Стратегия или тактика? В каких реформах нуждается «Укроборонпром»

Стратегия или тактика? В каких реформах нуждается «Укроборонпром»

И почему новые законодательные инициативы не решат глобальных проблем в этой сфере

Цей матеріал також доступний українською
Стратегия или тактика? В каких реформах нуждается «Укроборонпром»

На днях в Верховной Раде зарегистрирован законопроект «Об особенностях реформирования предприятий оборонно-промышленного комплекса государственной формы собственности» (№3822), который предусматривает перезагрузку «Укроборонпрома». Документ предусматривает корпоратизацию государственных предприятий – превращение их в государственные акционерные общества, что позволит создавать совместные предприятия с иностранными партнерами и привлекать прямые инвестиции в отрасль.

Кроме того, ранее в концерне анонсировали внедрение проектного менеджмента для конструкторских проектов и проведение соответствующего обучения конструкторов. Как отмечают в концерне, это поможет обновить инструменты и подходы к разработкам за счет оптимизации процессов и существенного сокращения срока таких работ.

Действительно ли именно таких изменений требует государственный концерн и как они могут повлиять на его деятельность, рассказал Mind эксперт, экс-руководитель внешнеторгового предприятия «Спецтехноэкспорт» (2015–2018) Павел Барбул.

Что не так с законопроектом?

Закон хороший, правильный и имеет место быть, но нехороший и неправильный популизм, с которым его преподносят. У нас подменяют суть – формой.

Если посмотреть глубже, то лучше было бы оптимизировать и качественно настроить, с максимальной отдачей и с максимальным КПД, предприятия «Укроборонпрома». При этом сделать это можно и при той организационной форме, в которой они существуют сейчас. Выбрать эффективный менеджмент, побороть коррупцию, осваивать новые образцы военной техники, выпускать качественную технику, нести обязательства перед международными партнерами, выполнять их и не обманывать. Все эти возможности существуют и сейчас. Для этого нет необходимости менять законодательство.

При этом развитие собственной оборонной промышленности, выполнение государственного оборонного заказа, обеспечение наших военных качественной продукцией в сроки и по честным ценам – все это отсутствует в контексте этого законопроекта и выносится за скобки.

Вместо этого предлагается создать акционерные общества (АО), наблюдательные советы (НС) и не указывается, где взять деньги на это все. Так, функционирование каждого НС и формирование правления, института корпоративных секретарей, обязательная отчетность – это огромные расходы. Помимо того, в убыточной структуре предприятий «Укроборонпрома» отсутствуют источники, где их взять.

К чему приведет внедрение предложенных норм?

Этот закон будет очередным популизмом, который не приведет к улучшению качества продукции и эффективности производства, а только все ухудшит. Так, вместо уменьшения влияния кризиса, в который была загнана оборонная промышленность, только увеличиваются текущие расходы.

Например, вырастет количество персонала – не технологического, а такого, который не имеет никакого отношения к выпуску качественной продукции. Все это только увеличит накладные расходы предприятий и еще более усложнит продвижение продукции как на внутреннем, так и на внешние рынки. Будут усложнены бюрократические процедуры ее продвижения. 

Закон хоть и правильный и своевременной по своей природе, но в нынешних реалиях будет неисполним, неэффективен и только ухудшит существующее положение дел.

Чем еще удивит «Укроборонпром»?

Помимо того, важно отметить абсолютный диссонанс в политике и стратегии нынешнего оборонпрома. Декларируя необходимость повальной приватизации, сворачивание и распиливание экономически неэффективных предприятий, без какого-либо учета и оглядки на их научно-конструкторский потенциал, говорится об обучении конструкторов проектному менеджменту.

Как конструкторов не обучай, это не принесет никакой пользы, если предприятие неприбыльное в понимании «Укроборонпрома» и подлежит приватизации и закрытию.

Поэтому задача органов управления – формировать стратегию развития по каждому ключевому предприятию. Только при создании ценности предприятий ОПК «Укроборонпром» может оправдывать свое существование и получать деньги с прибыли предприятий.

Сейчас же концерн эти средства реквизирует и тратит на свои нужды. В том числе, на собственный пиар или пиар своих сотрудников, что тоже приводит к убыткам предприятий.

Что нужно инвестору?

Инвесторы придут, когда будет четкий бизнес-план и бизнес-процесс. Пока что ни одно предприятие «Укроборонпрома» не является достаточно прибыльным для того, чтобы быть интересным иностранному инвестору. Те предприятия, которые есть, производят какую-то продукцию, например, ГП «Зоря» – «Машпроект» или ГП «Антонов», являются скорее конкурентами западным инвесторам. 

Интересны они могут быть теоретически только Китаю для получения некоторых технологий. Как было сделано с предприятием «Мотор СІч» – за относительно небольшие деньги, и никто не собирается развивать здесь производство. Это им неинтересно.

Поэтому говорить о создании сверхсложных дорогостоящий массивных структур без вникания в суть бизнес-процессов и их налаживания – это элементарно непрофессионально, и это вранье. Сначала нужно наладить производство продукции, провести капитализацию предприятий, чтобы они были прибыльными, зарабатывали деньги. Только после этого можно говорить о том, чтобы их корпоратизировать, чтобы они могли привлекать инвестиции. Пока же предложить инвестору нечего. 

Так, сегодня ни одно предприятие не сможет предоставить качественный бизнес-план для того, чтобы иностранные инвесторы, западные в частности, были заинтересованы в него войти. 

Кроме того, есть ряд механизмов, которые позволят западным инвесторам сотрудничать с нашими предприятиям. Яркий пример – это завод Delfi, который успешно работает с госпредприятием «Укроборонпрома» на контрактной основе. Они просто заказывают большой объем продукции, и украинский завод это им выдает. При этом не происходит ни отчуждение госсобственности, ни участие в капитале, а просто запущены понятные рыночные механизмы – и все успешно работает.

Каких изменений требует отрасль?

Руководству «Укроборонпрома» целесообразнее было бы заняться бизнес-процессами.

Так, например, требуют особого внимания вопросы:

  • Повышения конкурентоспособности, оптимизации цен на выпускаемую продукцию и повышение ее качества,
  • Улучшения процессов по поиску внешних заказчиков.
  • Более тесной работа с Минобороны по развитию и постановке на вооружение новых образцов техники с целью их продвижения на внутреннем и внешнем рынках.
  • Также стоит уделить внимание улучшению работы по исправлению испорченного имиджа Украины на международной арене и  укреплению позиций там.

Однако выполнения всех этих задач и рефинансирования прибыли в производство новых образцов военной техники, новые разработки, к сожалению, пока не наблюдаем. 

Вместо декларирования принципов, красивых презентаций, слайдов мы видим абсолютный упадок, ухудшение показателей предприятий оборонной промышленности практически на всех направлениях.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате