Подорожание ТМ: 7 способов защитить вашу интеллектуальную собственность и не обанкротиться

Подорожание ТМ: 7 способов защитить вашу интеллектуальную собственность и не обанкротиться

И полезные лайфхаки для стартапов

Этот материал также доступен на украинском
Подорожание ТМ: 7 способов защитить вашу интеллектуальную собственность и не обанкротиться

С сегодняшнего дня, с вступлением в силу соответствующего постановления Кабинета министров №496 от 12 июня 2019 года, изменены размеры и порядок уплаты сборов за подготовку к государственной регистрации авторского права и договоров, касающихся права автора на произведение.

О результатах этих изменений и о том, как изменится ситуация с регистрациями торговых марок (ТМ) рассказала Mind руководитель практики интеллектуальной собственности адвокатского объединения LawWhales Карина Лютенко.

Сегодня ночью каждая 1000 грн, которую вы планировали потратить на регистрацию торговой марки, превратилась в 4000 грн. Постановление Кабмина №496 вступило в силу и защита интеллектуальной собственности стала в 2–8 раз дороже, в зависимости от объекта.

Сколько теперь будет платить владелец за торговую марку?

Например, вы открываете бизнес по приготовлению низкокалорийных десертов (вместо 400 кКал в кусочке всего 100 ккал). Маленькое кафе и десерты с собой.

Ваш минимальный интеллектуальный портфель отныне будет стоить:

  • Свидетельство на торговую марку, которую вы разместите на вывеске, на упаковке, на бланках, возьмете за основу для домена, для страниц в соцсетях, по которым вас будут узнавать клиенты – 9285 грн (подача на регистрацию в двух классах – для десертов и для деятельности кафе – 8000 грн; публикация будет стоить 1285 грн);
  • Патент на полезную модель, на способ изготовления чудо-десертов (чтобы продемонстрировать потенциальным инвесторам серьезность вашего бизнеса, для престижа, чтобы запретить другим делать такие же десерты, потому что ваш юрист так сказал) – 3917 грн (заявка – 2400 грн, публикация – 617 грн, поддержание за первый год действия патента – 900 грн);
  • Патент на промышленный образец для вашей оригинальной упаковки в 3-х вариантах 3817 грн (2000 грн – заявка, 1517 грн – публикация, 300 грн – за первый год действия патента).

То есть только на старте нужно будет зарезервировать 17 019 грн для интеллектуальной собственности (это дополнительно к операционным расходам). Дополнительно патенты требуют ежегодного продления, а действие свидетельства на ТМ нужно продлевать каждые 10 лет (в данном случае 13 200 грн).

Это уже ощутимые деньги, особенно для владельцев малого и среднего бизнеса, стартаперов, предпринимателей. Но если у вас такие расходы совсем не запланированы, не паникуйте.

Как сэкономить и на чем?

Есть вещи, которые вы можете сделать для своей интеллектуальной собственности бесплатно или почти бесплатно. Иногда они работают даже лучше регистрации.

Выработайте привычку заключать договоры (и их хранить). Договоры о создании логотипа, дизайна упаковки, постера для наружной рекламы, баннеров для соцсетей, проведении предметной фотосъемки и тому подобное. Самый простой договор в мире на 1 страницу (кто создал, кому передал имущественные права интеллектуальной собственности, права на что именно (в идеале добавить изображение) может существенно облегчить жизнь.

Например, у клиента не было регистрации логотипа как ТМ. Служба поддержки Instagram в качестве доказательств приняла фото на фоне вывески с логотипом и скан договора с дизайнером и возобновила доступ к взломанному аккаунту.

По умолчанию авторские права возникают с момента создания произведения у художника, копирайтера, дизайнера, фотографа. И если создатель не вы, то контракт будет подтверждением того, что соответствующие права (а не только само изображение или текст) вам передали и вы именно тот человек, который может их защищать.

Лайфхак: шаблон договора о передаче вам прав на уже созданный объект или о создании по заказу можно бесплатно взять на сайте Минэкономики и доработать его самостоятельно или с юристом.

Храните оригинальные необработанные материалы (так называемые исходники), промежуточные результаты и черновики произведений. Если же вы и есть представитель креативных профессий из пункта выше, рано или поздно вы столкнетесь с необходимостью доказывать свое авторство на произведение. Демонстрация предыдущих его версий и исходных файлов будет сильным аргументом в вашу пользу.

Следите, чтобы была зафиксирована дата создания вашего произведения. Доказал, что был первым, считай – выиграл. Именно такую ​​роль выполняет свидетельство о регистрации авторского права. В процессе регистрации вы депонируете экземпляр произведения в Минэкономики. Это – подтверждение того, что на определенную дату такое произведение уже существовало.

На экземплярах произведений, которые вы обнародуете, проставляйте оповещения о своих правах: © Доктор Стивен Стрейндж, 2019 (где 2019 – год первой публикации произведения). Facebook, YouTube, Dropbox, Google drive, ваш блог и т. д. автоматически сохраняют дату загрузки контента. Еще есть старая добрая классика – отправить себе «Укрпочтой» несколько экземпляров произведения в конвертах с описью вложения (на описание, кстати, можно нанести экземпляр произведения, если объем позволит) – и можно предоставлять их суду в качестве аргумента для подтверждения даты.

Развлекайтесь. Включите в произведения «пасхалки» – скрытые от посторонних глаз мелкие детали, которые не так просто заметить: мелкие недостатки, умышленные опечатки, предмет с вашими инициалами где-то на заднем фоне фото. В мире упаковки для борьбы с контрафактом уже давно ставят микромаркеры (надписи, символы, мини-детали, маркировка цветом и микроволокнами) по этому же принципу.

Почитайте о праве предыдущего пользователя. Например, у вас есть крутая идея для ТМ, но нет возможности зарегистрировать. Вы делаете проверку этого названия для товаров или услуг, которые будете продавать: Google, торговые платформы, соцсети, в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований. Затем осуществляете поиск в базе данных заявок и зарегистрированных ТМ «Укрпатента». «Укрпатент» может провести такой поиск для вас и разъяснить его результаты.

Если название свободно, можете начинать использовать. Регистрация этого же названия другими лицами не лишает вас права продолжать использование в тех же целях и объемах, как было до даты подачи заявки на регистрацию другими лицами.

Этот способ оправдан для бизнеса, где нужно быстро проверить концепцию; для бизнеса, где время выхода на самоокупаемость составляет 1–3 года; для фешен-индустрии, где изменения происходят ежеквартально.

Промышленные образцы часто тоже нет смысла регистрировать из-за быстрых темпов индустрии: в печать ушел уже третий вид упаковки, а вы только забрали патент на первую.

В каких случаях можно не регистрировать?

Стратегия не регистрировать вообще может стать лучшим бизнес-решением.

Вся система охраны интеллектуальной собственности базируется на принципе обмена. Владелец изобретения раскрывает обществу, как он или она достигли такого результата. В обмен получают монополию на относительно небольшой промежуток времени (20–25 лет), по истечении которого любой может свободно использовать это изобретение. Кроме того, вы по сути публикуете в свободном доступе детальное пошаговое описание, как создать то же самое, что и у вас в патенте.

Вернемся к примеру с десертами, на способ производства которых был выдан патент на полезную модель. Имея только номер патента, можно не только прочитать, что в рецепт входит, но и придумать, что достаточно желатин заменить на агар-агар и нарушения патента уже не будет. Мы уже 133 года не знаем рецепт Coca-cola – все благодаря тому, что компания в свое время решила не патентовать рецепт, а хранить его как коммерческую тайну. Очень мало людей знают, в каких же пропорциях смешаны 11 трав и пряностей фирменного вкуса KFC; к финальному смешиванию ингредиентов допущено минимально возможное количество людей.

Вы тоже так можете: ограничьте доступ к вашим ценным активам. Подпишите со своими работниками соглашение о неразглашении информации (здесь можно посмотреть англоязычные для стартапов).

Новый способ, продукт, процесс и т. д. можно запатентовать или хранить его в секрете. Не подходит ни то, ни другое – можно опубликовать информацию о ваших исследованиях в этом направлении.

Как это работает: один из критериев для получения патента – новизна. Абсолютная новизна в мире. Своей публикацией вы убиваете новизну и делаете невозможным для недобросовестного заявителя получить крепкий патент. А недобросовестные заявители есть везде: даже на собеседовании в Google.

Лайфхак: получив претензию о нарушении прав на промышленный образец по чужому патенту, в первую очередь проверьте этот образец по критерию новизны. На данный момент патенты выдают всем, кто правильно составил и оплатил заявку, поэтому есть большая вероятность, что патент можно признать недействительным.

Бонус – подарок для читателей с бюджетами на регистрацию: новое постановление предусматривает 20%-ную скидку от сбора, если подаете заявку на регистрацию в электронной форме. Поэтому получайте электронно-цифровую подпись или предлагайте такое сделать вашим юристам: копеечка к копеечке.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате