Виртуальное регулирование: что нужно учесть в законопроекте о криптовалютах
И как в этом вопросе может помочь опыт Евросоюза

Парламентский комитет по вопросам финансовой политики и банковской деятельности начал работу над законопроектом о криптовалютах. Об этом в конце прошлой недели сообщил глава комитета Сергей Рыбалка. По его словам, имеющийся IT-потенциал позволяет Украине претендовать на лидерство в развитии новых финансовых технологий. И потому стране необходимо развитие цивилизованного финансового рынка. Юрист юридической фирмы «Антика» Елизавета Белей специально для Mind поясняет, какие нормы необходимо внести в готовящийся законопроект, чтобы обеспечить адекватное взаимодействие всех участников процесса работы с криптовалютами, а какие нормы лучше не вносить, чтобы излишне не зарегулировать эту сферу.
Украина входит в топ-5 стран мира по количеству людей, пользующихся различными биткойн-кошельками. А согласно исследованиям, проведенным для журнала Forbes политическим аналитиком Беном Карнсом, – и вовсе лидирует в революции цифровых валют.
При этом правовой статус криптовалют в Украине пока не определен, хотя и прямого законодательного запрета на операции с их использованием не существует. Именно поэтому ни разъяснение НБУ, ни письмо ГФС, ни другие подзаконные нормативно-правовые акты не могут заменить собой закон, который бы прямо урегулировал или запретил оборот криптовалют в стране.
Если речь идет о правовом регулировании операций с использованием криптовалют на государственном уровне, то, учитывая специфику данного инструмента валютного рынка, вмешательство должно быть минимальным, чтобы не навредить развитию и распространению технологий, но максимально уменьшить юридические риски для участников крипторынка, установить границы дозволенного.
Во-первых, следует внести в законопроект определение основных понятий и терминов, таких как криптовалюта, виртуальная валюта, электронные деньги, цифровая валюта, электронная торговля, блокчейн, токен, майнинг и т. д., провести классификацию валют для соответствующего регулирования. Во-вторых, для системного понимания нужно обозначить правовой статус биткойна и других криптовалют, бирж виртуальных валют.
В-третьих, разработать соответствующий свод правил обращения криптовалюты – документ, который формализирует правила оборота цифровой валюты, а также правила ее майнинга (производства), которые предоставят участникам рынка правовые гарантии со стороны государства и защитят ее потребителей.
В-четвертых, в целях пресечения возможного отмывания средств, полученных преступным путем, следует разработать финансовые меры борьбы с мошенническими схемами и киберпреступностью.
И, естественно, определить, какие именно государственные органы будут принимать частичное участие в регулировании рынка криптовалют.
Чтобы криптовлаютный бизнес не ушел в тень, не нужно вводить запрет на осуществление такой деятельности или создавать такие требования, которые позволят работать только крупным участникам и проектам. Возможно, стоит придерживаться позиции Европейского суда, который отнес транзакции с биткойнами к платежным операциям с валютами, монетами и банкнотами. И постановил, что они не подлежат обложению НДС, рекомендовав всем странам-членам ЕС освободить криптовалюты от обложения этим налогом.
Также следует провести четкую разграничительную линию между пользователями виртуальной валюты (на которых не будут распространяться требования, к примеру, по регистрации, лицензированию и ведению документации) и администраторами и обменниками, деятельность, которых предполагает оказание услуг по «перемещению денег». Исходя из анализа мировой практики, коммерческая деятельность по продаже биткойнов и иных цифровых валют должна облагаться налогом. Высокий уровень защиты прав потребителей должен соотноситься с основным фактором, а именно свободным движением услуг информационного общества.
Подводя итоги, хотелось бы подчеркнуть, что, даже если новое явление не попадает ни под одну из существующих ныне правовых конструкций, это не значит, что нужно ее игнорировать или же не признавать.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.