Три «Ш»: что мы не всегда знаем и помним о Фредерике Шопене
Цикл эссе о трех европейских композиторах-романтикахХIХ века

Mind продолжает цикл публикаций о великих европейских композиторах, которые стояли у истоков романтизма в музыке позапрошлого века и произведения которых признаны шедеврами мирового культурного наследия. Несколько ранее мы рассказывали о нюансах жизни и творчества Франца Шуберта. Теперь остановимся на другом классике.
Charakter №2: Фредерик Шопен
Великий польский композитор, возможно, самый исполняемый автор фортепианной музыки во все времена по всему миру, родился 1 марта (по другим данным – 22 февраля) 1810 года в деревне Желязова-Воля близ Варшавы. С 21 года жил и работал во Франции – в основном, в Париже. Там и закончил свой жизненный путь в 39 лет.
Шопен – один из ведущих представителей западноевропейского музыкального романтизма, основоположник польской национальной композиторской школы.
Детство
Отец композитора – Николя Шопен (1771 – 1844) в юности переселился в Польшу из Франции. С 1802 года он жил в имении графа Скарбека – Желязова-Воля и работал там воспитателем его детей. В 1806 году Николя женился на дальней родственнице Скарбеков – Юстине Кшижановской. Она получила хорошее образование, владела французским языком, хорошо играла на фортепиано, обладала красивым голосом. Сын Фредерик обязан ей первыми музыкальными впечатлениями и привитой с младенческих лет любовью к народным мелодиям.
Еще в детские годы Шопен проявил необыкновенные музыкальные способности. Одна из варшавских газет в 1818 году поместила несколько строк о первой музыкальной пьесе, сочиненной композитором, учащимся еще в начальной школе. «Автор этого «Полонеза» – писала газета, – ученик, которому еще не исполнилось восьми лет. Это – настоящий гений музыки, с величайшей легкостью и исключительным вкусом исполняющий самые трудные фортепианные пьесы и сочиняющий танцы и вариации, которые вызывают восторг у знатоков и ценителей. Если бы этот вундеркинд родился во Франции или Германии, он привлек бы к себе большее внимание».
В восемь лет Фричек дал первый публичный концерт, в котором исполнил сложное произведение. Его нарядили в новый бархатный костюмчик с кружевным воротником. Матушка заболела и не присутствовала на выступлении. Успех был большой. Когда дома его стали расспрашивать, что же больше всего понравилось публике, мальчик ответил: «Ах, мамочка, все смотрели на мой новый воротничок!».
Исполнительский талант ребенка развивался настолько быстро, что к 12 годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам. Даже его учитель, пианист Войцех Живный, отказался от занятий с юным виртуозом, заявив, что ничему больше не может научить его.
Юность

Окончив училище в Варшаве, Шопен начал свои теоретические занятия у композитора Юзефа Эльснера. Покровительство князя Антона Радзивилла и князей Четвертинских ввело Шопена в высшее общество, которое было впечатлено обаятельной внешностью и изысканными манерами юного таланта.
Вот что об этом говорил Ференц Лист: «Общее впечатление его личности было вполне спокойное, гармоничное и, казалось, не требовало дополнений в каких-либо комментариях. Голубые глаза Шопена блистали более умом, чем были подернуты задумчивостью; мягкая и тонкая его улыбка никогда не переходила в горькую или язвительную. Тонкость и прозрачность цвета его лица прельщали всех; у него были вьющиеся светлые волосы, нос слегка закругленный; он был небольшого роста, хрупкого, тонкого сложения. Манеры его были изысканны, разнообразны; голос немного утомленный, часто глухой. Его манеры были полны такой порядочности, в них была такая печать кровного аристократизма, что его невольно встречали и принимали, как князя… В общество Шопен вносил ту ровность расположения духа лиц, которых не беспокоят заботы, которые не знают слова «скука», не привязаны ни к каким интересам. Шопен был обыкновенно весел; его колкий ум быстро отыскивал смешное даже в проявлениях, которые не всем бросаются в глаза».
Поездки в Берлин, Дрезден, Прагу, где он побывал на концертах выдающихся музыкантов, усердно посещал оперные театры и картинные галереи, способствовали дальнейшему развитию юноши.
Зрелость

С 1829 года начинается артистическая деятельность Шопена. Он исполняет свои произведения в Вене, Кракове. Возвратившись в Варшаву, он затем покидает ее навсегда 5 ноября 1830 года. Эта разлука с родиной стала причиной его постоянной скрытой скорби.
В поездке композитор получил известие о вспыхнувшем в Польше восстании за независимость. Шопен мечтал вернуться на родину и принять участие в боях. Но по дороге на родину его застала страшная весть: восстание подавлено, многих участников арестовали.
Проехав Дрезден, Вену, Мюнхен, он в 1831 году приехал в Париж. В пути написал дневник (так называемый «Штуттгартский дневник»), отражающий его душевное состояние во время пребывания в Штутгарте, где его охватывало отчаяние из-за краха Польского восстания. Шопен глубоко верил в то, что его музыка поможет родному народу добиться победы. «Будет Польша блестящая, могучая, независимая!» – так он написал в своем дневнике. В этот же период написан и знаменитый «Революционный этюд».
Первый концерт Шопен дал в 22 года в Париже. Успех был абсолютным. Потом концертировал редко, но в салонах польской диаспоры и французской аристократии слава Шопена росла чрезвычайно быстро. Высоко оценил дар Шопена его современник, пианист Калькбреннер, предложивший тем не менее ему свои уроки. Впрочем, они быстро прекратились, но дружба между двумя великими музыкантами продолжалась много лет.
Со временем Шопен сам начал обучать других – любовь к преподаванию фортепьянной игры была его отличительной чертой, он посвятил этому много времени.
В 1837 году Шопен почувствовал первый приступ болезни легких (с наибольшей вероятностью, это был туберкулез).
8 лет с Жорж Санд

Много скорби в конце 1830-х годов принесла Шопену любовь к знаменитой писательнице Жорж Санд (Авроре Дюпен). Дама обладала заурядной внешностью, но умела покорять сердца мужчин.
Сначала молодого человека с изысканными манерами просто шокировало рискованное поведение и экстравагантный внешний вид писательницы. Санд, которой было 34 года, имела двух детей, была в разводе, вела бурную любовную жизнь. Но постепенно завоевала сердце и душу 28-летнего музыканта. Они жили в Париже, а летом в ее имении в Ноане, где Фредерик себя хорошо чувствовал. Пребывание с подругой и ее детьми на Майорке дало Шопену много счастья, хотя он и страдал там от приступов болезни. Впрочем, многие величайшие произведения, в том числе 24 прелюдии, созданы именно на этом испанском острове.
8 лет сожительства с Жорж Санд, полные душевных метаний, сильно подточили здоровье Шопена, а разрыв с ней в 1847 году не только вызвал у него значительный стресс, но и лишил возможности отдыхать в Ноане.
Желая покинуть Париж, чтобы сменить обстановку и расширить свой круг знакомств, Шопен в апреле 1848 года отправился в Лондон – концертировать и преподавать. Это оказалось последним его путешествием. Финальный концерт великого музыканта на публике состоялся 16 ноября 1848 года в Лондоне. Успех, нервная, напряженная жизнь, сырой британский климат, а главное – периодически обострявшееся хроническое заболевание легких, – все это окончательно исчерпало его силы. Вернувшись в Париж, Шопен умер 5 (17) октября 1849 года.
Наследие
На похороны Шопена собрались тысячи поклонников его творчества. Согласно желанию покойного, во время прощания известнейшими артистами того времени был исполнен «Реквием» Моцарта – композитора, которого Шопен ставил выше всех других (а его «Реквием» и симфонию «Юпитер» называл своими любимыми произведениями), а также была исполнена его собственная прелюдия № 4 (ми-минор). На кладбище Пер-Лашез прах Шопена покоится между могилами Луиджи Керубини и Беллини. Композитор завещал, чтобы после смерти его сердце перевезли в Польшу. И теперь оно замуровано в колонну церкви Святого Креста в Варшаве.
К слову, траурный марш, наиболее часто исполняемый на похоронах духовыми оркестрами по всему миру, принадлежит перу Шопена и является частью его фортепианной сонаты.
Все, что создал Шопен, связано с фортепиано: многочисленные миниатюры – прелюдии, мазурки, вальсы, полонезы, ноктюрны, этюды и др. Есть так называемые «средние формы» – баллады, скерцо – достаточно развитые, включающие несколько тем, состоящие из многих разделов пьесы. Есть и циклические жанры – сонаты, два фортепианных концерта. Его песни для голоса с фортепиано, виолончельная соната – все «завязано» на звучании «короля музыки» – рояля.
Шопен отличался выдержанностью и замкнутостью, поэтому его личность раскрывается только тем, кто хорошо знает его музыку. Многие знаменитые артисты и литераторы того времени преклонялись перед Шопеном: композиторы Ференц Лист, Роберт Шуман, Феликс Мендельсон, Джакомо Мейербер, Игнац Мошелес, Гектор Берлиоз, поэты Генрих Гейне и Адам Мицкевич, художник Эжен Делакруа и многие другие.
Встречал Шопен и профессиональную оппозицию своему творческому кредо: так, один из его главных прижизненных конкурентов, австрийский пианист-виртуоз Сигизмунд Тальберг, по преданию, выйдя на улицу после концерта Шопена, громко закричал и на недоумение своего спутника ответил: весь вечер было одно piano (тихо), так что теперь нужно хоть немного fortе. По свидетельствам современников, Шопен совсем не мог играть громко, границей его громкости было меццо-форте (не очень громко).
Пример творческого наследия Фредерика Шопена – запись знаменитого Этюда № 12 «Революционного» в исполнении Евгения Кисина:
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].