«Иловайск 2014. Батальон «Донбасс»»: как кинолента дает новый взгляд на фронтовую трагедию

«Иловайск 2014. Батальон «Донбасс»»: как кинолента дает новый взгляд на фронтовую трагедию

И «расшифровывает» истоки противостояния между ВСУ и добробатами

Цей текст також доступний українською
«Иловайск 2014. Батальон «Донбасс»»: как кинолента дает новый взгляд на фронтовую трагедию
Тарас Костанчук
Фото: 24tv.ua

29 августа на украинские киноэкраны вышла первая отечественная полнометражка, в центре сюжета которой – Иловайская трагедия. Фильм «Иловайск 2014. Батальон «Донбасс», в создание которого вложено 33 млн грн, имеет все шансы не только на кассовый успех. Но и на статус «идеологического прецедента» в части рефлексий на болезненные для общества темы. Mind объясняет, почему.

Сценарий

Сценарий просто великолепен, а это нечастое явление в отечественном кинематографе. Автор – писатель и журналист Михаил Брыных, и это его дебют как киносценариста. Проработаны все детали, все линии сходятся в финале. Портреты объемны и лишены шаблонов. Конфликты невыдуманные и интересные, а диалоги по-тарантиновски лаконичны.

Например, в эпизоде, когда национал-патриот из добровольческого батальона «Донбасс» прицепился к «афганцу» с позывным «Скиф» из-за ордена Красной Звезды. «Это награда вражеского нам государства – СССР, – говорит он. – Не стоит ее никому показывать». – «А ты знаешь, столько в Афгане погибло украинцев?»  – спрашивает ветеран. – «Да, я понимаю, вас никто не спрашивал – погнали как скотину». – «Я видел, как погибали герои, а не скотина. И это награда – память о наших героях». Национал-патриот молча пересел на другое кресло.

Слово «наши» в фильме много раз обыгрывается, причем не всегда поймешь, кто же на самом деле наши в этой войне? Когда спасают бойцов добробата «сепарские» женщины, а высшее руководство ВСУ регулярно предает.

В основу сюжета Брыных положил историю, рассказанную ему командиром штурмового отряда батальона «Донбасс» Тарасом Костанчуком с позывным «Бишут» (be shoot – в переводе с английского – «стрелять»), как он вдвоем с бойцом «Никитосом» (доброволец  Евгений Никитченко) попал в окружение в Иловайске. Они, раненые, забрались в первую попавшуюся квартиру, и ее хозяйка – 80-летняя старушка – не выдала «карателей», хотя фото «фашиста Бишута» было расклеено по всему городу.

Актеры и роли

Костанчук в картине сыграл самого себя. Причем это не эпизод, а главная роль. Авторы четыре месяца проводили кастинг, а затем их выбор пал на…Тараса. Условие ему было выдвинуто одно: поменьше играть. Максимально быть собой. И, надо сказать, он почти не сбился с целевой установки. Его потрет: волевой подбородок, резкие вертикальные морщины, синие глаза, всегда спокоен и готов действовать. Он может все: и стрелять на опережение и голыми руками у себя из головы достать пулю. Не верится, что на это способен реальный человек, но абсолютная органичность Бишута делает персонажа настоящим.

Помог Тарасу справиться с этой невероятной задачей тоже дебютант – Иван Тимченко, который побывал на множестве киноплощадок в качестве оператора, а тут впервые выступил в роли режиссера.

Реалистичности ленте добавили 50 бойцов «Донбасса», занятых в съемках. А также бронетехника, которую съемочной группе предоставил полк «Азов». ВСУ и Министерство обороны наотрез отказались помогать  – скрытый конфликт добробатов и регулярных украинских войск проявился и здесь.

Сюжетные акценты

В фильме история с «зеленым коридором», который расстреляли российские войска, подана так. Все вроде бы уже было договорено между Путиным, «сепарами» и украинским командованием на предмет выхода украинских бойцов из иловайского кольца. Они двинулись на машинах по проселочной дороге. Мы слышим разговоры российских танкистов и артиллеристов, глядящих на колонну: «ВСУ закончились, пошли добробаты. Огонь!»

Авторы дают понять, что у этого иезуитского поступка со стороны российских военных была своя логика: «наказать» только добровольцев. В фильме есть эпичная в своей символичности сцена, когда машина «Донбасса» несется по желтому полю и под синим небом, а с двух сторон – шквальный огонь российской артиллерии, которая словно рвет в клочья национальный флаг Украины.

Посмотрев ленту, становится понятнее внутренний конфликт между «государственниками», не выполняющими боевые задачи, и активными добровольцами, которые, нарушая все приказы сверху, добивались результата. Выражаясь по Льву Гумилеву, страну спасали  субпассионарии – казаки, анархисты в душе. Бишут – из их числа. Поэтому весьма кстати в начале ленты звучит в исполнении бойцов «Донбасса» песня атамана Махно: «Любо, братцы, любо…»

«Иловайск 2014. Батальон «Донбасс»»: как кинолента дает новый взгляд на фронтовую трагедию

В отличие от «Киборгов» здесь показаны и мирные жители: учитель, слепой пенсионер-инвалид. Инвалида в кресле спускают в подвал во время обстрела. Сыпется пыль от взрывов. Пропадает свет. «Значит, генератор накрылся», – бормочет он. – «Да тебе то, что, – иронизирует соседка по подвалу, намекая на его слепоту. – «Без света всем плохо», – говорит он  фразу, характеризующую состояние войны. Максимально достоверно передана атмосфера ужаса: зрителю передается чисто физическое ощущение опасности во время боевых столкновений или «сепарского» обыска.

Несмотря на мрачность происходящих событий, картина пестрит комическими сценами и деталями. Когда бывший офицер ГРУ увидел в кабинете своей бывшего коллеги два портрета – Путина и Захарченко, он заметил: «Не решишь, кого же тебе повесить?» А уходя, повесил на гвоздь портрет Януковича, который бесхозно валялся на полу.

Огромный плюс ленты  – внятная любовная линия. У «Никитоса» случился роман с девушкой из Иловайска. Любовь на темном фоне фронтового ужаса – горит ярче. Она завораживающе светится в темноте, как прекрасное обнаженное тело героини, актрисы Анастасии Ренард.

Присутствуют в ленте и элементы детектива: читая у бабушки подшивки старых газет, Бишута осеняет, кто и как может спасти главных героев. В финале – явно придуманный, но яркий хеппи-энд в духе американских боевиков. 

Впечатление Mind

Если сравнивать с «Киборгами», то класс фильма Ахтема Сейтаблаева выше «Иловайска 2014», но эта картина намного динамичнее: она стала удачной смесью боевика, мелодрамы, детектива и черной комедии. Все это делает ее гораздо более привлекательной для массового зрителя. А в лице Бишута мы получили микс Чака Нориса и Жана Поля Бельмондо, но своего – украинского, который проиграл сражение, но совершил свой личный прорыв иловайской блокады.

Добавим еще, что государство не опекало картину, все 33 млн грн – частные пожертвования. При таких входных данных, казалось, у фильма немного шансов на успех. Однако чудо произошло – получилась картина, способная стать всенародно популярной.

Премьера: 29 августа 2019 года

Страна: Украина

Режиссер: Иван Тимченко

В главных ролях: Тарас Костанчук, Анастасия Ренард, Руслан Сокольник, Сергей Дзялик, Олег Драч, Александр Мавриц, Евгений Ламах.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно