Медленно, но верно: как в Таллине развивали туризм
И чему стоит поучиться Киеву у столицы Эстонии

Согласно рейтингу конкурентоспособности туризма за 2017 год, составленному Всемирным экономическим форумом, Эстония занимает 37-е место из 136. Главный туристический центр страны – ее столица Таллин: на него приходится свыше 70% туристов, которые посещают Эстонию. В прошлом году здесь побывало 4,56 млн иностранных путешественников, что почти в 10 раз больше населения самого города. И почти в 1,8 раза больше количества гостей из-за рубежа, которые навещали Таллин в 2007 году. Сейчас в городе много небольших и модных кафе, интересных музеев, он комфортный для передвижения, здесь развивают инфраструктуру и реализуют креативные идеи – например, из аэропорта можно заказать трамвай с баром «на борту», который отвезет пассажиров в центр столицы.
Как в Таллине повышали туристическую привлекательность и как влияет туризм на жизнь города, специально для Mind рассказала Ирина Свидлов, главный специалист отдела туризма Таллинского Департамента предпринимательства.
Комфорт и толерантность. Власти Таллина совместно с разными профильными и общественными организациями разработали целую программу доступности «Город для всех», в рамках которой усовершенствовали городское пространство и, собственно, объекты в интересах тех, для кого эта самая доступность – не модное понятие, а жизненная необходимость.
Основные туристические маршруты Таллина и достопримечательности описаны с точки зрения доступности Таллинским обществом людей с проблемами опорно-двигательного аппарата. Кстати, и таллинские улицы, в основном в Старом городе и вокруг, перестраиваются в одноуровневые, то есть тротуарные бордюры сделаны минимальной высоты для удобства инвалидов по движению или по зрению.

Таллин
В соответствии с требованиями, которые предъявляются членам списка мирового культурного наследия ЮНЕСКО – а Старый город входит в этот список с 1997 года – достопримечательности, входы в музеи оборудуются пандусами, лифтами или подъемниками для людей с особыми потребностями.
Городские власти выводят на улицы все больше низкорамных автобусов и трамваев. Информация о них отражена в табло на остановках и в расписании движения общественного транспорта на сайте. И вот еще важная деталь: при реновации объектов уже в планы их ремонта вписываются требования относительно их доступности для матерей с маленькими детьми и инвалидов.
Карточка для гостя. 20 лет назад городской Отдел туризма разработал проект туристической карточки Tallinn Card. Она освобождает от массы проблем: не надо выяснять, где и почем купить билет на трамвай, автобус,троллейбус – карта дает право бесплатного пользования общественным транспортом в период ее действия, она же позволяет проходить во все 40 музеев столицы Эстонии на экскурсии, посещать достопримечательности и ночные клубы. Кроме этого, в ней предусмотрена система скидок в определенных ресторанах и магазинах. Вся информация на карточке обновляется в реальном времени.
У Tallinn Card есть свой сайт на семи языках. Сейчас они готовятся к разработке мобильного приложения для еще более удобного и быстрого пользования этой картой.

Таллин
Модерн вместо фабрик. Еще десять лет назад прилегающие к центру районы были застроены промышленными зданиями – фабриками и заводами, сооруженными в прошлом и даже позапрошлом веках. В конце 1990-х они уже не работали, территории вокруг них выглядели неухоженными. Поэтому город, в сотрудничестве с местными общинами, поселенческим движением, с привлечением частных инвестиций, преобразил промышленные зоны в арт-пространство.
Так, в 2009 году тут появился Креативный городок Теллискиви в историческом районе Каламая на месте бывшего Таллинского электротехнического завода имени Калинина – это своего рода центр, объединяющий творчески ориентированных предпринимателей. Прежние заводские здания преобразованы в рестораны, бары, антикварные галереи, шоу-румы, крохотные бутики и кафе.
Или Квартал Ротерманна в самом центре столицы – сейчас это новое слово в современной архитектуре, которая стала радикальным сплавом старого промышленного ландшафта с модернистским новым. Но до середины 2000-х там были склады и другие индустриальные объекты.
Город со своей стороны, как правило, участвует в подобных проектах финансированием строительства автодорог и пешеходных дорожек, парковок и их освещения, в создании или возобновлении озеленения и т.д.
Будь в тренде. Честно говоря, муторное дело – составление заявок для международных проектов и участие в них – приносит туризму неисчислимые выгоды. Так, в 2011 году удалось добиться того, что Таллин стал Культурной столицей Европы. А волны той популярности омывают город и по сей день, не говоря о росте различных статистических показателей.
Следующий вызов для него – признание Таллина Зеленой столицей Европы. Турист теперь пошел все более сознательный и образованный. И выбирает направления с ярко выраженным экологичным отношением ко всем жизненным сферам. Green Key в конференц- и гостиничной сфере, Blue Flag в пляжном секторе, движение From Waste to Taste в гастрономии, а также чистый воздух и другие привилегии, увы, в наше время доступны уже не всегда и не везде. Поэтому они становятся теми маяками, по которым выбирают то или иное направление для отдыха либо проведения конференций.

Старый индустриальный центр Таллина, переоборудованный под туристическую зону
Эффект обсуждения. Ежегодно перед началом туристического сезона вице-мэр столицы организовывает круглый стол, на котором собираются представители Таллинского объединения гидов, Эстонского союза турфирм, Эстонского союза гостиниц и ресторанов, Таллинского порта и аэропорта, Центра развития туризма Эстонского фонда поддержки предпринимательства, Министерства экономики и коммуникаций, Бюро конференций Эстонии, городских департаментов от коммунального и транспортного до городского планирования, охраны окружающей среды и муниципальной полиции. И эти люди, опираясь на свой фидбэк, находят решения вопросов, возникающих на стыке разных сфер деятельности, и удовлетворяющих все стороны.
Например, постоянное увеличение турпотока в Таллин сопровождается увеличением количества автобусов, которые обслуживают прибывших гостей. Бывают дни, когда тут одновременно находятся около 9000–11 000 круизных туристов, и у большинства из них в программе – экскурсия по городу, в том числе автобусная. Поэтому возникла проблема нехватки мест для стоянки туристических автобусов.
И тут помог «коллективный разум»: совместными усилиями расширили это «узкое место». Каждый из десятков автобусов с туристами останавливается в специальных, предусмотренных для этого местах на 15 минут для выхода пассажиров, а затем отправляется на парковку для таких автобусов, обслуживающих круизных туристов. Когда группа завершает осмотр очередного сегмента достопримечательностей, гид звонит водителю, и автобус встает перед группой, как конек-горбунок – по первому зову.
Отдача для города. По оценке Банка Эстонии, расходы зарубежных гостей в Таллине за 2007 год составили примерно 505 млн евро, а в 2017-м иностранные туристы оставили в столице Эстонии уже 960 млн евро. Среднестатистический турист за время пребывания в Таллине в 2008 году тратил примерно 148 евро в день, а в 2014-м – 132 евро. То есть на покупки стало уходить меньше денег. И это тренд, он будет продолжаться и дальше.
Тут сказывается, будем говорить так, возросшая бережливость туристов. В Таллине нет туристического налога, поэтому город не получает прямой выгоды от увеличения потока иностранных туристов. Однако туризм способствует созданию рабочих мест, а с ними – и поступлению налогов, разнообразит оказываемые услуги, не в последнюю очередь и для самих таллинцев. По нашим расчетам, каждая тысяча туристов обеспечивают работой 20 человек. И вот еще пример: на предприятиях гостинично-ресторанного комплекса столицы занято 12 100 человек, а это 4% от всей занятости в городе.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.