Театральные открытия декабря: 4 премьеры на разные вкусы

Театральные открытия декабря: 4 премьеры на разные вкусы

Сказка не для нежных детишек, джаз и рок по украинской классике, постановка на основе комикса и мелодрама по Шендеровичу

Цей матеріал також доступний українською
Театральные открытия декабря: 4 премьеры на разные вкусы
Сцена из спектакля «Разве ревут волы»
Фото: Ira Marconi / theatreonpodol.com

Хотя очередной театральный сезон стартовал уже давно, отечественные сцены продолжают радовать ценителей этого вида искусства новыми постановками. Поэтому предлагаем вашему вниманию четыре спектакля на любой вкус, настроение и возраст. Детали – в обзоре Mind.

«Разве ревут волы, когда ясли полны?», реж. Виталий Малахов

Театр на Подоле

Андреевский спуск, 20А (Новая сцена)

Театральні відкриття грудня: 4 прем’єри на різні смаки
Фото: Ira Marconi / theatreonpodol.com

Ближайшие спектакли: 13 и 23 декабря в 19:00

Сюжет. Известный роман Панаса Мирного для многих остался одной из обязательных книг школьной программы. Но в нем затрагиваются вопросы, на которые общество до сих пор не нашло ответов. Для этого коллизии романа перенесены в повседневную жизнь тех, от кого отвернулся социум, на молодых людей, совершивших преступление, которые теперь находятся в местах лишения свободы. Кто, как не они, знают ответ на вопрос: «Почему смелые, честные и откровенные люди становятся грабителями и убийцами?».

Бэкграунд. В 2005 году в Украине начался эксперимент под названием «Театр в тюрьме», в котором были задействованы три украинские исправительные колонии. Профессиональные режиссеры ставили спектакли, а все роли исполняли заключенные и сотрудники колоний. В Харькове с успехом прошла премьера «Дома, который построил Свифт» по пьесе Григория Горина, в днепропетровской женской колонии – спектакля по пьесе «Гусарская баллада» Александра Гладкова.

«Виталий Малахов достаточно давно предложил инсценировать роман Панаса Мирного «Разве ревут волы, когда ясли полны?» Юрию Покальчуку. Тот тогда занимался своего рода культурным шефством над колонией малолетних преступников в Прилуках. Они писали стихи, а также выпускали журнал под его руководством. Вскоре после того как Покальчук согласился, он, к сожалению, умер. Это было время, когда Малахов все надеялся, что вот-вот откроют новую сцену, и хотел, чтобы именно этот спектакль сыграли на ней первым. После смерти Покальчука Виталий Ефимович обратился ко мне. Над инсценировкой работал я и Ирина Германюк, бывшая моя студентка театрального института. Ирине еще со школы нравился этот роман, она считала его весьма актуальным, а не просто классикой. Очень быстро у нас родился первый вариант сценария. А новая сцена не открылась ни тогда, ни в следующем году. И так продолжалось восемь лет. С тех пор все переписывалось, родились песни, которые сочинял я, а актеры Театра на Подоле написали к ним музыку – очень хорошо у них получилось!», – рассказывает журналист, театровед Виталий Жежера, который выполняет в спектакле роль деда Уласа.

«Главная тема касается поиска правды среди молодых людей, которые всегда были максималистами, ищут правду отношений, правду на Земле. Иногда это качество делает из них сильных людей, а иногда ломает», – говорит режиссер Виталий Малахов об актуальности романа Мирного.

«Чипка для меня – человек, доведенный до отчаяния, который ищет справедливость, но не находит ее и поэтому считает, что справедливости можно добиться только силой и жестокими действиями. Конечно, спектакль – это трактовка произведения и поэтому немного отличается от него. По роману Чипка кажется недостаточно умным человеком – считая себя лидером, он, по моему мнению, оказывается одержимым, что и приводит к падению», – так прокомментировал актер Роман Халаимов свою роль в спектакле.

Театральні відкриття грудня: 4 прем’єри на різні смаки
Фото: Ira Marconi / theatreonpodol.com

Вам понравится, если: сделать выводы о том, что принцип «Хочешь взять свое – бери силой» приводит к краху души героя, когда человек балансирует на грани хищничества.

Вам не понравится, если: вы ожидаете точного соблюдения сюжета по классическому роману Панаса Мирного – в постановке Виталия Малахова Чипка читает рэп, а Лушня и Матня играют рок, что придает динамичности, – и от этого пьеса не теряет содержательности.

Главная причина посмотреть: задуматься над извечными вопросами, в частности о правде, воле и свободе. «Есть воля или нет воли?» – это одна из граней актуальности произведения и поныне.


«Homo Soveticus», реж. Максим Голенко

Международный центр культуры и искусств Федерации профсоюзов Украины (Октябрьский дворец)

Аллея Героев Небесной Сотни, 1

Театральні відкриття грудня: 4 прем’єри на різні смаки
Фото: Facebook-сторінка вистави

Ближайший спектакль: 20 декабря в 19:00

Сюжет. Сногсшибательные 10 недель из жизни мужчины и женщины. Он шел на красный свет, а она не успевала затормозить. По иронии судьбы, на Брайтон-Бич пересекаются жизни эмигранта из Украины и законопослушной американки. Каждую среду и субботу они встречаются в его квартире и выясняют неожиданные подробности из прошлого. Что связывало их 30 лет назад?

Бэкграунд. Спектакль «Homo Soveticus» – комедия с элементами мелодрамы по пьесе Виктора Шендеровича «Потерпевший Гольдинер».

Максим Голенко – главный режиссер независимого «Дикого театра» («Афродизиак», «Кицюня», «Вий 2.0», «Виталик»). В главных ролях – Александр Ярема (актер Дикого театра и Театра «Золотые ворота», а также телеведущий) и Ольга Жуковцова (известная по роли помощницы министра иностранных дел в сериале «Слуга народа»).

«Обычно антреприза ограничивается какими-то бульварными комедиями, а в этот спектакль многое вложено и немало придумано. Мы специально обнажили сцену. Там звучит тема завода, Гольдинер был парторгом завода, поэтому мы стараемся воссоздать заводской дух, погрузить публику в историю железа и голых стен. Еще будет работа с дымом, с экраном. Мы убрали кулису, задник, как можно ниже опустили софиты для того, чтобы максимально дать страха, ужаса. У нас соответственно подобранный видеоряд: съемки старого Харькова, годов 1960–1970-х, строительство Салтовки, Госпром, открытие канатной дороги. Мы постарались собрать знаковые вещи», – так рассказал режиссер о замысле спектакля.

Театральні відкриття грудня: 4 прем’єри на різні смаки
Фото: Facebook-страница спектакля

Вам понравится, если: вы хотите увидеть антрепризу «со смыслом» – ведь герои находятся в некомфортных обстоятельствах не только психологического, но и политического характера.

Вам не понравится, если: вы не готовы к резким шуткам и гэгам – спектакль с помощью крайних проявлений юмора пытается высмеять «болезни» общества.

Главная причина посмотреть: творческая группа отмечает, что каждый участник и вся труппа этим представлением попрощались со своим внутренним «совком», следовательно, HS – «комедия и немножко мелодрама» – о многих из нас.


«Каин XVIII», реж. Владимир Кудлинский

Театр на Подоле

Андреевский спуск, 20А (Новая сцена)

Театральні відкриття грудня: 4 прем’єри на різні смаки
Фото: Ira Marconi / theatreonpodol.com

Ближайший спектакль: 25 декабря в 12:00

Сюжет. В некотором царстве, некотором молодом государстве новости разносятся очень быстро, и не столько благодаря шпионам и пронырам, сколько интернету. История о юной и прекрасной принцессе, влюбленном, но бедном актере, старом, но богатом короле, которые живут в эру нанотехнологий и не боятся ничего, кроме утечки информации и атомного комара.

Бэкграунд. Идея поставить сказку «Каин XVIII» на Новой сцене принадлежит художественному руководителю Театра на Подоле Виталию Малахову. Он предложил режиссеру Владимиру Кудлинскому почитать киносценарий Шварца и Эрдмана.

«Есть старый советский фильм, снятый по этому киносценарием, где короля играет Эраст Гарин в компании прекрасных актеров, таких как Юрий Любимов, Бруно Фрейндлих, Александр Демьяненко, Рина Зеленая... Но это кино... Целевая аудитория – средний школьный возраст с родителями. Если нам удастся отвлечь детей от их смартфонов, не только захватить зрелищем, а и донести смысл этой истории, – тогда наша миссия выполнена. Надеюсь, это будет современный разговор. Дети в героях спектакля смогут узнать некоторых любимых героев из американских блокбастеров, для родителей мы также подготовили определенные сюрпризы... », – комментирует режиссер.

В спектакле задействован актерский курс Юрия Высоцкого из Киевского университета театра, кино и телевидения имени Карпенко-Карого: Евгений Лесничий, Андрей Шимановский, Максим Самчик, Петр Ниньовський, Глеб Михайличенко, Вячеслав Сокирко, Петр Мазур, Александр Диденко, Валерия Лукьянец, Вероника Мишаева, Ксения Никишина, Василиса Пономарь, Марина Гричихина, Полина Фролова, Диана Кузьминова, Анжелика Онищук, Анна Остапенко, Ангелина Платко, Алена Ягич, Марина Ильина, а также актеры Театра на Подоле: Владимир Кузнецов, Александр Данильченко и Станислав Мельник.

Театральні відкриття грудня: 4 прем’єри на різні смаки
Фото: Ira Marconi / theatreonpodol.com

Вам понравится, если: вы хотите увидеть, как и в любой сказке, борьбу добра и зла, где в финале, конечно, побеждает добро, а также получить эстетическое удовольствие и напевать услышанные мелодии после выхода из зала.

Вам не понравится, если: вы хотите увидеть «классическую» сказку – в «Каине XVIII» под принцессами, королями и министрами скрыты такие типажи, над которыми хочется не только смеяться, а и горько плакать – тем более в них узнаются достаточно конкретные пародийные образы политиков.

Главная причина посмотреть: увидеть сказку с неординарным сюжетом, яркими характерами и непревзойденными шварцовскими диалогами, – остроумными и острыми, а главное – историю о нас сегодняшних и о том, что происходит вокруг нас.


«Голиаф», реж. Илья Мощицкий

TELEPORT 360

10-й павильон ВДНХ, пр. Академика Глушкова, 1

Театральні відкриття грудня: 4 прем’єри на різні смаки
Фото: Misanthrope Theatre

Ближайшие спектакли: 22, 23, 29, 30 декабря в 16:00 и в 18:00

Сюжет. Известный библейский миф в интерпретации иллюстратора Тома Голда, который решил несколько изменить xод самой истории, рассмотрев ее под новым углом зрения (великан из Гефы Голиаф у него – жертва обстоятельств, который по воле царя отправляется на задание, с которого ему не суждено вернуться живым) в режиссерской версии Ильи Мощицкого – это рассказ о личной трагедии человека, который, выполняя приказ власти, встретил свою смерть.

Бэкграунд. «Голиаф» – пластический спектакль с авторской музыкой Дмитрия Саратского, первое в репертуаре театра Misanthrope представление для всей семьи. Литературная основа – комикс Тома Голда.

Режиссер Илья Мощицкий о замысле спектакля: «Мне по душе эта история, трогательная и грубоватая одновременно. Захотелось найти ключ, с помощью которого можно было бы транслировать через сцену эстетику и атмосферу этого графического романа. Захотелось проверить, что нового может дать ему сценическое пространство. Поэтому, в первую очередь, для нас было очень важно придумать такую сценическую среду, которая бы рифмовалось с содержанием комикса и его поэтической сущностью».

Главный элемент декорации – заполненный водой бассейн, в котором будут существовать артисты, и на поверхности которого с помощью проекции будет появляться «бабли» – текстовые облачка с репликами персонажей. Именно так герои будут вступать в диалог с собственными мыслями, идеями, пересказывая иx зрителю, который будет находиться в максимально близком контакте с персонажами (всем желающим защитить себя от реальной воды на входе предлагают дождевики).

Театральні відкриття грудня: 4 прем’єри на різні смаки
Фото: Misanthrope Theatre

Вам понравится, если: вы хотите увидеть историю о бессмысленности и абсурдности войны, с философскими размышлениями о политике и ее последствиях на примере отдельного человека.

Вам не понравится, если: вы не готовы к существованию в безмолвной среде смыслов, текстов, музыки, света и графики, где зрительный зал и сценическое пространство вместо привычного разделения рампой максимально приближены друг к другу.

Главная причина посмотреть: оценить визуально-поэтические составляющие спектакля, которые подчеркивают фаталистически-печальную ноту и пронзительную эстетику произведения.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате