Замереть, чтобы выстоять: топ-5 проблем бизнеса в Украине-2018

Замереть, чтобы выстоять: топ-5 проблем бизнеса в Украине-2018

С какими вызовами пришлось столкнуться отечественным предпринимателям

Этот материал также доступен на украинском
Замереть, чтобы выстоять: топ-5 проблем бизнеса в Украине-2018

Для украинского бизнеса 2018-й оказался довольно противоречивым: с одной стороны, власть постоянно рапортовала о различных «облегчениях» и дерегуляции, что даже отразилось на позициях Украины в глобальном рейтинге Doing business, а с другой – сами предприниматели довольно регулярно жаловались на притеснения, прессинг и внезапные обыски. О бизнес-достижениях уходящего года Mind уже писал. Теперь пора вспомнить самые большие преграды на пути развития отечественной деловой активности. Артем Пришедько, адвокат компании Investment Service Ukraine, специально для Mind анализирует пять главных проблем бизнеса в 2018-м.

Жесткий контроль расчетов с нерезидентами и недоступность кредитования

В 2018 году участились случаи пристрастного отношения банков ко всем валютным операциям с нерезидентами, а особенно с офшорными юрисдикциями. Такое положение дел в значительной степени ударило по многолетним налаженным схемам полулегальной оптимизации налоговой нагрузки. Увеличение контроля над приведенными операциями является следованием мировым тенденциям деофшоризации и внедрения глобальных систем налогового контроля и обмена информацией (BEPS). Но именно в Украине дополнительный финансовый контроль достаточно сильно ударил по бизнес-кругам.

Украинские банки в течение 2018 года показали свою устойчивость, а уровень банкротства финансовых учреждений достиг минимальной отметки за последнюю пятилетку. Но все это не привело к полному «выздоровлению» финансовых рынков, сегодня бизнес не в состоянии обслуживать процентные ставки, предлагаемые банками, которые и после стабилизации ситуации с массовым закрытием банков продолжают перестраховываться и устанавливать проценты по кредитам, более чем вдвое превышающие годовую инфляцию.

Средняя процентная ставка по кредитам для бизнеса составляет 21%, а дополнительно банк требует залог и поручительство учредителя. Реалии годовой доходности и общая конъюнктура рынков сбыта не дают возможности малому и среднему бизнесу в полной мере применять такой инструмент, как привлечение кредитных средств.

Тотальные проверки

Сложности с заимствованием средств у внешних кредиторов в течение 2018 года заставили руководство страны искать дополнительные деньги внутри Украины. При таких условиях правительство не стало придумывать ничего нового и решило наполнить бюджет за счет бизнеса. Только за 10 месяцев 2018 года налоговики увеличили План-график проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков на 600 позиций.

Еще одним «ужасом» предпринимателя стали проверки Гоструда. 5 сентября 2018 года премьер-министр Владимир Гройсман подписал распоряжение № 649-р, согласно которому Гоструда предложено начиная с 5 октября 2018 года в установленном порядке провести комплексные мероприятия, направленные на детенизацию занятости и доходов населения, а Государственной фискальной службе, Пенсионному фонду, Национальной полиции, другим центральным органам исполнительной власти было предписано подавать ежемесячно до 10 числа Государственной службе по труду информацию о проведенной работе для ее обобщения и представления до 15 числа Министерством социальной политики Кабинету министров Украины.

Предоставление Гоструда такого массива информации, соединенное с законодательными возможностями проведения так называемых инспекционных посещений без предупреждений субъектов хозяйствования привели к большому количеству «комплексных мероприятий» по выявлению нарушений в сфере труда и наложению немалых штрафов, которые нередко составляли более чем 300 000 грн.

Рейдерство «по-новому» и общая беззащитность бизнеса

Принятие Верховной Радой нового закона Украины «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» и вступление его  в силу с 17 июня 2018 года породили новые виды рейдерства и обнажили недостатки корпоративной реформы в целом.

Либерализация корпоративных преобразований, заложенная в новом законе (возможность отчуждения корпоративных прав без проведения общего собрания), привела к ряду новых рейдерских схем, которые по сути стали упрощаться, ведь для успешного «отжима» общества теперь необходимо лишь подделать акт приема-передачи корпоративных прав.

Такое положение дел во многом добавило работы «антирейдерской» комиссии при Минюсте, а она, в свою очередь, вместо расширения штата и налаживания работы, стала чаще отказывать в рассмотрении жалоб по формальным причинам.

Что касается рассмотрения подобных дел в судах, то оно может длиться годами, в течение которых «новые владельцы» успешно реализуют активы или банкротят предприятие.

Военное положение

Конец 2018 года, а именно ноябрь, запомнится украинскому бизнесу как начало первого в истории независимой Украины военного периода. Первый же день ВП принес украинцам проседание курса гривны и распространение разного рода слухов, которые не предусматривали оптимистичных сценариев для отечественных деловых кругов. Основные предсказания сводились или к мобилизации активов предприятий для нужд обороны, или к ухудшению состояния на линии фронта и наступлению войск страны-агрессора. И хотя украинские предприниматели уже привыкли к постоянным потрясениям, оказавшись впервые в ситуации, близкой к войне, не всегда могли хладнокровно принимать решения. Такое положение вынуждало предпринимателей планировать «пути отхода» и защиту своего бизнеса, а значит, времени на продуктивную работу становилось меньше.

На сегодня общую ситуацию с предпринимательством в военный период возможно охарактеризовать как «консервация, защита активов и работа с минимальными рисками», а это, безусловно, не будет способствовать быстрому развитию бизнеса.

Предвыборный период

Последний месяц года де-факто дал старт предвыборной борьбе кандидатов в президенты. Хотя официально компания еще не началась, все ее признаки уже присутствуют в политическом пространстве. Что касается предпринимателей, то как всегда накануне смены власти, бизнес-структуры, работающие с бюджетом, пытаются «вытянуть» как можно большие суммы из казны для поддержки того или иного кандидата, а их конкуренты собирают соответствующий компромат для дискриминации и – в случае прихода к власти – возврата незаконно выведенных средств.

Как правило, такое предвыборное «перетягивание каната» отвлекает бизнесменов от реальных проблем и приводит к непродуманным шагам с большой степенью риска. А надежды руководителей, что выборы, как война, «все спишут», заканчиваются уголовными делами или комплексными проверками, или и тем, и другим.

Незадействованные в приведенных выше событиях предприниматели традиционно перед сменой власти переходят в так называемый режим ожидания, поскольку новейшая украинская история показала: выборы приводят к «экономическим качелям» с непредсказуемой амплитудой.

Итак, 2018-й не стал прорывным для украинского бизнеса, а множество проблем, часть из которых мы сегодня рассмотрели, не способствовали улучшению инвестиционного климата. Ярким маркером такого состояния является показатель ВВП, который в III квартале нынешнего года снизился до уровня 2,8%. Хотя не лишним будет выделить и положительные изменения в украинском предпринимательстве: малую приватизацию, достойные показатели инфляции, годовую курсовую стабильность.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате