Время перемен: как и зачем стоит менять деятельность
О том, как найти свой бизнес и сделать его успешным

Многие бизнесмены хотя бы раз задумывались о смене деятельности или об открытии дополнительного направления. У кого-то получалось первое, а кто-то останавливался на втором варианте. При этом у всех свои истории и предпосылки для таких решений.
С какими трудностями сталкивается бизнес при желании сменить деятельность и почему стоит этим заниматься, поделилась своим опытом с Mind предприниматель, ментор и лайфчейнджер, преподаватель курса O&O Academy «Красивое состояние» Александра Дергоусова.
Материал подготовлен в партнерстве с Pr-агентством Direct Communication.
Я сменила деятельность дважды за 13 лет, которые занимаюсь бизнесом. Первый раз это было в 2011 году, когда занималась корпоративными ивентами. Мы были агентством полного цикла. Тогда пришло четкое решение: зачем я себя обманываю, зачем мучаю свою команду, я не хочу заниматься корпоративными праздниками. Это было осенью, в преддверии новогодних корпоративов, когда к нам заходили тендеры и времена были непростые – отголоски кризиса 2008 года. Я собрала команду, сказала, что хочу заниматься свадьбами и увидела, что у них такая энергия пошла, вдохновение. И я не пожалела ни секунды, потому что у нас как плотину прорвало. Дальше было дело техники.
Так мы пронеслись до 2016 года, это было пять потрясающих лет, которые мы делали очень сложные проекты, выдающиеся, дорогие и нам это нравилось.
В 2016 году состоялся этап, когда я второй раз прошла путь самоопределения и начала понимать, что уже не получаю удовольствие от того, чем занимаюсь. Это был первый звоночек. Кроме того, я начала видеть изменения рынка. Бизнесмен должен отслеживать как свое внутреннее состояние и состояние своей команды, так и ситуацию на внешнем рынке.
Сначала я решила, что переросла и начала расширять свои бизнесы, создавать новые проекты. Тогда я запустила бренд постального белья Home me, который стал моей второй страстью. В процессе создания новых проектов я совершила много ошибок, но каждая из них стала бесценным опытом.
Каковы первые шаги в смене деятельности?
Первый шаг, который тебе нужно сделать, – посмотреть на себя, на свою организацию и на рынок и честно, из внутренней правды, ответить себе на вопрос: «Что мной движет дальше?». И если ты не хочешь продолжать это делать дальше, осознавая, что у тебя одна жизнь, и она быстро проходит, нужно дать себе честный ответ.
Второй шаг – пройти болезненную трансформацию. Когда ты начинаешь видеть все свои страхи, все последствия своих решений – распрощаться с людьми, которые не твои, закрепить поддержку единомышленников. Я называю это «состояние ломки».
Третье – когда у тебя случается инсайт. Если есть понимание, в каком направлении бежать, я не рекомендую спешить. Часто, убегая от чего-то, люди спешат, не успевают задуматься над чем-то новым. Тут можно наделать ошибок, очень важно эту паузу выдержать и осознать, почему я ныряю во что-то новое, каково мое видение, какова моя цель. Если этого не случается, автоматически наступает следующий шаг – это полет. Когда ты замираешь и смотришь на мир вокруг. И уже потом, когда почувствуешь свой следующий проект, а ты его почувствуешь однозначно. Вот эта страсть должна зажечься. Ты снова начинаешь делать, и вся Вселенная начинает тебе способствовать.
Про стартовые инвестиции
Успешный и относительно легкий запуск агентства для меня – чудо. Когда мы переключились на организацию свадеб, уже за первые месяцы мы очень много заработали, что позволило бизнесу генерировать средства на себя и развиваться. В Home me были инвестиции, они еще не окупились, мы развиваемся, запускаем новые коллекции, новые ткани. Что касается моего преподавательского пути, менторства, то это скорее инвестиции в себя, я сначала поработала над собой и могу чем-то делиться. Окупились они уже с лихвой и в материальном, и в нематериальном плане.
Про планы на новый проект
По Home me у нас есть план развития, дистрибуция и продажи в Украине. Это отдельный рынок, на котором мы тестируем, как работает бизнес-модель и запускаем ресерч по международному рынку. Мы съездили на большую международную выставку и получили шикарный дорогущий опыт, но не получили фидбек в том виде, в котором мы хотели.
Поэтому сейчас мы изучаем иностранный рынок и скорее всего это будет не в виде магазинов, а в виде дистрибуции, это будет B2B. Поскольку B2C требует очень больших инвестиций в нашем направлении. Ориентируемся на рынок Европы и Америки. В Украине запускаем новые коллекции. Сейчас запускаем детскую коллекцию.
С чего начать?
Самое главное – нужно понимать, что мною движет, когда я начинаю что-то делать. Если мной движет желание создать что-то нереальное, страсть, любовь к проекту – это один подход, и совсем другой, если движет желание что-то делать, вложить деньги. Человек может совершить много глупостей и ошибок. И это не самое лучшее состояние.
Второе – не бояться. Самое страшное, когда человек проживает свою жизнь в состоянии «я боюсь что-то менять». Нет такого бизнеса, который стабильно и одинаково работает. Развивается рынок и конъюнктура, появляются конкуренты, новые идеи, маркетинг, инструменты, все это происходит с сумасшедшей скоростью. В этом кайф. Точно так же не стоит цепляться за какой-то род деятельности – прошли те времена. Если взять дома Шанель, Луи Виттон – они в наше время выживают только за счет того, что это дома с историей. Сейчас совсем другая динамика. Нужно перестать держаться и начать кайфовать именно от этих изменений. Тогда ты живешь в темпе со Вселенной и с миром.
Это касается всего: личной жизни, работы. Люди боятся поменять что-то в семье, они страдают, мучаются. Зачем? Кому это нужно? Когда ты настраиваешься на волну перемен, ты становишься птицей, которая летит в порыве с ветром, и ты кайфуешь и наслаждаешься. Это отражается на твоем внешнем виде, твоем успехе, на твоих достижениях.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.