Сложный человеческий мозг: о ложных воспоминаниях и «саблезубых пингвинах»
Как все это работает и почему главный орган человека таит так много загадок

Человеческий мозг – сложный механизм, которым мы ежедневно пользуемся, до конца не понимая всей механики. О процессе запоминания, трех видах памяти и повторении привычных решений нейропсихолог Андрей Васин рассказал Mind в рамках образовательной лекции «Психобар».
Движение «по накатанной» и повторения. Работа человеческого мозга основана на связях нейронов, которые взаимодействуют между собой, «гоняя» в разные стороны электрические импульсы. Важно понимать, что абсолютно любая наша мысль или действие оставляют за собой своеобразную «дорожку»: начинаясь с одного нейрона и проходя через несколько других, они заканчиваются в определенной точке. Когда человеку нужно поднять руку или появляется желание выпить воды, работают точно такие же связи.
В нейропсихологии существует такое понятие, как энграмма – это и есть та самая «дорожка», которая ведет от начала действия до его окончания. Можно сказать, что это привычка. Но обычно под привычкой мы подразумеваем действие, а тут речь идет скорее о привычной эмоции, ощущении или впечатлении.
Почему это важно? Чем мощнее импульс, идущий по «дорожке», тем лучше, мощнее и прочнее она становится.
К примеру, у вас возникла идея создать какой-то проект. Вы решаете, будете ли воплощать все это в жизнь – от этого зависит направление импульса. В случае решения «делать» импульс идет в одну сторону, в случае решения «забить» – в другую.
Любопытно, что, если спустя некоторое время вам придется делать похожий выбор, вы скорее всего будете действовать по привычному паттерну. Дело в том, что мозг склонен искать в памяти точку, максимально похожую на текущую стартовую. И он ее найдет: в таких ситуациях всегда проще «побежать» по уже имеющейся «дорожке». Если годами вытаптывать одну и ту же торопу, то с нее будет очень сложно свернуть.
Важно осознавать: в жизни человека ни одно решение не принимается «просто так». Любое решение влияет на все последующие.
Экономный мозг и переизбыток информации. Мы живем в очень интересное время, к которому физически не готовы. Вокруг нас – огромное количество информации. Раньше человек знающий и думающий был редкостью, сегодня практически у каждого из нас есть смартфон – устройство, помещающееся в кармане и имеющее доступ практически к любой информации в любой точке земного шара.
Для чего мы это используем? Для мультиков и компьютерных игр. Почему они так привлекательны? За полчаса работы они дают человеку эмоционального отклика больше, чем у его предка могло быть за всю жизнь. С одной стороны, это нас балует, с другой – выжигает, и нам становится все сложнее выделять важное из всего информационного потока. Если 50–100 лет назад главной задачей было найти информацию, то сейчас важнее из всей той информации, которую нам предлагают, отсечь лишнее и выудить правду.
Человек сегодня находится вне зоны комфорта. И дело не в «коммуналке», политике или войне – для наших нейронов такое количество информации – это колоссальный стресс. Мозг судорожно пытается выхватить 5–6 часов сна, чтобы хоть чуть-чуть отдохнуть. До изобретения лампочки человек спал 10 часов, сегодня нормой считается восемь часов, и то не каждому удается проспать это время.
Вопреки расхожему мифу о 10 используемых процентах мозга, доказано, что люди пускают в дело все ресурсы. В этом объеме информации колоссальная часть жизни проходит мимо нас. Из недавно просмотренных фильмов, лекций или прочитанных книг мало что запоминается – их приходится пересматривать или перечитывать. Считается, что отличник в учебном заведении, прослушав лекцию и сделав конспект, может запомнить 10% информации.
Лень и «саблезубые пингвины». Почему мимо нас проходит так много информации? Обратимся к нейроэкономике – науке, которая изучает экономические процессы в мозгу. Дело в том, что наш мозг расходует в 16 раз больше энергии, чем мышечная ткань того же размера. Это очень много. И мозг всегда пытается энергию сэкономить.
Вот сидите вы на лекции, слушаете что-то важное и пытаетесь запомнить, а мозг «ленится». Он экономит энергию, ведь знает: может случиться так, что в лекционный зал ворвется «саблезубый пингвин», надо быть к этому готовым, чтобы убежать. По этой причине большая часть энергии будет оставаться в запасе.
Оперативная память и ложные воспоминания. У человека есть три вида памяти: оперативная, кратковременная и долгосрочная.
Оперативная память работает с тем, что есть – ежедневно мы видим множество людей, машин, слышим огромное количество звуков, но не помним их уже через условные полчаса. Эти воспоминания абсолютно нигде не хранятся – мы воспринимаем информацию, только пока действует раздражитель.
Однако обратив внимание на какой-то факт, к примеру, красивую девушку или белую рубашку, мы можем это вспомнить, даже если не оперируем этими данными прямо сейчас. Это и есть кратковременная память. Она может так же, как и зрительный образ, раздражать в мозгу нервы, которые отвечают за сенсорное восприятие. Причем мозгу абсолютно все равно, приходит образ через иллюзию, фантазию или память, потому что нет сигнального механизма, который отличал бы их.
Если информация важна, она переносится в долгосрочную память и будет там находиться всю жизнь. Однако в нее попадают далеко не все сведения даже из тех, которые мы пытаемся запомнить специально. Любопытно, что сюда переносится информация только из краткосрочной памяти, а из оперативной – нет.
При условии наличия очень хорошей памяти, прочитав текст, вы можете пересказать 100% информации, через 19 минут – 60% , через час – 40%. Тот объем знаний, который остается в голове через 1–2 дня – это и есть то, что попало в кратковременную память.
Когда вам нужно что-то вспомнить, вы не можете сразу перенести информацию в оперативную память – вам нужно сначала перенести запрос в кратковременную, поднять, открыть, изучить и…удалить. Вместо этого записывается новая папка, которая заменяет собой старый «файл». Выходит, что каждый раз, воскрешая детские воспоминание, мы вспоминаем не само событие, а наше последнее воспоминание об этом. Со временем воспоминание может очень отдалиться от того, что происходило на самом деле.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.