Законодательство для «евроблях»: когда ожидать полноценных штрафов за несвоевременное растаможивание

Законодательство для «евроблях»: когда ожидать полноценных штрафов за несвоевременное растаможивание

О стремлениях президента и желании Верховной Рады их поддерживать

Этот материал также доступен на украинском
Законодательство для «евроблях»: когда ожидать полноценных штрафов за несвоевременное растаможивание
Фото: pixabay

Накануне парламентских выборов президент Владимир Зеленский зарегистрировал в Верховной Раде проект закона об отсрочке применения штрафных санкций за нарушение порядка ввоза транспортных средств («евроблях») на таможенную территорию Украины на 90 дней.

Напомним, это уже вторая попытка продолжить льготный период растаможивания автомобилей с иностранными номерами. Впервые штрафы должны были «включить» с 22 мая 2019 года, но народные избранники перенесли этот срок – после 22 августа текущего года.

Сейчас голосовать за очередную отсрочку штрафов за несвоевременное растаможивание автомобиля на еврономерах должны будут уже народные депутаты ВР следующего, IX созыва.

Насколько вероятно принятие такой отсрочки на этот раз и как она повлияет на решение ситуации с «евробляхами», если ее утвердит Верховная Рада, объяснил Mind управляющий партнер юридической фирмы «Магнуссон», адвокат Александр Люльков.

Что пугает владельцев автомобилей на еврономерах

16 мая 2019 года вступил  в силу Закон № 8371-VIII о приведении Налогового кодекса в соответствие с Законом «Об электронных доверительных услугах». Согласно документу срок растаможивания автомобилей на европейских номерах продлен еще на три месяца. Поэтому штрафы за нарушение таможенного режима будут налагаться с 23 августа 2019 года и составят:

  • за просрочку растаможивания авто на еврономерах:
    от 10 до 20 суток – 17 000 грн,
    от 20 до 30 суток – 85 000 грн,
    более 30 дней, или за потерю и разукомплектование авто –  170 000 грн или конфискация авто по решению суда;
  • за управление авто на еврономерах предусмотрен штраф в размере 8500 грн, за повторное нарушение – 17 000 грн.

После 23 августа 2019 года протокол о нарушении таможенных правил может быть составлен в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности. Такой протокол в дальнейшем будут направлять по адресу места жительства.

Законом предусмотрен механизм взаимодействия таможенников, полицейских и пограничников, создание автоматизированной системы обмена информацией. В частности, полиция получит право проверять авто на европейских номерах и применять штрафы за нарушения.

Что предлагает президент

Несмотря на большое количество авто на европейских номерах, завезенных в Украину в режиме транзита или временного ввоза, стремительное приближение конечного срока льготного растаможивания авто, значительный социальный резонанс использования «евроблях» в Украине (это касается как признания и исполнения обществом законов, так и ответственности за создание и обеспечение прозрачного регулирования определенной сферы жизнедеятельности общества), с высокой степенью вероятности можно ожидать от государства дальнейших шагов по способствованию легализации импортируемых авто на еврономерах.

В этой связи вполне логичным является внесение президентом Украины законопроекта №10462 от 17 июля 2019 года, которым продлевается срок льготного растаможивания авто на европейских номерах и отодвигается вступление в силу усиления ответственности за нарушения при перемещении ТС в таможенных режимах временного ввоза и транзита через территорию Украины.

Какова вероятность отсрочки штрафов

Следует отметить, что для вступления законопроекта в силу необходимо, чтобы он был принят Верховной Радой Украины до 23 августа 2019 года. А так как этот «дедлайн» стремительно приближается, можно обоснованно предположить, что существуют риски с решением проблемы «евроблях». Например, не будет созвана внеочередная сессия Верховной Рады или в случае ее созыва поданный президентом законопроект не наберет необходимого количества голосов в поддержку в сессионном зале.

Учитывая отсутствие возможности урегулировать вопрос с авто на еврономерах иным способом, кроме как законодательным, а также политические факторы повышения популярности «новой» власти благодаря решению социально значимых вопросов, можно обоснованно ожидать приложения максимальных усилий для принятия законопроекта №10462 и его вступления в силу до 23 августа 2019 года. Кроме того, возможностью признания неконституционным законов, устанавливающих льготное растаможивание и введение штрафов за нарушение таможенных режимов, можно пренебречь.

В общем внесение законопроекта №10462, который продолжает на три месяца срок льготного растаможивания авто на европейских номерах и откладывает применение штрафных санкций за их ввоз и использование, является логическим шагом, учитывая значительное количество таких ТС, а также социальную напряженность из-за этого вопроса.

Не штрафами едиными – как следует урегулировать проблему

Государство в очередной раз идет на компромисс с владельцами авто на еврономерах и, очевидно, ожидает соответствующих действий от населения – активизации растаможивания «евроблях». Целью законопроекта, как указано в пояснительной записке к документу, является «комплексное урегулированию соответствующего вопроса и учет интересов всех слоев населения при его решении». А значит, следующим логичным шагом могла бы стать разработка соответствующих законопроектов.

Например, законодателям стоит задуматься над рассрочкой применения ответственности (например, с момента окончания льготного периода к нарушителям применяется 25% размера штрафов, через 3 месяца – 50% и через 6 месяцев штрафы применяются в полном размере), а также над урегулированием налогообложения приобретения новых и бывших в употреблении автомобилей. В таком случае продление срока льготного использования авто на еврономерах будет вполне оправданным и продемонстрирует, что учтены интересы всех слоев населения.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате