Джазовые итоги: чем еще запомнился Leopolis Jazz Fest 2019
Кого поздравляли и о ком скорбели участники и гости недавнего фестиваля

О впечатлениях от первых двух дней фестиваля нынешнего международного фестиваля Leopolis Jazz Fest, прошедшего во Львове с 26 по 30 июня, Mind писал ранее. Теперь, спустя неделю, все эмоции и впечатления «улеглись» – и пришло время подвести некоторые общие итоги.
Кенни Баррон: скромное обаяние американского джазмена

Кенни Баррон получает награду Leopolis Jazz Fest 2019
Третий, американский, вечер начал The Kenny Barron Quintet. 76-летний пианист – человек большого творческого и педагогического опыта. Музыкант девять раз номинировался на Grammy, но так и не стал лауреатом (совершенно незаслуженно). Зато во Львове получил премию им. Эдди Рознера – статуэтку и денежный приз – справедливую, достойную награду. Скромный и приветливый Баррон более 25 лет преподавал джазовую гармонию в Ратгерском университете штата Нью-Джерси, а сейчас работает в престижном музыкальном вузе Нью-Йорка – Juilliard School. Поэтому столь терпеливо-содержательным был его мастер-класс и ответы на вопросы учеников и журналистов.
На протяжении творческого пути Баррон выпустил более 40 пластинок, огромное влияние на него оказало пятилетнее сотрудничество с великим трубачом Диззи Гиллеспи. С пианистом играли ярчайшие звезды 60-80-х годов прошлого столетия: трубач Фредди Хаббард, мульти-инструменталист Юсеф Абдул-Латиф, тенор-саксофонист Стэн Гетц. Он – шестикратный лауреат премии «Лучший пианист», присуждаемой Ассоциацией джазовых журналистов (JJA).

Кенни Баррон и басист Кийоши Китагава (справа) на сцене фестиваля
Концерт получился захватывающим. Невозможно было отключиться ни на миг, настолько овладели музыканты вниманием аудитории. Играли внешне спокойно, но с большим внутренним напором. Звучали разностилевые композиции из коллекций Диззи Гиллеспи, Абдуллы Ибрахима, Телониуса Монка.
Замечательно импровизировали партнеры Баррона Маркус Стрикленд (тенор-саксофон), Райли Мулекар (труба), Киоши Китагава (контрабас) и Джонатан Блейк (барабаны). Играли горячо, до пота, к концу энергетика и градус накала зашкаливали. Каждый музыкант квинтета – настоящий монстр своего дела, яркая индивидуальность. И в то же время, ансамбли, взаимодействие, сыгранность – просто идеальные.
После концерта мистер Баррон сказал несколько слов нашему изданию.
– Я очень рад побывать в вашей стране и этом городе. Об украинском джазе пока ничего не слышал, но к вашей классической музыке отношусь с пониманием. В славянской музыке присутствует некая печаль, вызывающая в сердце меланхолию.
– У вас есть проекты с оркестром?
– Да, работал в сопровождении оркестра Голландского радио.
– Кто из многочисленных партнеров влиял на ваше музыкальное становление?
– Думаю, Стэн Гетц. Возможно, не столько он и другие партнеры влияли на меня, сколько мы обоюдно оказывали воздействие друг на друга. Особенно ярко мне запомнился дуэт со скрипачкой Реджиной Картер, с которой в 2001-м году только вдвоем записали альбом (Freefall, на лейбле Verve. – Mind). Нам обоим было интересно работать вместе, и для меня этот проект был очень важным.
– А каким составам вы отдаете предпочтение?
– Трио, квинтет, и, может быть, секстет.
Американо-украинское джазовое «сотрудничество»

Выступление Бобби МакФеррина
Во втором сете ожидаемо порадовал большой вокальный проект с участием знаменитого вокалиста-импровизатора Бобби МакФеррина. С ним на сцену вышли участники прославленного украинского джазового секстета ManSound, певица Джамала, девичья группа UP и другие молодые отечественные музыканты.
Звездный импровизатор привез «помощников» – четырех профессиональных коллег – двух опытных мужчин-битбоксеров и двух леди-имитаторов. Сначала они развлекали публику камерным составом. Но через несколько композиций на сцене появился огромный хор Львовской Национальной музыкальной академии им. Николая Лысенко. И вместе, подключив весь зал, гости пропели большие украинские и африканские песни.

Выступление Бобби МакФеррина с хором
МакФеррин – отличный организатор музыкального процесса, недаром он в прошлом несколько раз успешно дирижировал большими симфоническими коллективами. В концерте звучал только вокал, а битбокс – «пятый элемент хип-хопа» – был настолько естественен, что глаза сами искали на сцене отсутствовавшую ударную установку.
Талантливый «плантатор»

Выступление Жона Клири
Изюминкой предпоследнего фестивального вечера стало выступление на сцене парка им. Б.Хмельницкого удивительного соул-блюзмена из Луизианы – мистера Жона Клири. Удовольствие и восхищение этим живым, непосредственным, веселым, умным музыкантом, владеющим всеми приемами традиционного фортепиано, сложно передать словами. Его трио The Absolute Monster Gentlemen (он плюс бас Корнелл Вильямс и барабанщик Алекс Джозеф Холл) очаровало с первых звуков. Простые мелодии, незатейливые гармонии и ритмы увлекали за собой всех присутствующих.
В своей большой соломенной шляпе и очках а-ля Кот Базилио Клири скорее напоминал американского плантатора, чем прославленного музыканта. Но даже не слишком фотогеничная внешность и отсутствие «академически правильного» голоса и не мешали артисту заводить, взрывать аудиторию разнообразными «приемчиками», неожиданно-свежими среди простых аккордов гармониями и ритмическими перебивками.
Победы и награды
К концу фестиваля определились победители конкурса среди молодых украинских джазовых коллективов, ежегодно проводимого организаторами. В Street music by Leopolis Jazz приняли участие 42 группы. Слушатели отправили «в их пользу» 2782 sms.
3-е место выиграла группа Golden Brass из Львова; второе – Envoys Group (Киев). Победа досталась львовянам из SECRET FORÉST. Все победители получили денежные призы на покупку музыкального оборудования: соответственно 10, 15 и 25 тыс. гривен.
Горечь потерь

Стартовая пресс-конференция
Еще во время стартовой пресс-конференции участники и гости почтили минутой молчания память Героя Украины Василя Слипака, львовянина, талантливого солиста Парижской оперы, ушедшего добровольцем в АТО и три года назад погибшего на Востоке Украины как раз в дни фестиваля
А три дня спустя, 29 июня, присутствовавшие в парке им. Хмельницкого вспоминали Маркияна Иващишина – неожиданно скончавшегося ровно 40 дней назад львовского поэта и организатора многих здешних джазовых и других музыкальных проектов. Как отметил главный идеолог львовского феста Алексей Коган, это невосполнимая потеря для местного музыкального движения.

Маркиян Иващишин
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].