Next level: как инвестировать в киберспорт
Про спорт, гейминг и перспективы для инвесторов

В конце июля 16-летний американец выиграл $3 млн на чемпионате по видеоигре Fortnite. Парень был одним из 100 игроков, которые претендовали на общую призовую сумму в $30 млн.
А в апреле этого года украинские киберспортсмены выиграли $250 000 на чемпионате CS: GO, в прошлом году победили в мировых соревнованиях по Counter-Strike, где сумма выигрыша составляла $125 000.
О том, насколько прибыльна эта сфера деятельности и стоит ли инвестировать в нее, рассказал Mind президент esports.ua, основатель киберспортивной платформы ESM.one Иван Данишевский.
Материал подготовлен в партнерстве с PR-агентством Direct Communication.
Гейминг – это очень перспективное направление: на планете играет большая часть развитых стран, где есть доступ к гаджетам и нормальному интернету. Только в Украине, если считать мобильные игры, это примерно до 20 млн человек, даже игроки в «тетрис» и «линии» – тоже аудитория гейминга.
Но геймеры – не то же самое, что фанаты киберспорта. Хотя киберспортивные игры тоже очень популярны: в «Доту», «Контрстрайк» (КС) играют 4–5 млн геймеров в Украине. И их количество растет – появляются новые игры и новые участники. В основном это молодежь. Если брать Fortnite, там средняя возрастная категория колеблется в пределах 8–14 лет, а КС и «Дота» – это, скорее, 12–25 лет. 35 плюс играют в «Танки».
Например, аудитория «Доты» уже привыкла платить, те же тинейджеры склонны тратить 200–500 грн в месяц на «плюшки» в игре.
О перспективах украинских игроков в киберспорте
Электронно-спортивные перспективы у нас значительно выше, чем во многих других странах, в частности, мы хорошо представлены и по количеству участников на чемпионатах мира. Украина, в отличие от, например, Таиланда, более трудолюбива. У нас ребята способные, работящие, просто вынуждены в отсутствие какой-либо карьерной перспективы, двигаться в разные стороны – «броуновски» развиваться в киберспорте, пробуя случайные методики и не достигая результата. И это большая проблема.
Сейчас многие сильные игроки просто развивают персонажи на продажу, потом следующего, и следующего, на это и живут. Это не назовешь карьерным ростом.
Хотелось бы у нас построить систему подготовки настоящих киберспортсменов. Нам нужны хотя бы микрочемпионаты, переходящие в национальные соревнования, чтобы люди понимали, к чему стремиться.
Хотелось бы, чтобы геймер жил не продажей дешевых вещей, а стремился к саморазвитию. И если собрать таких человек 20–50, то можно было бы говорить о действительно больших перспективах. Когда мировой чемпионат появится, назовем его условно «олимпийские игры», и, если там будет 1000 участников – команд из 40 стран, то мы точно будем в топ-5 (наряду с Америкой, Китаем, скандинавскими странами). Поскольку мы реально очень хороши, в дальнейшем можем претендовать и на первенство. Этим развитием нужно заниматься активно и каждый день.
Как стать геймером, которого заметят
Сейчас пока достаточно одного желания. Игроков неплохо мониторят. Но рынок новый, и сами команды еще не созрели, они еще не осознали, что такое скаутинг и как с ним работать. Но игра располагает. Когда ты заходишь в игру, ты имеешь инструментарий, получаешь понимание оценки собственного перформанса, успеваемости, насколько ты хорош. У кого-то есть шанс стать профи, а кто-то, как ни старается, остается на своем уровне. В игре все это видно. Есть ранги, есть винрейты, понятно, как ты, кем и против кого побеждаешь. Это все доступные любому игроку данные.
Те, кто достигает больших высот в игре, должны продолжать раскрывать другие таланты. Как только ты поднялся на очень высокий игровой скилл, ты сразу выходишь в большой мир. А там уже другие требования и высокого игрового уровня будет уже недостаточно. Нужно хорошо разговаривать, понимать, что ты «продаешь себя», быть комфортным и понятным в общении, ведь почти все киберспортивные игры – командные. И, даже если ты отлично играешь, но не можешь наладить контакт с людьми, ты вряд ли сможешь пойти дальше.
К сожалению, наши люди часто не сильно социально активны, и это серьезный барьер. Эти умения тоже нужно развивать, и мы пытаемся это делать – проводим целые академии, пишем материалы, работаем со стримерами.
Про инвестиции в гейминг
В гейминг стоит заходить только долгосрочным инвесторам, готовым вкладывать и ожидать результат в перспективе 5–10 лет. В формате «сегодня на сегодня» в этой сфере результата достичь невозможно. Это обычная венчурная история. Каждый венчурный инвестор понимает, что ожидание от инвестиций составляет 5–7 лет. Это в любом случае стратегические инвестиции, более длительные.
Но у стратегических инвестиций есть огромное количество плюсов.
- во-первых, стать неожиданно монополистом, потому что ты успел первым (или одним из первых);
- во-вторых, можно получить не 20% годовых, а 2000%;
- в-третьих, можно создать то, чего еще никто не делал. И попасть в летопись времен.
Многие страны пытаются двигаться в этом направлении, например, такие гиганты, как FIFA или Олимпийский комитет. Сейчас конкуренция небольшая, и еще можно успеть создать все первыми. Тот же мировой чемпионат – это реально, просто для этого должны быть достаточно серьезные стратегические инвестиции, поддержка страны.
Да, сейчас негде выступать. Турнир из сборных разных стран, он всего один – корейский был, сейчас китайский. Они понемножку развиваются. Появился WESG, но они не уделяют внимания маркетингу, зрителю – и их никто не смотрит.
О перспективах для инвесторов в Украине
У нас деньги в стране заработаны на агро и других понятных отраслях, люди не очень разбираются, что такое киберспорт и продолжают вкладывать в те же направления.
А арабы, например, полностью диверсифицируют доходы – отказываясь от идеи, казалось бы, единственной нефтяной промышленности, как основного источника. Инвестируют в большое количество новых компаний, технологий, в новое и разное. И результаты получают значительно интереснее и перспективнее.
Сегодня в этой сфере есть смысл вкладывать в инфраструктуру, в уже существующие проекты – в обучение, турнирные платформы, рекламу, аналитику.
На рынке игроков сейчас конкуренция такая низкая, что часть перспективных украинцев играют в других странах, зарабатывают там. Мы же для сборной на турнир забираем их на 3 дня, они играют, и разъезжаются кто-куда.
Таким командам, как нашим, так и иностранным, нужны «буткэмпы», тренировочные зоны на короткие или длинные периоды времени. Украина – это идеальное место. Здесь недорогая инфраструктура и персонал, дешевые интернет и аренда. Поэтому стоит вкладывать в коворкинги под такие проекты и под смежные направления. Это должен быть проект-прототип. Например, на 1,5–2 года, в рамках которого мы строим, приглашаем мировые команды попробовать, они дают фидбек. Мы учитываем их замечания, что-то меняем, а потом продаем франшизы на весь мир. И таких идей, проектов не мало, просто нужно немного инициативы от инвесторов. Тогда феномен украинского киберспорта разлетится на весь мир.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.