«Искусство у меня в крови»: прекрасные наваждения Бернардо Бертолуччи
Какими кинолентами отныне увековечено имя великого итальянского режиссера
Фильмы – не горят. Гении – не умирают. Мир потерял Бернардо Бертолуччи, но не его имя и фильмы. Жан-Люк Годар говорил, что кино – это свет во тьме, для Бертолуччи кино – это воздух, огонь, и вода.
Бернардо Бертолуччи начал сочинять стихи, как только научился писать – примерно в шесть лет. С детства его окружали хорошие учителя: его отец Аттилио, поэт и преподаватель истории искусства и режиссер Пьер Паоло Пазолини, благодаря которым он пришел в кино еще совсем юным. «Школой поэзии для меня был мой отец и его окружение», – говорил Бертолуччи. Рождением в кино он был обязан Пьеру Паоло, которого молодой Бернардо сопровождал на съемочную площадку и под чьим влиянием находился в детстве и юности.

Мировой успех, работа в Голливуде, престижные награды, путешествия по всему миру, включая Китай, Тибет, Индию и Африку – все что нужно, чтобы комфортно чувствовать себя в кино. Откуда черпал вдохновение и что хотел сказать миру своими кинолентами великий мечтатель, с какими трудностями и непониманием сталкивался?
«Последнеее танго в Париже»

Готовясь к сьемкам «Последнего танго в Париже» в 1972 году, Бертолуччи вдохновлялся картинами великого художника Фрэнсиса Бэкона и даже брал с собой на выставку оператора, художника, актеров. Начальные титры «Последнего танго в Париже» проходят на фоне двух фигур Бэкона, мужчины и женщины.
Официальная премьера фильма состоялась на Нью-Йоркском кинофестивале. Во время показа многие зрители покидали зал, осыпая оскорблениями картину и режиссера. Но те, кто досмотрел фильм до конца, отблагодарили создателей ленты настоящими овациями и нескрываемым восторгом. В «Нью-Йоркере» вышла похвальная статья, в которой говорилось, что «Последнее танго» в истории кино играет такую же роль, как «Весна священная» Стравинского в истории музыки.
Но несмотря на огромным успех в Америке и нескольких европейских странах, в Италии все обстояло иначе – фильм запретила Комиссия по цензуре, и дело даже дошло до суда. В итоге продюсер Альберто Гримальди, режиссер Бернардо Бертолуччи и актеры Марлон Брандо и Мария Шнайдер были приговорены к двум месяцам тюрьмы условно. Режиссер и подумать не мог, что фильм, имевший такой огромный международный успех и считавшийся во всем мире значительным, назовут порнографическим и даже заставят уничтожить негатив.
Эта кинолента «со вкусом запретного плода» до сих пор привлекает внимание, а «9 1/2 недель» режиссера Эдриана Лайна с Микки Рурком и Ким Бейсингер в главных ролях, как и ряд других более современных фильмов, стали своеобразными продолжателями «гимна страсти».
«Двадцатый век»

«Двадцатый век» – гигантская проекция моих давних воспоминаний», – говорил Бертолуччи. Фильм, построенный на истории отношений двух молодых людей, которые показаны сначала детьми, затем юношами, мужчинами и стариками, стал почвой для острых дискуссий – опять же, из-за откровенных сцен. В сущности, главные герои, хозяин и крестьянин – это тот раздвоенный образ, который жил внутри Бертолуччи, как он сам признавался в интервью. Личная драма главных героев, их взаимоотношения на фоне бурно развивающихся исторических событий двадцатого столетия, проходят под музыку Энио Морриконе, который написал музыку для фильма «Однажды в Америке» режиссера Серджо Леоне. Фильмы разные, но схожие по духу, и в обоих главную роль исполнил Роберт Де Ниро.
«Мне нравится снимать женщин. Нравится снимать их движения, походку, жесты, то как они улыбаются, или плачут, или кричат. Когда я работаю с ними, у меня возникает ощущение происходящих родов. Будто я помогаю им вытащить на свет то, что в них есть, но чего они еще не знают. Это и похоже на настоящие роды», – так характеризовал Бертолуччи свое творческое взаимодействие с актрисами. И в фильме «Двадцатый век» ему удалось это воплотить мастерски и честно.
«Последний император»

Для настоящего режиссера не станут преградой и языковые барьеры или разность культур. Бернардо Бертолуччи снимал фильм о Пу И, последнем на сегодняшний день китайском императоре, три года. Герою позволялось делать все в своей клетке, но он не мог играть со сверстниками, не мог выйти за пределы Запретного города.
И этот фильм не обошелся без обвинений и нападок: буддисты не приняли образ маленького Будды. Но на защиту режиссера встал Далай-лама, сказав: «В каждом из нас есть маленький Будда». Взгляд на Китай в этой ленте некоторым критикам показался слишком «западным». Бертолуччи не раскрыл все политические хитросплетения, он и не ставил такой цели, а хотел оставить Китай и его императора большой загадкой. «Последний император» впоследствии был оценен мировой кинокритикой и стал абсолютным триумфатором, получив 9 статуэток «Оскар».
«Мечтатели»

«Когда «Мечтатели» вышли на экран, я заметил, что есть два слова, которые в Италии больше нельзя употреблять: одно из них – «идеология», а другое – «ностальгия». Фильм обвинили в ностальгии по шестьдесят восьмому году».
Фильм очень дальновиден: с возрастом мы становимся более рациональными и теряем дальновидность. Молодежь, не зная того, обладает пророческой силой. Бертолуччи – как настоящий мастер провокации и чувственного эротизма – показал не только студенческую революцию на улицах Парижа, но и сексуальную, а также революцию в умах и сердцах. Вся картина наполнена политическими, культурными, социальными спорами и противоречиями.
«Мечтатели» открыли миру сразу трех кинозвезд: одни из первых своих ролей здесь исполнили Ева Грин, Луи Гаррель и Майкл Питт.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].