Уменьшение штрафов: станет ли меньше нарушений трудового законодательства
Об эффективности инициативы и есть ли другие методы борьбы с такими нарушениями

3 октября 2019 года Верховная Рада Украины приняла за основу для рассмотрения по сокращенной процедуре проект закона «О внесении изменений в Кодекс законов о труде Украины (об устранении норм, нарушающих права и законные интересы работодателей Украины)». Основная цель законопроекта – уменьшить штрафы для работодателей как не соответствующие тяжести совершенных ими правонарушений.
Уменьшит ли такая инициатива количество нарушений закона работодателями и соответствует ли она мировым тенденциям в сфере соблюдения законодательства о труде, рассказала Mind партнер ESQUIRES, адвокат Виктория Ковальчук.
Какие штрафы уменьшены
Все штрафы были предусмотрены ст. 265 КЗоТ, в частности:
- за неоформление с работником трудовых отношений – вместо штрафа в тридцатикратном размере минимальной заработной платы в первый раз выносится письменное предупреждение, что является новеллой в этой сфере. За повторное совершение в течение года установлен штраф в четырехкратным размере минимальной заработной платы. Очевидно, при получении предупреждения работодателю следует быть готовым, что визиты к нему станут участятся для получения штрафа в государственный бюджет;
- за несоблюдение минимальных гарантий оплаты труда размер штрафа уменьшен вдвое – с четырехкратного до двукратного размера минимальной заработной платы;
- за несоблюдение гарантий и льгот работников, находящихся на срочной военной службе, штраф тоже уменьшен – с десятикратного до двукратного размера минимальной заработной платы;
-
за недопущение к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде штраф уменьшен в 12,5 раз! То есть со стократного размера минимальной заработной платы до восьмикратного;
- для всех других нарушений трудового законодательства штраф не уменьшен – в размере минимальной заработной платы, но при первом нарушении выносится письменное предупреждение.
Усиливать или ослаблять
В странах Европы уже более 10 лет заметна тенденция к повышению штрафов за нарушение трудового законодательства. В Словакии, например, штраф за неоформление трудовых отношений мгновенно подняли в 5000 раз, в Испании – за ряд трудовых правонарушений подняли в 3 раза. Возможно, повышение штрафов в Украине имело место под влиянием европейских коллег, но машинальное заимствование отдельных механизмов не оправдало своей эффективности в Украине. Более того, в Европе показатели правонарушений в сфере труда в результате повышения штрафов тоже кардинально не изменились.
Альтернативные способы борьбы с нарушениями
Введение предупреждения за нарушение трудового законодательства в Украине кажется инновационным, однако трудовым законодательством стран Европейского союза был разработан значительно более широкий инструментарий влияния на работодателей, в том числе и превентивный:
- Информационное воздействие. В таких странах как Бельгия, Италия, Испания уполномоченные органы максимально используют СМИ, чтобы уменьшить количество нарушителей среди работодателей: население постоянно информируют о нормах трудового законодательства, последних случаях привлечения к ответственности и дальнейших планах проверок. Такое психологическое воздействие в комплексе должно заставить работодателей соблюдать законодательство.
- «Амнистия». В 2011 году в Испании работодателям предоставили возможность заключить трудовые договоры сроком минимум на полгода и зарегистрировать их до конкретного числа, после которого ко всем выявленным правонарушителям применялись повышенные штрафы. В Италии при добровольной регистрации мигрантов-нелегалов, работающих на строительстве, предусмотрены налоговые льготы, в частности, не требовалась уплата налогов за таких работников за предыдущие годы.
- Моментальные последствия. Неотвратимость последствий, возникающих в результате проверки, тоже должна быть стимулом. Превентивно –- это заключение трудового договора на неопределенный срок со всеми выявленными неоформленными работниками в результате инспекции в течение 3 дней, как это введено в Словении. Что касается моментальных санкций, можно обратиться к примеру Греции, где штрафы работодатели должны уплатить немедленно.
Окрім штрафів у країнах Європи існують інші види санкцій, серед них можна згадати такі:
- неполучение государственных заказов, государственной помощи или лишение права участвовать в публичных торгах на определенный срок, как это практикуется в Испании, Ирландии, Германии, Португалии и Венгрии;
- временное закрытие или ликвидация предприятия предусмотрены законодательством Греции, Словакии и Франции;
- блокирование банковских счетов работодателя-нарушителя имеет место в Бельгии.
Популизм или либерализация
Мотивацию законодателя общество приняло и оценило положительно. При этом странным выглядит аргумент, что штрафы порождают ликвидацию работодателей, ведь это является следствием именно несоблюдения законодательства, привлечение к ответственности – закономерное следствие. Снижение размеров штрафов может только ухудшить ситуацию, а бороться с нарушениями нужно в комплексе с превентивными мерами и повышением трудовых стандартов.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.