Рынок оружия: почему Трамп озаботился упрощением процедуры продажи оружия

Рынок оружия: почему Трамп озаботился упрощением процедуры продажи оружия

И как проводятся такие сделки на практике

Цей текст також доступний українською
Рынок оружия: почему Трамп озаботился упрощением процедуры продажи оружия
Дональд Трамп
Фото: Shutterstock

Американский президент Дональд Трамп настаивает на том, что США должны как можно больше упрощать процесс продажи вооружений другим странам, чтобы они не обращались к конкурентам – России и Китаю. Он отметил, что часто такие сделки срывались именно из-за сложной процедуры оформления покупки. При этом США такие контракты приносят миллиарды долларов и обеспечивают рабочие места.

Ранее Трамп анонсировал, что США взялись за разработку «супер-пупер-ракеты» (super dupermissile) – гиперзвуковой ракеты, которая будет летать со скоростью, в три раза превышающей скорость ракет других государств, в частности России и Китая.

Как выглядит бюрократия в этой сфере в США и почему Трамп поднял этот вопрос, пояснил Mind эксперт, экс-руководитель внешнеторгового предприятия «Спецтехноэкспорт» (2015–2018) Павел Барбул.

Бюрократия по-американски

Процедура согласования экспорта вооружений в США достаточна сложная, так как регулируется несколькими разными нормативными актами, в частности, законом о контроле за экспортом вооружений, политикой передачи обычных вооружений, законом о внешней помощи, международными правилами передачи вооружений и др.

Кроме того, процедура координируется Госдепартаментом в лице Бюро военно-политический дел с привлечением других агентств в разных случаях. Так, в процессе могут принимать участие Департамент обороны, Департамент коммерции, Департамент энергетики, Конгресс.

Система продажи вооружений имеет два принципиальных механизма: внешние военные продажи (FMS) и прямые коммерческие продажи (DCS).

В случае FMS заявка на приобретение и сделка по продаже идет через правительство США и от лица правительства в лице Офиса региональной безопасности и трансфера вооружений Бюро военно-политический дел Госдепартамента в тесном сотрудничестве с Агентством по кооперации в сфере безопасности и обороны Департамента безопасности.

В среднем по такой процедуре проходят продажи вооружения на сумму около $43 млрд. При этом правительство организовывает переговоры с американскими производителями, обучение персонала страны заказчика и обеспечение логистики и поддержки продукции во время срока службы.

Вторая процедура – DCS, которая является процедурой прямой продажи иностранному заказчику оборудования от американских производственных или торговых компаний и регулируется Директоратом контроля торговли оборонной продукцией вышеуказанного Бюро военно-политических дел Госдепартамента. Таких сделок в год происходит на сумму около $135 млрд.

При этом правительство США обеспечивает контроль за целевым использованием продукции и нераспространением ее третьим лицам.

Как выглядят продажи на практике

Нередкими являются случаи, когда заказчики договариваются с производителями и поставщиками, подписывают контракт, но процедура получения экспортных лицензий затягивается на годы. В итоге сделка становится неактуальной, так как правительство США очень тщательно изучает ее на  соответствие национальным интересам, стратегии международной и региональной безопасности и наличие рисков нарушения стабильности и распространения оружия. 

Понимая такие сложности процедуры, часто даже сами производители отказываются от переговоров и сделок, если объем закупки не соответствует рискам и расходам времени и ресурсов на долгую бюрократическую процедуру.

При этом в сфере оборонной промышленности США задействовано около 2,5 млн человек, а это и налоги, и рабочие места. Самое главное – это уникальная компетенция специалистов и технологии. Поэтому вполне закономерно, что сейчас правительство обратило внимание на необходимость упрощения (ускорения) процедур для стимуляции внешних контрактов и привлечения средств в экономику США с одновременным продвижением своих геополитических интересов.

Так, если политика Белого дома будет направлена на упрощение процедур экспортного контроля, то страны-союзники США получат реальную возможность быстрее получать продукцию оборонного назначения, а значит более эффективно и точно планировать свои стратегические военные закупки.

Американские производители при этом получат (вернее уже после заявления уверен что получили) мощный толчок в переговорах по продвижению своей продукции.

Если такие обещания реализуются, то США уже в ближайшее время сможет серьезно укрепить позиции на международных рынках вооружения и военной техники.

Что это означает для Украины

С одной стороны может показаться что ослабление позиций РФ будет Украине на руку, но, если посмотреть глубже, то откроется совершенно иная картина.

Страны, которые могут себе позволить новые платформы и уйти от советского вооружения, приобретая продукцию западного образца, будут постепенно выводить из флота советские изделия. Такое развитие событий навредит украинскому ОПК, большая часть которого направлена на продажу запчастей и услуг по ремонту/продлению ресурса для техники советского образца.

В то же время, выигрышной позицией для Украины может стать тесное сотрудничество с США. И для этого есть соответствующая нормативно-правовая база в виде закона "о поддержке свободы Украины" (H.R.5859 – Ukraine Freedom Support Act of 2014). 

Согласно этому документу США может помогать Украине продвигать продукцию своей оборонной промышленности на традиционно контролируемые РФ рынки.

Проблема в том, что к сожалению об этом акте законодательства наше правительство вероятно не знает и никак не использует.

Так, для "включения" документа нужна скоординированная политическая воля высшего руководства страны и всего сектора оборонной промышленности, разведывательных и правоохранительных органов.

В то же время сегодня, исходя из общедоступной информации об объемах новых заключённых контрактов и выигранных тендеров, этого процесса мы к сожалению, не наблюдаем.

Павел Барбул за время работы руководителем государственного спецэкспортера обрел обширный опыт по импорту американской военной продукции для потребностей различных силовых структур Украины и лично участвовал во множестве переговоров и процедур по получению экспортных лицензий в США.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно