«Иловайск 2014. Батальон «Донбасс»»: как кинолента дает новый взгляд на фронтовую трагедию
И «расшифровывает» истоки противостояния между ВСУ и добробатами

29 августа на украинские киноэкраны вышла первая отечественная полнометражка, в центре сюжета которой – Иловайская трагедия. Фильм «Иловайск 2014. Батальон «Донбасс», в создание которого вложено 33 млн грн, имеет все шансы не только на кассовый успех. Но и на статус «идеологического прецедента» в части рефлексий на болезненные для общества темы. Mind объясняет, почему.
Сценарий
Сценарий просто великолепен, а это нечастое явление в отечественном кинематографе. Автор – писатель и журналист Михаил Брыных, и это его дебют как киносценариста. Проработаны все детали, все линии сходятся в финале. Портреты объемны и лишены шаблонов. Конфликты невыдуманные и интересные, а диалоги по-тарантиновски лаконичны.
Например, в эпизоде, когда национал-патриот из добровольческого батальона «Донбасс» прицепился к «афганцу» с позывным «Скиф» из-за ордена Красной Звезды. «Это награда вражеского нам государства – СССР, – говорит он. – Не стоит ее никому показывать». – «А ты знаешь, столько в Афгане погибло украинцев?» – спрашивает ветеран. – «Да, я понимаю, вас никто не спрашивал – погнали как скотину». – «Я видел, как погибали герои, а не скотина. И это награда – память о наших героях». Национал-патриот молча пересел на другое кресло.
Слово «наши» в фильме много раз обыгрывается, причем не всегда поймешь, кто же на самом деле наши в этой войне? Когда спасают бойцов добробата «сепарские» женщины, а высшее руководство ВСУ регулярно предает.
В основу сюжета Брыных положил историю, рассказанную ему командиром штурмового отряда батальона «Донбасс» Тарасом Костанчуком с позывным «Бишут» (be shoot – в переводе с английского – «стрелять»), как он вдвоем с бойцом «Никитосом» (доброволец Евгений Никитченко) попал в окружение в Иловайске. Они, раненые, забрались в первую попавшуюся квартиру, и ее хозяйка – 80-летняя старушка – не выдала «карателей», хотя фото «фашиста Бишута» было расклеено по всему городу.
Актеры и роли
Костанчук в картине сыграл самого себя. Причем это не эпизод, а главная роль. Авторы четыре месяца проводили кастинг, а затем их выбор пал на…Тараса. Условие ему было выдвинуто одно: поменьше играть. Максимально быть собой. И, надо сказать, он почти не сбился с целевой установки. Его потрет: волевой подбородок, резкие вертикальные морщины, синие глаза, всегда спокоен и готов действовать. Он может все: и стрелять на опережение и голыми руками у себя из головы достать пулю. Не верится, что на это способен реальный человек, но абсолютная органичность Бишута делает персонажа настоящим.
Помог Тарасу справиться с этой невероятной задачей тоже дебютант – Иван Тимченко, который побывал на множестве киноплощадок в качестве оператора, а тут впервые выступил в роли режиссера.
Реалистичности ленте добавили 50 бойцов «Донбасса», занятых в съемках. А также бронетехника, которую съемочной группе предоставил полк «Азов». ВСУ и Министерство обороны наотрез отказались помогать – скрытый конфликт добробатов и регулярных украинских войск проявился и здесь.
Сюжетные акценты
В фильме история с «зеленым коридором», который расстреляли российские войска, подана так. Все вроде бы уже было договорено между Путиным, «сепарами» и украинским командованием на предмет выхода украинских бойцов из иловайского кольца. Они двинулись на машинах по проселочной дороге. Мы слышим разговоры российских танкистов и артиллеристов, глядящих на колонну: «ВСУ закончились, пошли добробаты. Огонь!»
Авторы дают понять, что у этого иезуитского поступка со стороны российских военных была своя логика: «наказать» только добровольцев. В фильме есть эпичная в своей символичности сцена, когда машина «Донбасса» несется по желтому полю и под синим небом, а с двух сторон – шквальный огонь российской артиллерии, которая словно рвет в клочья национальный флаг Украины.
Посмотрев ленту, становится понятнее внутренний конфликт между «государственниками», не выполняющими боевые задачи, и активными добровольцами, которые, нарушая все приказы сверху, добивались результата. Выражаясь по Льву Гумилеву, страну спасали субпассионарии – казаки, анархисты в душе. Бишут – из их числа. Поэтому весьма кстати в начале ленты звучит в исполнении бойцов «Донбасса» песня атамана Махно: «Любо, братцы, любо…»

В отличие от «Киборгов» здесь показаны и мирные жители: учитель, слепой пенсионер-инвалид. Инвалида в кресле спускают в подвал во время обстрела. Сыпется пыль от взрывов. Пропадает свет. «Значит, генератор накрылся», – бормочет он. – «Да тебе то, что, – иронизирует соседка по подвалу, намекая на его слепоту. – «Без света всем плохо», – говорит он фразу, характеризующую состояние войны. Максимально достоверно передана атмосфера ужаса: зрителю передается чисто физическое ощущение опасности во время боевых столкновений или «сепарского» обыска.
Несмотря на мрачность происходящих событий, картина пестрит комическими сценами и деталями. Когда бывший офицер ГРУ увидел в кабинете своей бывшего коллеги два портрета – Путина и Захарченко, он заметил: «Не решишь, кого же тебе повесить?» А уходя, повесил на гвоздь портрет Януковича, который бесхозно валялся на полу.
Огромный плюс ленты – внятная любовная линия. У «Никитоса» случился роман с девушкой из Иловайска. Любовь на темном фоне фронтового ужаса – горит ярче. Она завораживающе светится в темноте, как прекрасное обнаженное тело героини, актрисы Анастасии Ренард.
Присутствуют в ленте и элементы детектива: читая у бабушки подшивки старых газет, Бишута осеняет, кто и как может спасти главных героев. В финале – явно придуманный, но яркий хеппи-энд в духе американских боевиков.
Впечатление Mind
Если сравнивать с «Киборгами», то класс фильма Ахтема Сейтаблаева выше «Иловайска 2014», но эта картина намного динамичнее: она стала удачной смесью боевика, мелодрамы, детектива и черной комедии. Все это делает ее гораздо более привлекательной для массового зрителя. А в лице Бишута мы получили микс Чака Нориса и Жана Поля Бельмондо, но своего – украинского, который проиграл сражение, но совершил свой личный прорыв иловайской блокады.
Добавим еще, что государство не опекало картину, все 33 млн грн – частные пожертвования. При таких входных данных, казалось, у фильма немного шансов на успех. Однако чудо произошло – получилась картина, способная стать всенародно популярной.
Премьера: 29 августа 2019 года
Страна: Украина
Режиссер: Иван Тимченко
В главных ролях: Тарас Костанчук, Анастасия Ренард, Руслан Сокольник, Сергей Дзялик, Олег Драч, Александр Мавриц, Евгений Ламах.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].