Финансовая безопасность: как защитить бизнес от безосновательного вмешательства силовиков
О функциях единого правоохранительного органа по противодействию финансовым преступлениям, который в скором времени планируется создать

В конце августа в Верховной Раде были зарегистрированы два законопроекта, которые предусматривают создание нового правоохранительного органа для борьбы с экономическими преступлениями. Предлагается создать Национальное бюро финансовой безопасности (НБФБ) Бюро финансовых расследований (БФР). Несмотря на многочисленные дискуссии о необходимости создания нового правоохранительного органа в этой сфере, пока какой-либо концепции не принято. Зато в команде президента Зеленского уже анонсировались планы по демилитаризации Государственной налоговой службы.
О том, как предлагают защищать интересы бизнеса и одновременно бороться с экономическими преступлениями, которые могут стать следствием нечестной деятельности бизнеса, рассказала Mind народный депутат Украины Нина Южанина.
Тренд последнего времени – быстрое принятие большого количества изменений в законодательство, затрагивающих едва ли не все сферы жизнедеятельности страны, в том числе сферу публичных финансов. Есть шанс, что вскоре будет создан новый, и единственный орган, который позволит противодействовать криминализации экономики и положит конец произвольному вмешательству силовиков в деятельность честного бизнеса.
В Верховной Раде зарегистрированы два соответствующих законопроекта: проект Закона «О Национальном бюро финансовой безопасности Украины» (№1184) и проект Закона «О Бюро финансовых расследований» (№1208), определенные как безотлагательные.
Поскольку данный вопрос давно актуален, и принятие закона соответствует ожиданиям бизнеса и общества в целом, акцентирую внимание на ключевых принципах создания в Украине нового правоохранительного органа по противодействию системным криминальным проявлениям в сфере экономики.
О превентивности
Цель создания НБФБ следует из его названия – это прежде всего устранение угроз финансовой безопасности государства, в том числе путем выявления, пресечения, раскрытия и расследования уголовных правонарушений, наносящих вред публичным финансам, и предотвращение их совершения в будущем. Раскрытие и расследование преступлений – лишь составляющие системной работы по предотвращению угроз тенизации и криминализации экономики, а не основные функции этого органа.
То есть главный акцент в работе бюро предлагается сделать на превентивных мерах, преодолении схем, которые недобросовестные дельцы выстраивают еще на этапе подготовки законодательных изменений, на борьбе с причинами, а не последствиями правонарушений.
О равноудаленности, или Как выйти на самих себя
Новый орган должен быть равноудален от всех государственных институтов для того, чтобы исключить вмешательство в его деятельность и минимизировать коррупционные риски. К подследственности бюро будут относиться дела как о недопоступлении средств в государственный бюджет, так и о расходовании средств из госбюджета.
Кабинет Министров, так же как и министерства в его составе, являются распорядителями бюджетных средств, поэтому быть центральным органом исполнительной власти, подчиненным одному из распорядителей таких средств, бюро просто не может, иначе не исключено, что придется расследовать деятельность самих себя. То есть в данном случае будет иметь место конфликт интересов.
Ликвидация налоговой милиции – не самоцель
Ликвидация налоговой милиции, Департамента защиты экономики Нацполиции или Управления по борьбе с экономической преступностью СБУ ради создания единого правоохранительного органа – не самоцель. Само по себе объединение функций этих органов по борьбе с экономическими преступлениями не решает проблемы. Цель объединения функций состоит в том, чтобы ввести новую методологию оценки рисков и угроз происходящих в экономике процессов. И одной из таких угроз являются преступления в сфере хозяйствования.
Две трети работы бюро будет составлять информационно-аналитическая деятельность, предусматривающая систему оценки рисков и угроз, выявляющая факторы, влияющие на тенизацию и криминализацию экономики, исходя из которых будут определяться способы вмешательства в эти процессы путем либо законодательного регулирования, либо устранения базы для излишнего регулирования хозяйственных процессов, либо разрушения криминальных технологий, либо уголовного преследования ключевых бенефициаров уголовных схем, а также обеспечения розыска и возвращения я активов, полученных преступным путем.
Правоохранительная деятельность, управляемая разведывательной аналитикой, успешно работает в большинстве европейских стран, благодаря чему правоохранителям удается раскрывать системные преступления, в том числе экономические, с минимальным вмешательством в деятельность бизнеса – без открытия никому не нужных уголовных производств, а также проведения агрессивных процессуальных действий – обысков , изъятия документов и техники.
Законопроект о НБФБ также содержит нормы, которые позволят не возбуждать уголовное производство в отношении тех, кто ошибся, но исправил свою ошибку, возместив государству нанесенный ущерб и заплатив предусмотренные законом штрафные санкции.
Не аналитикой единой
О наличии среди функций НБФБ досудебного расследования, а также того, что бюро будет выступать субъектом оперативно-розыскной деятельности, то это связано с тем, что орган должен сочетать в себе аналитику – оценку рисков и угроз – оперативно-розыскную деятельность – досудебное расследование – предъявление обвинения – передаче материалов в суд, то есть полный цикл мероприятий, который поможет минимизировать вмешательство криминала в экономику.
Некоторые считают, что этот орган должен быть только аналитическим, но тогда возникает вопрос: кто должен расследовать эти преступления при ликвидации всех структурных экономических подразделений в правоохранительных органах?
К тому же, согласно рекомендациям стран – членов ЕС, правоохранительный орган должен быть автономным, то есть проводить весь комплекс следственных действий (негласных следственных розыскных действий) в рамках досудебного следствия, а также оперативно-розыскных мероприятий в рамках оперативно-розыскных дел. Это можно реализовать только в концепции НБФБ, где аналитика является базой для работы всего органа, при этом следствие является обособленным подразделением. Если законом предусмотрено присоединение к этому процессу других органов, то такой процесс не может быть объективным в связи с возможным возникновением конфликта интересов. Мы это наблюдали между НАБУ и МВД, между НАБУ и СБУ.
Учитывая же то, что экономические преступления совершаются организованными преступными группировками, наличие в правоохранительном органе подразделений физической защиты является вполне обоснованным.
Назначения и подотчетность
Законопроект №1184 скорректирован по сравнению с предыдущей редакцией (законопроект №8157) в соответствии с предложениями представителей экспертной и бизнес-среды и с учетом решения Конституционного Суда о неконституционности назначений руководителей президентом. Предусмотрено, что директора НБФБ будет назначать и увольнять с должности Кабинет Министров Украины. Впрочем, это скорее церемониальная функция.
Подотчетным бюро будет не отдельному министерству, а Верховной Раде Украины, Президенту Украины и обществу.
Само общество требует, чтобы коррупция в Украине была преодолена, налоги поступали в бюджет, а условия ведения бизнеса были более благоприятными. Удастся ли этого достичь, не в последнюю очередь зависит от того, вынесем ли мы как государство уроки из допущенных ошибок и будем ли в собственном рецепте экономического развития использовать лучшие европейские образцы.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.