все постановки осуществлены при минимальном количестве декораций и костюмов. Что прослушанные в Гамбурге оперы Верди, например авторская пятичасовая версия «Дона Карлоса», воспринимаются на одном дыхании, с огромным неослабевающим интересом. И что киевская постановка, идущая в более поздней сокращенной редакции, и выдержанная в духе ХІХ века, после Гамбурга была скучна, не смотря на кринолины, помпезные декорации и надрывное пение солистов…
После Гамбурга было с чем сравнить нашу «Травиату» и «Реквием», никогда не шедшего у нас барочного 1640 года «Улисса» Клаудио Монтеверди, поставленного в аутентичном ключе, «Кармен» Ж.Бизе, неизвестную у нас вердиевскую «Луизу Миллер», балеты «Русалочка» на музыку Леры Ауэрбах и «Дузе» по партитурам Б.Бриттена и А.Пярта.

Фрагмент спектакля "Дузе", Гамбург
Повторяю, минимум атрибутики и максимум высокого музыкального качества – в основном приглашенные со всего мира солисты, режиссеры и дирижеры. Именно на звездные гонорары, а не на пыльные декорации и сотни париков, приклеенных бород и сусальное золото уходит значительная часть финансирования постановок в современных европейских театрах. В Гамбурге «Дон Карлос» идет в интерпретации Петера Конвичного – выдающегося режиссера ХХ века. А хореография Джона Ноймайера не требует рекомендаций – это Петипа нашего времени, продуцирующий балеты по всему миру.
Что изменилось? В Украину иногда стали приглашать участвовать в постановках работающих за рубежом наших экс- и еще числящихся в труппе Нацоперы солистов – сопрано Людмилу Монастырскую, тенора Мишу Дидыка и других. Хотя прежде всех, потянувшихся за кордон, из труппы Нацоперы гнали без размышлений. Это хорошо, поскольку повысилась посещаемость наших спектаклей, поднялся интерес публики. Недавно балет Л. Минкуса «Баядерка» c участием канадского премьера Мэтью Голдинга даже сняли для телеканала Mezzo.
Очень осторожно, в силу этических причин (не было никого из этого театра) прозвучала критика в адрес Национальной оперы, как известно, грешащей глубоким консерватизмом, можно сказать, законсервированностью сценографии и режиссуры. Никто ни словом не вспомнил еще один прекрасный музыкальный театр столицы – Киевский муниципальный академический театр оперы и балета для детей и юношества. Не секрет, что в нем работает талантливый оперный режиссер Виталий Пальчиков, поставивший ряд интересных спектаклей.
На вопрос о том, где в интернете можно посмотреть записи зарубежных музыкальных постановок, ведущие встречи ответить не смогли. Наверное, самый простой путь – ежедневные передачи каналов Mezzo и Medici, круглосуточно транслирующих лучший музыкальный контент от мюзиклов и джаза до опер и балетов.
Кто победил? На следующий день здесь же прошел просмотр допущенных в финал конкурса-лаборатории трех постановок молодых режиссеров: харьковчанки Софии Мельниковой, турецкого режиссера Nuri Nalbantoğlu и киевлянки Анны Горянской.
Победительницей единодушным решением была признана Горянская с эскизом «Оркестр» по Жану Аную. Роли сыграли артисты Национальной оперетты Украины Евгений Прудник, Кирилл Басковский, Петр Челяли, Алексей Кириллов, Владимир Одринский.
Глава жюри Богдан Струтинский поздравил Анну и отметил, что по условиям конкурса, спектакль «Оркестр» получает грант на постановку в сценическом пространстве Арт-центра Козловского либо на новой «Сцене 77» Киевского Национального театра оперетты. Поздравляем.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.