Правовая vs судебная: произойдет ли перезагрузка после изменения названия реформы
Каким государственным органам следует готовиться к нововведениям

Накануне президентских выборов 2019 года команда тогда еще кандидата в президенты Владимира Зеленского анонсировала изменения в том числе для судебной системы. Зеленский неоднократно обращал внимание на неэффективность судебной реформы, проводимой пятым президентом Украины Петром Порошенко и подчеркивал необходимость изменений в этой сфере. В частности, высказывались намерения запустить инструмент самоочищения судебной власти, электронный суд, институт мировых судей, профессиональный суд присяжных.
С 15 июля 2019 года, вступает в силу один из первых – для новой власти – документов в этой сфере: указ президента Украины №421/2019 от 21 июня 2019 года «О Комиссии по вопросам правовой реформы», которым, в частности, ликвидированы Совет по вопросам судебной реформы и Конституционная комиссия.
О том, повлияет ли на качество украинского правосудия создание новой комиссии и станет ли она толчком к качественным изменениям, рассказал Mind партнер Адвокатской фирмы Pragnum Дмитрий Жуков.
Вопрос доверия к судебной ветви власти в Украине является одним из немногих, в котором мнения граждан и юристов диаметрально противоположны. Несмотря на широкое тиражирование в СМИ позиции о том, что судам не доверяют 80–90% украинцев, оказывается, что подавляющее большинство практикующих адвокатов судам как раз-таки доверяют, а тотальная коррумпированность судебной ветви является мифом, который, к сожалению, любят тиражировать политики. Поэтому почти каждая новая каденция власти пытается что-то где-то реформировать.
С чего начиналась судебная реформа?
Формально последняя крупная судебная реформа началсь 16 октября 2014 года с принятия указа президента Украины «О Совете по вопросам судебной реформы». Рада должна была разработать концепцию реформирования системы. В результате в июне 2016 года в Конституцию Украины были внесены изменения, которыми, в частности, ввели так называемую монополию на представительство интересов в судах исключительно адвокатами. Следующим шагом стало принятие и вступление в силу с декабря 2017 года новой редакции всех процессуальных кодексов. Финалом стало квалификационное оценивание судей, последствия которого по сей день ощущают участники судебных дел, и запуск «нового» Верховного суда.
Но, если оглянуться назад, становится очевидным, что судебная реформа провалилась: электронный суд, который должен полноценно появиться в марте 2019 года, не работает; новые кодексы содержат множество противоречивых норм; более 20 судов в Украине остались без судей, много судов, где с полномочия имеет только один судья; четверть вакансий судей не заполнены, нагрузка на каждого из них превышает рекомендованную в 3–10 раз; помощники и секретари массово уволились; перерывы между заседаниями составляют более 10 месяцев; очередь в квалификационных палатах адвокатуры на сдачу экзамена затягивается на годы.
Не все гладко и в судейской среде. Пожалуй, наиболее неприятной темой является различие размера должностного оклада между теми, кто прошел аттестацию, и теми, кто пока ее не прошел. Сложилась ситуация, когда в соседних кабинетах одного суда сидят коллеги, оклады которых отличаются в 2 раза. И только ленивый не критикует доходы судей Верховного суда, хотя если подписаться на них в Facebook, то можно увидеть, что они «соревнуются» между собой в том, в котором часу ночи ушли с работы из-за загруженности делами. И это еще не наступил 2020 год, с которого представительство органов государственной власти и местного самоуправления могут осуществлять исключительно адвокаты или прокурор...
Каких шагов новой власти следует ожидать в ближайшем будущем?
Очевидно, исходя из всего вышесказанного, одним из направлений своей деятельности, кандидат на пост президента Украины Владимир Зеленский озвучил желание провести свою правовую реформу в случае избрания на должность. Очевидно, что его указ «О Комиссии по вопросам правовой реформы» является первым шагом в этом направлении. Сам указ является довольно абстрактным, однако из его содержания следует, что президенту не нравится система правосудия, Уголовный и Уголовный процессуальный кодексы, система органов правопорядка. Также в указе есть упоминание о вопросах реинтеграции в единое конституционное пространство Украины временно оккупированных территорий.
Учитывая практику отмены указов предшественника, в контексте «правовой реформы» данный правовой акт может стать сигналом для Высшего совета правосудия (ВСП) и Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС), судей Верховного суда, вновь созданных апелляционных судов, вертикали прокуратуры, ГБР и НАБУ. Что касается полиции, то вряд ли следует ожидать решительных шагов, ведь создание Национальной полиции проходило при активном участии международных партнеров Украины, поэтому здесь «махать шашкой» было бы недальновидно.
Кроме того, на днях в СМИ появилась новость о том, что Офис президента инициирует перезапуск судебной реформы через Верховную Раду, а не через Конституционный суд. Это значит, что вместо признания неконституционными изменений в Основной Закон и Закон «О судоустройстве и статусе судей» будут приниматься новые законы. То есть судьям, успешно прошедшим квалификационное оценивание, радоваться рано.
Учитывая позицию советника президента Руслана Стефанчука, в первую очередь не следует расслабляться членам ВСП и ВККС, ведь, по его мнению, дисциплинарные производства в отношении судьи должны рассматриваться мгновенно, а не по четыре года. Также Стефанчук – сторонник уменьшения количества судей Верховного суда как в США и еще большего, чем сейчас, ограничения доступа к кассационному пересмотру. А это значит, что все адвокаты, оставившие свои фирмы, и научные работники, ушедшие из вузов, рискуют стать безработными...
Что ж, с монопартийным большинством в парламенте, реформаторы президента смогут воплотить в жизнь почти любые законодательные изменения (кроме конституционных, где необходимы 2/3 голосов депутатов). Такой беспрецедентной поддержки не имела ни одна политическая сила за всю историю Украины, поэтому хочется надеяться, что на этот раз в ходе реформы правосудия «услышат каждого» и в первую очередь это будут голоса судей и адвокатов.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.