«Подарок демократии»: как монобольшинство в парламенте планирует ограничить независимость народных избранников

«Подарок демократии»: как монобольшинство в парламенте планирует ограничить независимость народных избранников

Как предлагают изменить регламент Верховной Рады и чем это может обернуться для украинцев

Этот материал также доступен на украинском
«Подарок демократии»: как монобольшинство в парламенте планирует ограничить независимость народных избранников

Народные депутаты от «Слуги народа» в последние дни перед новогодними праздниками зарегистрировали изменения в регламент Верховной Рады (законопроект №2691), которые ранее неоднократно анонсировали.

Что именно предлагает изменить монобольшинство и как эта инициатива может повлиять на принятие тех или иных изменений в законодательство Украины, рассказала Mind народный депутат Украины Нина Южанина.

Как только текст стал доступен на сайте Верховной Рады, мы с коллегами и экспертами ознакомились с этим «подарком демократии» – проектом Закона Украины «О внесении изменений в Регламент Верховной Рады Украины относительно усовершенствования законодательной процедуры».

Основные предлагаемые изменения:

  1. Верховная Рада на пленарном заседании одноразово может принять решение об изменении его длительности.

Сейчас такое решение принимается только на утреннем пленарном заседании – для продолжения пленарного заседания после 18 часов более чем на 15 минут.

   2. Вне очереди без голосования в повестку дня включаются законопроекты, определенные Президентом Украины как неотложные.

Сейчас за включение таких законопроектов, как и за включение других, необходимо голосовать.

  3. Голосование за законопроекты будет проводиться только по четвергам. В остальные дни будет продолжаться их обсуждение.

Сейчас решения по законопроектам путем голосования принимаются каждый пленарный день со вторника по пятницу.

  4. Рубрика «Разное» по пятницам будет возможна только в случае принятия большинством конституционного состава Верховной Рады (226 голосов️) соответствующего решения.

Сейчас отвод часа для выступлений народных депутатов «по различным вопросам» является прямой нормой регламента.

  5. Проект постановления об отмене решения Верховной Рады о принятии в целом в качестве закона законопроекта, определенного как неотложный, смогут внести не менее 45 народных депутатов.

Сейчас такое право имеет один народный депутат.

  6. Уменьшаются сроки для внесения альтернативных законопроектов к законопроектам, определенным как неотложные, – не позднее чем в 7-дневный срок после дня представления народным депутатам такого законопроекта, в 5-дневный срок со дня направления на повторное первое чтение соответствующего законопроекта.

Сейчас эти сроки составляют, как и для других законопроектов, 14 и 10 дней соответственно.

  7. Законопроект, определенный как неотложный, рассматривается вне очереди с обсуждением по сокращенной процедуре, если Верховная Рада не приняла решение о его рассмотрении по процедуре полного обсуждения.

Сейчас все с точностью до наоборот.

  8. При наличии письменного представления о поддержке неотложного законопроекта, подписанного 226 народными депутатами, такой законопроект рассматривается в порядке, определенном профильным комитетом.

До сих пор такой процедуры не было, поэтому, похоже, она предназначена для голосования без обсуждения по решению комитета.

  9. Внесение идентичных предложений и поправок к законопроекту не допускается. Если к законопроекту внесено несколько идентичных предложений или поправок, такие предложения или поправки считаются как одна и в сравнительную таблицу к законопроекту вносятся как одно предложение или поправка.

Сейчас каждый народный депутат имеет право на представление и рассмотрение именно своей поправки.

  10. По настоянию народного депутата поправка, предварительно отвергнутая комитетом, может быть поставлена на голосование только если такое решение поддержали не менее 150 голосов. По аналогичной процедуре может быть поставлена на подтверждение поправка, предварительно учтенная комитетом.

При этом голосование по учтенным главным комитетом предложениям, поправкам проводится после завершения голосования по отклоненным главным комитетом предложениям, поправкам.

Сейчас таких ограничений нет. Каждая депутатская инициатива подлежит рассмотрению в сессионном зале и в произвольном порядке – и на подтверждение, и на поддержку.

Как работает внесение поправок к законопроектам во время пленарного заседания

Поскольку сейчас основной состав комитетов сформирован за счет народных депутатов – членов монобольшинства, рассмотрение таблиц ко второму чтению, то есть поправок, происходит быстро и без углубления в содержание этих поправок.

Поэтому часто надеешься на то, что именно в зале сможешь доказать с профессиональной точки зрения и более широкому кругу коллег необходимость учета твоего мнения именно для того, чтобы проекты законов были качественными и более профессиональными. Если лишить каждого депутата такой возможности, то тогда можно принимать законы в первом чтении и в целом, потому что ко второму чтению нет смысла готовиться и подавать поправки.

Что касается дополнительных рычагов, которые имеют другие народные депутаты, в частности, внесения проекта постановления об отмене решения Верховной Рады, то, может быть, и можно было бы эту опцию ограничить, но тогда хотя бы численностью минимальной фракции или группы в парламенте, а не мифическим числом 45.

Теперь все эти нормы из закона «О Регламенте Верховной Рады Украины» хотят убрать и практически не оставить народным депутатам никакой инициативы и альтернативы – обсуждения представленных поправок в зале или подачи их вообще.

Это откровенная манипуляция – закрыть для общего доступа информацию, которая бы давала понимание качества принимаемых законов, профессионализма народных депутатов и их независимости при принятии решений.

Не за тем мы избирались народом. Не за условной закрытостью парламента под видом «оптимизации законотворческого процесса». И точно не за попыткой скрыть за такой оптимизацией принятие противоречивых, порой откровенно лоббистских, а порой и антинародных решений.
Надеюсь, что в таком виде проект закона не будет принят именно из-за осознания в том числе народными депутатами от «Слуги народа», что после принятия таких изменений частичная независимость депутата теряется.
Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате