Дорогой столбовой: почему «Весна реформ» невозможна без решения инфраструктурных вопросов
Спецпроект
Tрансформации бизнеса

Дорогой столбовой: почему «Весна реформ» невозможна без решения инфраструктурных вопросов

Одобрения каких законопроектов ожидает бизнес, и как они позволят удешевить логистику

Этот материал также доступен на украинском
Дорогой столбовой: почему «Весна реформ» невозможна без решения инфраструктурных вопросов
И.о. председателя правления "Укрзализныци" Евгений Кравцов и министр инфраструктуры Владимир Омелян
Фото УНИАН

Кабмин представил 35 законопроектов по нескольким основным направлениям и обозначил планы для роста экономики на 5-7%. Документы разработаны совместно с президентом Украины и всеми парламентскими фракциями, что должно свидетельствовать о консолидации сил ради улучшения бизнес-климата в стране. Однако, реализация амбициозных планов по экономическому росту невозможна без решения инфраструктурных вопросов.

В ноябре 2016 года состоялся положительный для отрасли прецедент – так называемый «Инфраструктурный день» в Верховной Раде, во время которого был заслушан пакет отраслевых законопроектов. Именно благодаря внедрению такого тематического дня в работе ВР было положено начало соответствующей реформы – принят закон о создании Дорожного фонда.

Для обсуждения актуальных транспортных реформ и законопроектов, итогов текущего и планов на следующий период, Комитет по логистике ЕВА ежегодно проводит «Инфраструктурный день» в стенах Ассоциации – встречу высокого уровня представителей государственных органов и бизнеса. Во время последнего «Инфраструктурного дня» в ноябре 2017-го министр Владимир Омелян отметил, что в парламент внесены ключевые отраслевые законопроекты: о внутренних водных путях, о железнодорожном транспорте, строительстве концессионных дорог и др. Хронология рассмотрения некоторых из них была довольно длительной и вызвала много дискуссий. Очередной «Инфраструктурный день» запланирован на сегодня, 27 февраля.

Координатор Комитета по логистике ЕВА Ярина Скороход рассказала Mind, почему для бизнеса чрезвычайно важно принятие этих законопроектов с учетом замечаний от экспертов Ассоциации.

О внутренних водных путях. Первоочередным для бизнеса является открытие реки: объемы речных перевозок за последние 26 лет оказались на минимальном уровне. Одна из причин – отсутствие закона. К чему это приводит? Автодороги, которые начали восстанавливаться в результате реформирования отрасли, перегружены транспортом. На железной дороге – не хватает вагонов и локомотивов, а в «пиковые» периоды ситуация с ними становится попросту критической. Поэтому дешевый и наиболее экологичный речной транспорт, который имеет большой потенциал и ресурсные возможности, должен стать альтернативой автомагистралям и железной дороге.

О железнодорожном транспорте. Это еще один законопроект, крайне актуальный из-за обилия неурегулированных на законодательном уровне вопросов. Он также является одним из обязательных пунктов, которые Украина должна имплементировать в рамках гармонизации своей законодательной базы с европейскими нормами. Законопроект должен стать инструментом создания действительно эффективной конкурентной среды на рынке железнодорожных перевозок, ведь уже не первый год отмечается, что частной тяге предстоит решить целый ряд проблем.

По оценкам экспертов отрасли, изношенность парка электровозов в Украине составляет 95,7%, а тепловозов – 99,7%. И это действительно критическая ситуация для железной дороги и ее клиентов. Бизнес уже не первый год ждет положительных изменений, как это произошло с либерализацией рынка вагонного парка. Речь идет о возможности инвестировать в собственный локомотивный парк.

Строительство концессионных дорог. Это абсолютно новая практика для Украины, и общепризнанная – для Европы и мира. Проекты строительства дорог требуют значительных расходов из бюджета, которые государство не всегда может обеспечить. А механизм концессии позволит построить новые автодороги более высокого качества за счет инвестиций.

Государству это даст возможность в долгосрочной перспективе получить инфраструктурный объект и снизить нагрузку на автодороги общего пользования. Пользователям – более короткие и скоростные трассы лучшего качества. А концессионеру – реализовать инвестиционный проект и получить от него прибыль.

Насколько принятие вышеупомянутых законов необходимо для отрасли? По данным Всемирного банка, стоимость логистики в Украине на 30-40% выше, чем в США и ЕС. Учитывая тот факт, что ежегодно Украина декларирует растущие показатели экспорта, повышение конкурентоспособности на внешних рынках должно стать приоритетной задачей для правительства. Один из путей для достижения этой цели – снижение цены экспортной продукции. А этого можно достичь именно за счет удешевления логистики.

Кроме того, инфраструктурная отрасль требует значительных финансовых ресурсов, но одновременно является привлекательной для иностранных инвесторов. А что нужно инвестору? Четкие и прозрачные правила игры, которые должно внедрить государство через соответствующее законодательство.

Этот пакет законопроектов поможет совершить прорыв в транспортном секторе. Министр Владимир Омелян и председатель парламентского комитета по вопросам транспорта Ярослав Дубневич каждый раз подчеркивают важность рассмотрения законопроектов и проведения Инфраструктурного дня в Верховной Раде.

А мы возлагаем большие надежды на результативность последней сессионной недели этого месяца в парламенте и на то, что в дальнейшем произойдет должное внедрение транспортных реформ.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате