Столица по уму: «сегодня» и «завтра» системы Kyiv Smart City
Чем наполнят систему «город в смартфоне» и чего ожидать в ближайшем будущем

Полноценный запуск единого электронного билета в общественном транспорте Киева перенесли на 2020 год. Об этом сообщил в конце октября директор департамента информационно-коммуникационных технологий КГГА, сокоординатор инициативы Kyiv Smart City Юрий Назаров.
По его словам, систему е-билета нужно усовершенствовать. Напомним, что еще не все автоматы по их продаже подключены. Кроме того, в работе системы уже не раз происходили сбои, и пассажиры метрополитена короткое время не могли воспользоваться электронным билетом в метро.
Однако е-билет, это лишь маленькая часть инноваций, которые сегодня вводит Киев в рамках Kyiv Smart City.
О том, какие победы уже достигнуты, как идет внедрение онлайн-сервисов для граждан и заработает ли в ближайшее время идея «государство в смартфоне», Юрий Назаров рассказал Mind более подробно.
Материал подготовлен в партнерстве с PR-агентством Direct Communication.
Вообще если говорить о сервисах и о проектах Kyiv Smart City, то их стоит разбить на несколько блоков.
1. Первый блок сервисов информирует о власти, о деятельности власти.
Это, например, открытые бюджеты, электронные закупки, единая карта городского имущества «Майно». То есть сервисы, которые делают власть прозрачной и дают возможность жителям постоянно получать информацию о том, что происходит с финансами, закупками, какой статус у конкретного земельного участка или где найти велодорожку.
2. Второй блок – это сервисы электронной демократии.
С их помощью жители могут влиять на жизнь в городе, коммуницировать с властью. Это такие сервисы, как контактный центр 1551, система информирования киевлян, электронные петиции, общественный бюджет.
3. Третий блок – это массовые сервисы.
Такие как запись на прием к врачу, онлайн-очередь в детский сад, оплата услуг ЖКХ, личный кабинет жителя и мобильное приложение Kyiv Smart City, с помощью которого городская власть дает возможность получать услуги.
4. Технологичные сервисы.
Это – городская система видеонаблюдения, электронный билет, система диспетчеризации коммунальной техники и общественного транспорта (у нас на весь муниципальный транспорт установлены GPS-трекеры), умное освещение и так далее.
О проектах Kyiv Smart City
Если говорить о массовых сервисах, то, например, открытый бюджет дает возможность на портале города посмотреть всю информацию о доходах и затратах в бюджете. По конкретному району, департаменту, больнице. Когда, кому и сколько заплатили.
Среди сервисов е-демократии один из наиболее популярных – это общественный бюджет, когда жители используют ресурсы городского бюджета на те проекты, которые им интересны. Они их инициируют, потом проходит голосование. Таким образом у нас появляются и спортивные площадки, и компьютерные классы, Wi-Fi-точки, проводятся ремонты домов или крыш. Это проекты из абсолютно разных сфер. Только в этом году мы обеспечиваем реализацию 554 различных проектов.
Контактный центр дает возможность решить коммунальные проблемы: прорвало трубу, перегорела лампочка в подъезде, мусор, яма на дороге. Можно позвонить по короткому номеру 1551 или зайти на портал, в мобильное приложение, и отправить соответствующую заявку. Оператор передаст ее соответствующей службе и проконтролирует, выполена она или нет.
Отдельное направление в рамках Smart City – безопасность в городе. В Киеве установлено более 7000 камер видеонаблюдения, они подключены к городскому дата-центру, единому ядру системы. Создано 12 мониторинговых залов Национальной полиции в Киеве, в патрульной полиции, в Службе безопасности Украины, в Нацгвардии, в УДО и так далее. Спецслужбы используют систему для раскрытия преступлений, для розыска преступников, автомобилей, так как функционирует система распознавания лиц и номеров. Также мы используем систему для муниципальных нужд, для контроля работы коммунальных служб и трафика. Благодаря камерам мы понимаем, какой трафик, какая скорость, сколько машин заехало в Киев и выехало.
Наша идеология – это предоставление всех сервисов в одном месте, мы создали Киев ID, кабинет киевлянина, где мы предлагаем все сервисы в одном месте в электронном виде. Таким образом, личный кабинет киевлянина – это единая точка входа для всех сервисов.
«Город в смартфоне» как часть всеукраинской системы
Следующий шаг – это система «город в смартфоне». Мы создали мобильное приложение Kyiv Smart City, которым сегодня пользуются уже более 130 000 киевлян. Уже сейчас они могут сгенерировать в приложении и оплатить проезд в транспорте при помощи QR-кода, также можно пополнить карточку е-билета. Кроме того, доступна оплата услуг ЖКХ, афиша событий, покупка билетов. Сейчас мы разрабатываем функционал оплаты парковки и возможность записаться на прием к врачу. В дальнейшем будем постепенно увеличивать количество сервисов, которыми киевляне смогут воспользоваться в смартфоне. То, что декларируется на уровне программы «страны в смартфоне». Сейчас мы это делаем на нашем региональном уровне, уровне города, и наша стратегия – перевести все сервисы в электронный вид.
Один из самых массовых сервисов – это е-билет, очень тяжелый, в том числе технически, проект. Мы оборудовали весь наземный транспорт валидаторами, это более 1200 единиц транспортных средств, перепрошили турникеты в метрополитене и наша идея – предложить жителям способ оплаты, который им удобен.
Первое – это карточка Kyiv Smart Card.
При покупке 50 поездок пассажир получает скидку 1,5 грн на каждой поездке. Также для оплаты проезда мы предлагаем воспользоваться банковской картой, в метро уже это можно, в наземном транспорте такая возможность появится в ближайшее время.
А продвинутые пользователи смогут воспользоваться для расчета смартфоном.
В конце октября у нас состоялась 10 миллионная поездка в общественном транспорте, оплаченная с помощью е-билета. Это говорит о том, что сервис пользуется все большей популярностью среди горожан.
Также есть карточка киевлянина, которой пользуются в общественном транспорте льготники, которые ездят в транспорте бесплатно, и город компенсирует эти поездки. По карточке киевлянина можно получить скидки на льготный хлеб в сети «Киевхлеб», скидки на 300 видов лекарств в муниципальных аптеках КП «Фармация». Также мы начинаем выпуск электронных карточек учеников. Они дадут возможность школьникам уже сейчас ездить бесплатно в транспорте. Потом мы планируем устанавливать турникеты в учебных учреждениях. И эта карточка будет средством доступа в школу и к своему электронному кабинету, где можно будет посмотреть домашнее задание, оценки.
По всем системам мы получаем постоянную обратную связь от горожан через наш кол-центр. В основном это положительные отзывы – об удобстве сервиса. Но бывают обращения, например, о разбитых валидаторах или о том, что что-то не работает. В таких случаях мы оперативно реагируем и исправляем поломки.

С чего начинался Kyiv Smart City
Вообще Kyiv Smart City – это не проект, а инициатива активных граждан города и бизнеса. Мы объединились, и благодаря этому стала возможной цифровая трансформация города.
Так, в 2015 году мы опросили более 1000 людей, 52 эксперта с рынка. Далее с топ-менеджерами Киевской администрации определили ключевые направления, разработали концепцию о том, каким должен быть город к 2020 году.
Мы определили 5 ключевых сфер, наиболее болезненных для жителей. Это транспорт, ЖКХ, безопасность, медицина и реформирование системы управления. Именно в этих направлениях мы двигаемся.
Например, была внедрена городская система документооборота – в КГГА все документы курсируют в электронном виде, 9000 пользователей каждую секунду пересылают и подписывают е-документы. Также мы развиваем активно сеть Wi-Fi. У нас сейчас 14 основных мест, где он работает. В следующем году мы планируем покрыть еще 50 мест. Весь наземный транспорт, а также основные туристические места, площади имеют точки доступа к городскому Wi-Fi.
Помимо этого, мы активно занимаемся интернетом вещей: устанавливаем датчики, в частности экологические, которые показывают жителям состояние воздуха. Хотим, чтобы в следующем году этих датчиков было 1000. Датчики качества воздуха, воды, уровня воды, пожарные датчики – все это будет сводиться в единый ситуационный центр.
О планах
В следующем году мы опять начнем писать концепцию на следующий период (после 2020 года). Сейчас основной упор – это платформа больших данных со всех источников для их анализа. Это необходимо, чтобы понимать, как улучшить жизнь в городе. Затем платформа интернета вещей, установка максимального количества датчиков, которые будут показывать, что происходит в городе.
Третье – это искусственный интеллект. Мы сейчас пишем чат-бот, который будет отвечать на различные вопросы жителей.
И четвертое – акселератор городских проектов.
Наша задача – стимулировать развитие инноваций в городе, мы для этого предоставляем данные, а также город, как технологическую платформу, на базе которой родилось 5 стартапов. Скоро у нас опять будет хакатон, по результатам которого мы наберем еще примерно столько же идей и будем помогать инновационному коммьюнити развиваться, строить бизнес. А жителям это даст новый дополнительный сервис.
Таковы четыре ключевых направления на следующий год.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.