Дубай Экспо: как Украине заявить о себе всему миру

Дубай Экспо: как Украине заявить о себе всему миру

И почему «Экспо-2020» в Дубае – это шанс, который нельзя упустить

Цей матеріал також доступний українською
Дубаи Экспо 2020
Дубаи Экспо 2020

Что знают об Украине за рубежом? И какое место она сегодня занимает в мире? Ответы можно почерпнуть из глобальных рейтингов. Так, в Рейтинге экономической свободы Украина – 134-я. Ее соседи по таблице – африканские страны Бенин и Мавритания. А в рейтинге восприятия коррупции у нашей страны, занимающей 130-е место, соседи опять-таки из Африки – Сьерра-Леоне и Гамбия. А это те базовые, ключевые показатели, на которые смотрят инвесторы и торговые партнеры со всего мира.

Означает ли это, что Украина безнадежна с точки зрения международной конкуренции и экспортного потенциала? По мнению эксперта Павла Барбула, в недавнем прошлом (2015-2018) – руководителя внешнеторговой компании «Спецтехноэкспорт», Украине для реализации собственного экспортного потенциала необходимо максимально использовать такие значимые международные события, как «Экспо-2020» в Дубае.

Как и где заявить о себе?

Мировому сообществу очень важно донести, что кроме проблем у нас есть и успехи. И сделать это в нужном месте в нужное время. Таким местом может стать Дубай, где запланирована всемирная выставка «Экспо-2020». Она будет проходить с 20 октября 2020 года по 10 апреля 2021 года. Только власти Арабских эмиратов потратят на организацию этого мероприятия более $4 млрд. А площадь павильонов составит 4,38 кв. км, на которых разместятся представители стран общим населением 3 млрд человек и суммарным ВВП $7,4 трлн. Если ты присутствуешь на «Экспо» –  тебя увидит весь мир.

Почему важны именно выставки?

В отличие от рейтингов, всемирные выставки позволяют бедным странам соседствовать с богатыми. Этой уникальной возможностью пользуется даже, мягко говоря, не самая популярная среди инвесторов Северная Корея: на «Экспо-2010» в Шанхае ее экспозиция под названием «Рай для людей» находилась возле павильонов Японии, Китая и Саудовской Аравии.

Как разные страны пытаются привлечь к себе внимание?

Чтобы подчеркнуть значимость всемирных выставок, обычно приводят в пример Эйфелеву башню, построенную специально к «Экспо-1889». На самом деле, к каждому такому событию возводятся уникальные сооружения. Все началось с Хрустального дворца в Лондоне, построенного к самой первой Всемирной выставке 1851 года.

Даже СССР, ведя «холодную войну» с капиталистическим Западом, регулярно участвовал во всемирных выставках и вкладывал колоссальные деньги и усилия в свои павильоны. Знаменитая скульптура «Рабочий и колхозница» создана специально для советского павильона на «Экспо-1937» в Париже.

В этом павильоне демонстрировались и украинские достижения – например, макет ДнепроГЭС и будущего Запорожья. Несколько ранее, в 1933 году, украинская диаспора в США совершила невозможное: собрала деньги на строительство отдельного павильона для Украины на Всемирной выставке в Чикаго. Это при том, что Украины как государства на тот момент не существовало, официальный СССР пытался помешать строительству, а в американской экономике бушевала Великая депрессия.

Дубай не снижает планку амбициозности: здесь к «Экспо-2020» возведут самое высокое сооружение в мире – башню высотой почти 1 км.

Опыт независимой Украины на «Экспо».

Современная Украина впервые представила собственный павильон на Всемирной выставке «Экспо-2010» в Шанхае. Это не был украинский проект: страна арендовала уже готовое здание, построенное организаторами мероприятия.

От участия в следующей выставке, «Экспо-2015» в Милане, Украина отказалась из-за военного конфликта на востоке страны. Зато участвовала в прошлогодней специализированной выставке в Казахстане, посвященной энергии будущего. В Астане Украина представила собственные разработки в солнечной, ветровой и гидроэнергетике, а также в выращивании энергетических сельхозкультур.

На «Экспо-2020» наша страна впервые собирается построить собственный павильон. Решение об этом Кабмин принял еще в феврале 2017 года, а в июле 2018-го был заключен контракт с оргкомитетом «Экспо-2020». Само строительство должно начаться в феврале 2019-го, но подготовительные работы к нему идут с отставанием от графика. Поэтому важно сейчас приложить максимум усилий, чтобы справиться с подготовкой в сроки. Помощь в организации и финансировании может предоставить диаспора и бизнес –последнему подобное мероприятие открывает громадные возможности для роста.

Чем остальные страны собираются удивить мир?

Некоторые государства уже анонсировали концепции своих павильонов в Дубае. Их описания больше напоминают сборник сказок, чем программу бизнес-ивента.

Нидерланды установят в своем здании «вертикальную ферму», которая будет производить энергию и продукты питания. Бразилия воссоздаст атмосферу бассейна Амазонки, причем посетители будут ходить по «водной глади». Шведский павильон объединит в себе северный лес, ландшафты пустыни и арабские геометрические орнаменты.

Как Украине правильно показать себя на будущей выставке?

Важен не только павильон, но и его содержимое. Глечики и вышиванки – это красиво, но не для «Экспо». В Дубай приедут не за артефактами из прошлого, а за инновациями из будущего.

К примеру, в 1855 году на «Экспо» в Париже были представлены: газонокосилка, стиральная и швейная машины, говорящая кукла и одно из первых в мире транспортных средств, работающих на нефтепродуктах. И это речь идет о выставке, прошедшей полтора века назад.

Стоит ли говорить, что в 2020 году посетителей будут интересовать не окатыши и зерно, которые сейчас экспортирует Украина, а биотехнологии, искусственный интеллект, альтернативная энергетика. Иными словами – продукция с высокой добавленной стоимостью.

И Украина вполне способна влиться в мировые тренды. Один из таких трендов – organic food. Европейские и арабские потребители готовы платить за качественную еду, изготовленную без применения «химии».

Другой мировой тренд – охрана здоровья, которую Всемирный экономический форум включил в число основных факторов конкурентоспособности стран. Отечественная фармацевтика демонстрирует рост и активно завоевывает глобальные рынки. А украинские специалисты разработали технологию 3D печати человеческой костной ткани. Заказать себе кость через интернет в случае перелома – вот это уже история для «Экспо-2020».

Украинские компании уже успешно реализовывают проекты в Дубае – в сферах IT, ресторанного бизнеса, строительства, авиации.

Тут будет уместным вспомнить слова экс-госсекретаря США Кондолизы Райс, процитировавшей своего отца: «Чтобы достичь успеха, ты должна быть вдвое лучше остальных (twice as good)». Нужно учесть, что девочка росла в годы расовой дискриминации, когда даже способного ребенка могли проигнорировать только потому, что он чернокожий.

Быть twice as good – именно такая задача сегодня стоит и перед Украиной на «Экспо-2020». Если Канаде или Германии достаточно просто показать свои инновации, то нам еще придется убеждать весь мир, что война и коррупция – не единственные визитные карточки страны.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате