Три «Ш»: за что мир может благодарить Франца Шуберта
Цикл эссе о трех европейских композиторах-романтиках ХIХ века

Три года назад в Украине по инициативе виолончелиста и продюсера Александра Пириева состоялся большой музыкальный проект «Три С». Цикл представлял собой серию концертов из призведений выдающихся украинских композиторов старшого поколения: Евгения Станковича, Валентина Сильвестрова и Мирослава Скорика. Характеризуя нынешнюю ситуацию в академической музыке, в одном из интервью Пириев отметил: «У нас сложилась общая ситуация, или скорее тенденция, где культура является не частью политики государства, а существует как развлекательная сфера. Стоит учитывать, что классическая музыка еще и не понятна для большинства, а значит, является синонимом чего-то архаического и не слишком престижного сегодня – «элитно-интеллигентного». В результате, выбирая между рестораном и оперой, большинство однозначно выберет первый, к сожалению»…
Сказанное особенно горько, поскольку этот проект участвовал в последнем конкурсе премии им. Шевченко и не прошел даже в завершающий отборочный тур.
Продюсер продолжает: «Позорно, что музыканты классического сегмента в глазах большинства наших соотечественников и чиновников всегда занимают вторые роли. Впрочем, как только талант из Украины получает славу за рубежом, прилагая для этого сверхусилия, – руководители наших национальных концертных заведений напоминают ему о патриотизме и просят вернуться с выступлениями на родной земле практически за спасибо, если сравнить с гонорарами в других странах. Горько это видеть, особенно в отношении молодежи!»
Все это печально, особенно учитывая, что эти композиторы – подлинные «киты» украинского музыкального мира: Валентин Сильвестров (родился в 1937-м), Мирослав Скорик (1938) и Евгений Станкович (1942). Юбилеи наших академических «монстров» пришлись на данный период, их музыка легла в основу большого всеукраинского концертного тура. Игнорирование события шевченковским комитетом неприятно поразило музыкальную общественность страны. Так же «пролетели мимо» замечательный, живущий в США 85-летний украинский композитор-диаспорянин Леонид Грабовский и талантливый львовянин Александр Козаренко.
И вот, похожий «музыкальный момент» (это название получил фортепианный жанр, придуманный в начале XIX века одним из первых романтиков в музыке – Францем Шубертом) возник в истории мировой музыки в нынешнем году. Дело в том, что два зрелых музыкальных романтика – Фредерик Шопен (Польша) и Роберт Шуман (Германия) – родились в 1810 году, и в этом сезоне исполняется 210 лет со дня рождения обоих. А их старший австрийский «собрат» Шуберт, появившийся на свет тринадцатью годами ранее, заложил в своей музыке основы романтической музыкальной эстетики, подхваченной Шуманом и Шопеном. Правда, музыковеды находят отдельные романтические моменты в конце ХVIII – начале ХІХ веков в музыке венских классиков В.А. Моцарта и позднего Л.Бетховена, но настоящим первым романтиком общепризнан Франц Шуберт.
Романтизм – направление в европейской и американской культуре конца XVIII века – первой половины XIX века, утверждающее самоценность духовно-творческой жизни личности, отражающее сильные, даже бунтарские страсти и характеры, воспевающее любовь и одухотворенную, целительную природу.
Итак, в трех очерках мы изложим истории «трех Ш».
Charakter №1: Франц Петер Шуберт
Шуберт (31 января 1797 – 19 ноября 1828, Вена) – австрийский композитор, автор приблизительно 600 вокальных композиций (на слова Шиллера, Гете, Гейне и других), девяти симфоний (восьмая – самая известная – называется «Неоконченной», поскольку по замыслу автора содержит только две части вместо традиционных классических четырех), а также множества камерных и сольных фортепианных произведений. Большинство их входит в число известнейших образцов музыки периода романтизма.
Детство

Будущий композитор родился в пригороде Вены в семье учителя приходской школы Лихтенталя, музыканта-любителя Франца Теодора Шуберта. Все дети в семье умели играть на музыкальных инструментах, и нередко по вечерам и в выходные разыгрывали ансамблем популярные произведения классиков и современников. Отец происходил из семьи моравских крестьян; мать, Элизабет Шуберт, была дочерью слесаря. Из их 14 детей девять умерли в раннем возрасте, а один из братьев венского романтика – Фердинанд, также посвятил себя музыке.
Франц очень рано проявил музыкальные способности. Первыми его наставниками стали домочадцы: отец учил играть на скрипке, а старший брат Игнац – на фортепиано, мальчик брал уроки игры на органе у капельмейстера Лихтентальской церкви. С шести лет ребенок учился в приходской школе Лихтенталя, где местный регент М. Хольцер обучал его пению.
Благодаря красивому голосу в 11 лет Франц был принят «певчим мальчиком» в венскую придворную капеллу и в Конвикт (школу с пансионом в столице). Там проходил генерал-бас, позже Антонио Сальери взял подростка к себе на бесплатное обучение и до 1816 года учил контрапункту и композиции. Шуберт познакомился с инструментальными произведениями Гайдна и Моцарта, так как был второй скрипкой в оркестре Конвикта. В 13-16 лет подросток уже написал оперу, симфонию, фортепианные пьесы и песни.
В учебе Шуберту нелегко давались математика и латынь, и в 1813 году его отчислили из хора – ломался голос (началась мутация). Он вернулся домой и поступил в учительскую семинарию, которую окончил через год и устроился преподавателем в школу, где учительствовал его отец, и проработал в ней четыре года. В свободное время сочинял музыку и изучал преимущественно Глюка, Моцарта и Бетховена. Первые самостоятельные произведения – оперу «Увеселительный замок сатаны» и мессу Фа мажор – музыкант написал в 17 лет.
Зрелость

Работа учителя не соответствовала призванию, и Шуберт предпринимал попытки утвердиться в качестве композитора. Но издатели отказывались публиковать его работы. Весной 1816 года ему отказали в должности капельмейстера в Лайбахе (ныне Любляна). Вскоре Йозеф фон Шпаун познакомил Шуберта с поэтом Францем фон Шобером. Шобер устроил Шуберту встречу с известным баритоном Иоганном Михаэлем Фоглем. Песни Шуберта в исполнении Фогля стали пользоваться большой популярностью в венских салонах. Первый успех Шуберту принесла баллада «Лесной царь» на стихи Гете в 1816 году, а в январе 1818 года вышла в печать первая композиция Шуберта – песня Erlafsee.
Многие друзья композитора, среди которых – не только творческие личности, но и чиновники, были поклонниками музыки Шуберта и периодически оказывали ему материальную помощь.
В начале 1818 года Шуберт оставил работу в школе. Летом переехал в Желиз (ныне словацкий город Жельезовце) в летнюю резиденцию графа Иоганна Эстерхази, где стал преподавать музыку его дочерям, но осенью вернулся в Вену. Второй раз он был у Эстерхази в 1824 году.
В 1820-х годах у музыканта начались проблемы со здоровьем. Инфекция вела охоту за ним в течение последних шести лет его жизни. В 1822 году 25-летний композитор завершает свою знаменитую, так и не исполненную при его жизни «Неоконченную симфонию».
В конце этого же года появляются первые симптомы венерического заболевания, распространенность которого во времена Шуберта была велика. В Вене насчитывалось около 10 000 девушек древнейшей профессии. Неудивительно, что свободный, разгульный образ жизни музыканта наряду с пристрастием к спиртному имели тяжелые последствия. В это же время заболел и его близкий друг, поэт Шобер. Считалось, что именно Шобер втянул Шуберта в любовные похождения. К Шоберу Шуберт испытывал особую привязанность, в чем можно убедиться по многочисленным письмам.
Во время болезни Шуберт еще больше сблизился со своим другом, поселился у него на квартире, где их лечил один врач. После пребывания в больнице, осенью 1823 года здоровье композитора чуть улучшилось.
В 1823 году Шуберта избрали почетным членом Штирийского и Линцского музыкальных союзов.
Последние годы жизни
С 1826 по 1828 годы Шуберт жил в Вене, где 26 марта 1828 года дал свой единственный публичный концерт, имевший большой успех и принесший ему 800 гульденов. К тому времени были напечатаны его многочисленные песни и фортепианные произведения.
По воспоминаниям современников, лучшим подарком Шуберту были листки нотной бумаги, на которой он мог записывать свою музыку. У его постели на тумбочке на ночь всегда оставались свеча, очки (он всю жизнь плохо видел), карандаш и нотная бумага. Приходившие во сне музыкальные образы набрасывались при зажженной свече на приготовленные чистые страницы. Порой композитор мог, сидя в кафе, расчертить на салфетке пять нотных линеек и тоже мгновенно записать новую музыкальную идею.
Композитор умер от брюшного тифа 19 ноября 1828 года в возрасте неполных 32 лет после двухнедельной лихорадки. Согласно последнему желанию, Шуберта похоронили на Верингском кладбище, где за год до того был погребен боготворимый им Бетховен. На памятнике выгравирована красноречивая надпись: «Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но еще более прекрасные надежды». 22 сентября 1888 года прахи Шуберта и Бетховена перезахоронили на Центральном кладбище Вены. Позже вокруг их могил образовался знаменитый участок захоронений композиторов и музыкантов.

Наследие
Шуберт, проживший 31 год, оставил девять симфоний, свыше 25 камерно-инструментальных произведений, 23 фортепианные сонаты, множество пьес для фортепиано в две и в четыре руки, 10 опер, шесть месс, ряд произведений для хора, для вокального ансамбля, и более 600 песен.
Благодаря Шуберту песня впервые стала равной по значению другим серьезным музыкальным жанрам. Ее поэтические образы отражают чуть ли не всю историю австрийской и немецкой поэзии, включая некоторых зарубежных авторов. Музыкальный дар Шуберта открыл новые пути для фортепианной музыки. Его фантазии, экспромты, музыкальные моменты, сонаты являются доказательством богатейшего воображения и большой гармонической смелости.
В камерной и симфонической музыке композитор показал свое неповторимое и независимое музыкальное мышление, значительно отличающееся от мышления живущего и господствующего в то время Бетховена.
После Шуберта осталось много неизданных рукописей (шесть месс, семь симфоний, 15 опер и прочее). В 1897 году в издательстве «Брейткопф и Хертель» вышло издание сочинений композитора, редактором которого был Иоганнес Брамс.
В качестве примера – одна из самых популярных песен Шуберта «Серенада» в исполнении Дитриха Фишер-Дискау:
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].