Пока не поздно: кто и как будет защищать украинскую экологию
Главные вызовы и перспективы 2019 года

2018-й стал годом усиления законодательного поля, в рамках которого может развиваться экологическая политика. Это хороший фундамент, но успешным 2019-й станет лишь тогда, когда будет обеспечена институциональная способность всех принятых и планируемых документов. Анатолий Куцевол, директор Команды поддержки реформ при Минэкологии, специально для Mind рассказал, каким в министерстве видят этот путь.
Горизонтальные реформы
Отчеты Европарламента и Еврокомиссии относительно евроинтеграционных реформ в Украине отмечают горизонтальные реформы – начало работы процедуры Оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и Стратегической экологической оценки (СЭО). Впервые мы получили правовой инструмент обязательного учета рисков для окружающей среды еще на этапе разработки политических и управленческих решений.
Задача на 2019-й – учить и информировать бизнес, общественность и госслужащих. Ведь по опыту прошлого года больше всего сложностей с ОВОС возникало именно из-за недостатка опыта применения новой процедуры. Стратегическим приоритетом является обеспечение надлежащей процедуры СЭО во всех отраслях, и прежде всего – в энергетике.
Экологический надзор и контроль
Каким бы замечательным ни было законодательство, без обеспечения системы надзора за его исполнением результата не будет. Эксперты Команды поддержки реформ при Минприроды разработали законопроект №9336 «О Государственной природоохранной службе», который был передан инициативной группе народных депутатов Украины и ждет первого чтения. Несмотря на компромиссы, на которые приходилось идти, этот документ очень высокого качества и вызывает недовольство, что, по Черчиллю, свидетельствует о правильности движения. Ценность документа – в том, что он дает ответы, как создать действительно компетентный орган экологического надзора и контроля с работающими полномочиями правоохранительного органа.
Впереди – сложные дискуссии и доработки этого законопроекта и его лоббирование. Но это лишь верхушка айсберга, поскольку после принятия закона нужно будет разработать огромную нормативно-правовую базу, что позволит поэтапно создать новый орган, и только когда он начнет работать с 30% кадрового состава, можно будет ликвидировать Госэкоинспекцию.
Концепция реализации государственной политики в сфере промышленного загрязнения
В 2018 году команда разработала Концепцию реализации государственной политики в сфере промышленного загрязнения, которая прошла соответствующие консультации с общественностью и бизнесом. Этот документ станет основой для реформы разрешительной системы в экологической области и будет касаться всей промышленности. В 2019 году мы ожидаем одобрения Концепции правительством и начало работы проекта Федерального министерства экологии Германии над разработкой нового законодательства в этой сфере и реализацию первых пилотных проектов – это дорогая и сложная работа.
Кроме нового законодательства, в случае выполнения Концепции мы ожидаем уменьшения объемов промышленных выбросов на 22,5% – и не благодаря сокращению темпов промышленного развития, а благодаря экомодернизации и оптимизации. За 2017 год предприятия осуществили выброс 2,58 млн тонн загрязняющих веществ, 997,35 млн куб. м сбросов и образовали 366 млн тонн отходов. При этом около 68 000 смертей в Украине вызваны загрязнением воздуха (по данным Института оценки и измерения показателей здоровья). Следовательно, есть основания надеяться, что на 22,5% меньше выбросов – это 15 300 спасенных в будущем жизней.
Если же говорить языком промышленности – то эта реформа предусматривает новый подход к выдаче разрешений (одно разрешение – интегрированное, вместо кучи на различные типы загрязнения от различных институтов), к экоменеджменту предприятий (внедрение наилучших доступных технологий и методов управления) и принципу финансирования – загрязнитель платит – ключевого принципа экологического права ЕС.
Государственное управление и его цифровизация
Есть две фундаментальные вещи, от которых зависит успех реформ, – люди и деньги. Первое со вторым связано примерно так же, как Уроборос («змея, которая ест свой хвост»), но на повестке дня – реформирование системы государственного управления и поиск источников надлежащего финансирования природоохранных реформ и мероприятий.
Если говорить о реформе госуправления, то в Минприроды начат функциональный анализ структурных подразделений, а также подотчетных органов власти. Этот анализ необходим для разграничения функций формирования и реализации политики.
Министерства не должны оказывать услуги или заниматься техническими деталями отдельных процессов, так как не будет времени на глобальные изменения, а только на реагирование на текущие проблемы и пожаротушение.
Мы ожидаем, что к концу 2019 года будет готова новая структура Минприроды, и работа на государство станет привлекательной в первую очередь для тех, кто болеет душой за окружающую среду.
Институциональная способность в современном мире также невозможна без совершенных информационных технологий, поэтому параллельно с тектоническими организационными изменениями мы должны запустить общегосударственную информационную систему «Открытая окружающая среда». Правительство одобрило структуру системы, объявлено соответствующий тендер и в начале года уже ожидается запуск первых двух модулей – «Вода» и «Воздух».
«Открытая окружающая среда» – это аналитическая система, которая позволит принимать решения, основываясь на достоверных и актуальных данных. Приоритетом является запуск еще как минимум 10 различных модулей, которые будут перекрывать вопросы мониторинга и контроля.
Деньги и инвестиции
В стране с дефицитным бюджетом и низким экологическим сознанием вопросы экологии или изменения климата кажутся чем-то очень далеким и непонятным, хотя на самом деле – это вопросы инвестиционной привлекательности и здоровья людей. Когда речь идет о финансировании экоотрасли, обычно упоминается лишь экологический налог. Однако мало работать только с экологическим налогом, надо перестроить всю существующую систему экологических финансов (сбор, использование и инвестирование).
На сегодня есть дисбаланс между расходами и поступлениями отрасли (диспропорция составляет примерно 1 к 6), а еще хуже – нецелевое использование, отсутствие механизмов возврата денег на мероприятия по экомодернизации и прозрачного использования средств. Здесь стоит ознакомиться с опытом Польши, которая имеет огромные экологические фонды и финансирует проекты в области окружающей среды, имея гарантированные расходы.
В нынешнем году мы предложим концепцию этой реформы. Очень хочется надеяться, что уровень экологического сознания возрастет, и диалог со всеми заинтересованными сторонами – политиками, бизнесом, местными властями – позволит рассматривать экологию не только как последний приоритет и получателя государственной помощи, но и как огромный и высокотехнологичный рынок.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.