1С для госкомпаний: чем заменить «запретное» ПО
И почему государственные структуры наиболее уязвимы в таких вопросах

Новость о введении Россией экономических санкций против украинских политиков, предпринимателей и подконтрольных им компаний может подхлестнуть более жесткий контроль соблюдения санкций, введенных в свое время против самой РФ. А санкционная борьба всего мира с Российской Федерацией не утихает уже который год. 25 сентября 2018-го США утвердили очередной список российских компаний, действия которых противоречат национальным интересам США. Они преимущественно связаны с оборонно-промышленным комплексом России. Но и другие сферы тоже не остаются без внимания.
Свои санкционные списки уже имеют Европейский Союз и Украина. И в них есть компании из сферы высоких технологий и IT. В Украине под санкции уже попали разработчики самой популярной на постсоветском пространстве программы бухгалтерского учета – 1С. Вместе с ними рискуют пострадать и ее украинские пользователи. В первую очередь предприятия, в уставном капитале которых есть доля государства. Давид Тетруашвили, руководитель отдела управленческого консалтинга компании EBS специально для Mind проанализировал основные риски и пути их избежания.
Что уже сделано? В мае прошлого года президент Украины Петр Порошенко ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины о санкциях в отношении более 1000 физических и 400 юридических лиц. В перечень попали ООО «1С» (Россия), ООО «1С Мультимедиа Украина», ООО «1С-Телур Модуль», ООО «1С-Рарус Софт Украина», ДП «Еврософтпром» (все – Украина). Все они тем или иным образом связаны с разработкой и дистрибуцией 1С – популярного программного обеспечения (ПО) для ведения бухгалтерского учета и организации управления предприятием.
Украинские потребители опасались полного запрета этого ПО, но достаточно оперативно выяснилось, что ограничения касаются только сотрудничества с конкретными юридическими лицами, но не использования самого продукта. Его продажа и поддержка были организованы через компании, зарегистрированные на территории Европейского Союза (в частности, в Эстонии). Так что частные компании Украины без особых сложностей на собственный страх и риск продолжают использовать 1С в различных его проявлениях. Более того, фактически в Украине нет механизма, который позволил бы запретить использовать это ПО.
А вот бюджетным организациям и государственным предприятиям СНБО настоятельно рекомендовал перейти на отечественный программный продукт. Готов ли этот сегмент экономики к таким технологическим переменам?
Каковы спрос и предложение? По экспертным оценкам, в Украине около 300 000 компаний пользуются 1С. Доля этого ПО среди программ для ведения бухгалтерского учета колеблется в пределах 80-95%. По убеждению автора, она ближе к нижней границе этого диапазона. Естественно, не все они рискуют оказаться без автоматизации производственных и управленческих процессов в результате введения санкций.
В основной группе риска – госкомпании. По оценкам EBS, в Украине действует около 80 000 компаний с участием государственного капитала. Из них – около 3000 имеют годовой оборот более 100 млн гривен. Именно их менеджмент должен в первую очередь задуматься о том, что будет, если рекомендации СНБО и Службы безопасности Украины (СБУ) об отказе от 1С станут более настоятельными.
Ведение бухгалтерского учета – это только один из видов деятельности компании, требующий автоматизации. Но не единственный. Крупным компаниям нужна комплексная автоматизация, которая позволяет более качественно планировать ресурсы, оперативно получать всю необходимую информацию для принятия управленческих решений, вести все виды финансового учета. Такие задачи позволяет решить внедрение информационных систем класса ERP (Enterprise Resource Planning). На постсоветском пространстве среди таких программных продуктов компания 1С также является заметным игроком.
Относительно недавно в Украине появилась локализованная версия ее системы – BAS ERP. При этом разработчики сознательно ушли от упоминания 1С в названии программного продукта.
До 2014 года сегмент ERP-систем в Украине достаточно динамично развивался, тут работали и работают все глобальные лидеры. Однако госсегмент традиционно был «недолюблен», когда речь шла об автоматизации и внедрении легального ПО. Поэтому все государственные предприятия можно условно разделить на две категории:
- Те, которым нужно уйти от 1С.
- Те, которым нужно с нуля автоматизировать свою деятельность.
В последние несколько лет диджитализация госсектора идет стремительными темпами. Но в обоих случаях компаниям нужно определиться с доступными возможностями. Если у небольших компаний есть достаточно много вариантов комплексной автоматизации деятельности и бухгалтерского учета, то решений для крупных компаний на рынке не так уж много.
В первую очередь – это иностранное программное обеспечение от глобальных лидеров: SAP, Oracle и Microsoft Dynamics. Все они представлены на украинском рынке, но имеют ряд недостатков для массового внедрения в госсекторе. Главный из них – очень высокая стоимость. Далеко не всякий топ-менеджер решится взять на себя ответственность и объявить тендер на внедрение именно такого ПО. Ведь реализация проекта может занять 1,5-2 года. А экономический эффект предприятие ощутит еще позже. К тому же, все это – тоже иностранные разработки. А в СНБО, как мы помним, рекомендовали использовать отечественный программный продукт.
Разработка и отладка полноценной ERP системы занимает несколько лет. Но этого мало – еще нужно завоевать доверие клиентов. Поэтому, с большой долей вероятности, можно говорить о том, что государственный сектор будет искать уже существующие решения.
По нашим данным, сейчас в Украине фактически есть только одно такое предложение – ERP система IT-Enterprise, которая уже более 10 лет развивается в высококонкурентной среде.
Это модульная система, которую можно адаптировать к потребности предприятий, у нее более лояльные требования к поддержке. В то время как у топ-3 глобальных производителей ERP-систем, последующая поддержка программных продуктов составляет значительный источник дохода. А значит, это существенные дополнительные расходы клиентов.
С другой стороны, отсутствие обязательной поддержки приводит к тому, что некоторые компании, использующие продукт IT-Enterprise, не обновляют эту систему, а упорно пользуются старыми версиями. Это не очень благоприятная тенденция.
Зачем нужен «свой» продукт? В мире современных технологий требования к информационным системам меняются стремительно. Автоматизация предприятия нужна для того, чтобы максимально быстро получать информацию от всех подразделений, отражать ее в учете и оперативно реагировать на изменения ситуации. А если ПО не обновляется, это ведет к технологической отсталости, и есть риск того, что, например, не будут учтены последние изменения в законодательстве, которое, как известно, в нашей стране постоянно меняется. Соответственно, вводные из системы, на основании которых будут приниматься решения, могут оказаться некорректными.
Но мы видим еще один масштабный риск, на который следует обратить внимание. В случае, если будет принято политическое решение о миграции всех госпредприятий на отечественные программные продукты, разработчики ПО могут просто не справиться с одновременным наплывом клиентов.
Внедрение нового программного продукта любого класса занимает минимум несколько недель. Программные продукты ERP-класса внедряются многие месяцы. Минимальная команда на проектах внедрения составляет от 2 до 4 консультантов и программистов в зависимости от размера предприятия, количества бизнес-процессов и сложности ПО.
К такому повороту не готов на сегодня ни один из отечественных разработчиков. Для того, чтобы удовлетворить потенциальный скачок спроса, разработчикам придется либо резко расширять штат, либо увеличивать сеть партнеров, в том числе, в регионах. И подготовительную работу необходимо проводить уже сейчас. Если не получится это сделать, то госсектор может остановиться.
В то же время, бюджетникам и государственным предприятиям не нужно ждать решения высшего руководства страны, а уже сейчас начинать подготовку и переход на новые программные платформы, у которых нет риска попасть под санкции и запрет. Ведь политические решения, как правило, бескомпромиссны и не дают времени на адаптацию и переходный период.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.