Китайский рынок: как правильно зайти и стать желанным гостем

Китайский рынок: как правильно зайти и стать желанным гостем

Стоит ли рассматривать Китай для расширения собственного бизнеса и как защитить в Поднебесной свою ТМ

Этот материал также доступен на украинском
Китайский рынок: как правильно зайти и стать желанным гостем
Фото: pixabay

Покорение иностранных рынков, на которое решаются украинские предприниматели, может показаться прибыльным делом. Главное правильно и вовремя подготовиться к возможным подводным камням в чужом море. Один из моментов, на который стоит обращать внимание, это как защитить права на интеллектуальную собственность, которую вы предлагаете на иностранном рынке.

Кажется, сложнее всего это сделать в Китае, где магазины перегружены подделками известных брендов.Поэтому именно о Поднебесной и нюансах защиты торговой марки в этой стране рассказал Mind управляющий партнер юридической группы YAROS LAW Ярослав Ковтун.

Рынок КНР растет очень быстро, и это уже давно не новость для бизнеса. Перед украинскими партнерами стоит вопрос, как правильно выйти на этот рынок и не провалиться. Ниже некоторые примеры работы с китайскими партнерами в сфере интеллектуальной собственности.

Зачем проверять ТМ на подделку

Уже давно известно, что пользоваться на территории Китая такими «магазинами приложений», как Google Play или App Store, или социальными сетями, как Facebook или Instagram, запрещено. Как говорится, VPN в помощь. Впрочем, там есть свои аналоги зарубежных приложений, такие как Baidu, WeChat, Xiaomi Store, QQ и другие. Поэтому предпринимателю, инженеру, программисту нужно быть готовым пройти своеобразный комплаенс перед запуском своего продукта в КНР.

Первое, на мой взгляд, на что нужно обратить внимание, – это торговая марка. У вас может быть зарегистрирована ТМ в Европе, США, но в Китае вам скажут: «Ну и что? Власть разводит руками». Поэтому обязательно нужно проверить, нет ли в Китае ТМ с похожим названием, дизайном, транслитерацией и т. д. Есть один интересный кейс «Kastel vine», в котором четко указано, какие могут быть нарушения прав интеллектуальной собственности. Поэтому важным шагом является поиск и проверка вашей ТМ в Китае. Конечно, нужно иметь там своих партнеров-посредников, которые смогут помочь, но коммуникация с ними всегда отнимает много времени из-за языкового барьера или разных часовых поясов.
С ТМ хоть немного разобрались, идем дальше.

Как проверить программное обеспечение

Предположим, что у вас уже есть готовый продукт, который активно загружают в Apple Store и Google Play, приложение уже популярно в Европе, но в Китае о нем не знают. Вам нужно разместить свою программу на местных интернет-рынках, для этого выбираем соответствующий магазин. Самыми популярными пока остаются QQ (Tencent), Baidu, Xiaomi, Huawei. Сначала я бы порекомендовал обратить внимание на Terms & Conditions этих магазинов. Текста много, но раздел интеллектуальной собственности важно не пропускать, если вам подходят все условия. А среди них может быть полный контроль над вашим же приложением и возможность вносить изменения и дополнения даже без вашего разрешения, если вы уже согласились с условиями магазина. Далее нужно адаптировать «app» для резидентов КНР:

  1. Позаботиться о дизайне, который отличается от западных аналогов, в том числе о размещении команд, информации и услуг.
  2. Перевести на китайский приложение, что в лучшем случае сделают местные партнеры, а не переводчики из Украины или Европы.
  3. Комплаенс. Здесь можно много говорить, у каждого магазина есть свои требования, но главное –  программа не должна нарушать действующее законодательство КНР, иметь лицензию, если ваш продукт касается финансовых услуг, а также не иметь элементов гемблинга и азартных игр.

Позаботиться о дизайне, который отличается от западных аналогов, в том числе о размещении команд, информации и услуг.Перевести на китайский приложение, что в лучшем случае сделают местные партнеры, а не переводчики из Украины или Европы.Комплаенс. Здесь можно много говорить, у каждого магазина свои требования, но главное – программа не должна нарушать действующее законодательство КНР, иметь лицензию, если ваш продукт касается финансовых услуг, а также не иметь элементов гемблинга и азартных игр.

После того как вашу заявку приняли и начали обрабатывать, начинается процесс переговоров. Админы магазинов присылают вам обратно вашу заявку и рекомендуют внести соответствующие изменения. Если вам не ответили в течение 14 рабочих дней, можете спокойно подавать заявку в другие менее популярные Chinese app stores. Вообще процедура может занять от одного месяца до одного года. Так, на принятие заявления уходит до 1 месяца, пока они ответят. Далее они пишут, что нужно изменить в приложении. Потом эти переговоры затягиваются до 6 месяцев в лучшем случае. Документов при подаче много не бывает, вы подали уже все, что у вас есть, а они хотят от вас лицензию на финуслуги, которая вам не нужна, и вы должны указать, что ваш продукт не имеет никакого отношения к банкам, страховым компаниям или финтех-копаниям.

Опыт работы показывает, что на азиатском рынке никто вас не ждет, однако вы можете попробовать. Никто не может обещать, что вы пройдете своеобразный комплаенс, а также будут оправданы затраты на него, ведь все это выяснится уже после загрузки приложения местными жителями. Более того, «патентные тролли», конкуренты могут запросто разработать такой же продукт и зарегистрировать ТМ, пока вы еще находитесь на этапе регистрации.

А значит, перед выходом на любой иностранный рынок, в частности на китайский, учтите все нюансы и проведите комплексную проверку того, что собираетесь выводить в продажу.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате