«аболело в мире
42,237,160
”мерло в мире
1,144,682
¬ылечилось в мире
28,568,009
«аболело в ”краине
337,410
”мерло в ”краине
6,289
¬ылечилось в ”краине
139,755
»зобрести-покорить-ускорить: зачем акселераторы крупному бизнесу и стартапам

»зобрести-покорить-ускорить: зачем акселераторы крупному бизнесу и стартапам

 то их создает, чем они полезны и сколько это стоит

Ётот материал также доступен на украинском
»зобрести-покорить-ускорить: зачем акселераторы крупному бизнесу и стартапам
‘ото: pixabay

јкселераторы сегодн€ €вл€ютс€ св€зующим звеном между стартаперами, инвесторами, корпораци€ми и государственным сектором. ќни помогают решить проблемы друг друга на инвестиционном рынке.  ак и дл€ кого работают акселераторы, а кому нужен инкубатор, рассказал Mind эксперт по инноваци€м и smart city-технологи€м Smart City Hub, резидент Reactor.ua ёрий Ќазаров.

Kyiv Smart city Accelerator создан в 2016 году. ÷ель проекта – развитие городской инфраструктуры путем привлечени€ стартап-идей. ¬ прошлом году дл€ расширени€ функциональности городского е-приложени€ был проведен хакатон, на котором команды стартаперов создавали новые сервисы. ѕриложение Kyiv Smart City сочетает в себе функции оплаты услуг ∆ ’, оплаты за парковку, уплаты штрафов за нарушение ѕƒƒ, е-услуги, е-билет и тому подобное.

«ачем нужны акселераторы

 лючева€ проблема стартапа – недостаток или отсутствие опыта на рынке инвестиций. Ќередко у команды есть уникальна€ иде€, но ей недостаточно собственных ресурсов дл€ создани€ и тестировани€ технологии. Ѕывает и по-другому: продукт уже готов, но у стартапа недостаточно компетенций дл€ его внедрени€ и старта продаж.

„тобы реализовать идею, найти спонсоров, заключить контракт с корпорацией и выпустить проект на рынок, стартапы проход€т акселерационную программу. ¬ рамках программы они могут создать/протестировать имеющуюс€ бизнес-модель, доработать продукт, получить необходимые знани€ и экспертную оценку от менторов и экспертов из совершенно разных отраслей.

—озданием акселератора/инкубатора обычно в поиске инновационных идей занимаютс€ крупные компании. ќсновной целью создани€ этих структур может быть расширение портфел€ продуктов, улучшение имеющегос€ продукта или выход на другой рынок (вход в новую нишу). ¬се это, безусловно, €вл€етс€ прогрессом дл€ компаний, а иногда и насто€щим спасательным кругом в услови€х кризиса идей.

ќсновное отличие акселератора от инкубатора – в принципах работы.

»нкубатор принимает команды, проекты которых наход€тс€ на этапе идеи, без прототипов.  оманды могут создавать проекты на территории инкубатора, использовать его инфраструктуру, данные и иметь доступ к определенной документации. јкселератор предусматривает привлечение стартапов с уже готовыми продуктами или прототипами.

¬ любом случае цель создани€ – найти среди тыс€ч стартапов действительно инновационную технологию и завоевать первенство в отрасли.

ѕервый акселератор был создан в  олорадо в 2001 году компанией «¬енчурный центр».   этому времени существовало большое количество инкубаторов, где идеи превращались в продукты годами, в отличие от акселератора, где услови€ программы жестче, а сроки короче. ¬ акселераторе, в отличие от инкубатора, недостаточно только идеи, нужны продукт и готова€ команда. ѕрограмма акселератора рассчитана на 3–4 мес€ца.

 ак создать акселератор

ѕервое, что следует определить перед созданием акселератора, – цель. ќт этого будет зависеть и бизнес-модель и источники финансировани€.

Ѕюджет акселератора может быть сформирован из нескольких источников: это собственные активы компаний, совместные активы с партнерами и инвесторами, гранты. ѕри выборе второй модели финансировани€ целесообразно создать венчурный фонд. Ѕольше ответственности, более сложна€ структура, но организационно это лучший вариант финансировани€ крупных акселераторов с фондом более $2 млн.

»зобрести-покорить-ускорить: зачем акселераторы крупному бизнесу и стартапам

 оманда акселератора, в зависимости от масштаба, состоит из координатора, менеджера по работе с партнерами и инвесторами, PR-менеджера, юриста и дес€тков менторов и экспертов, которых привлекают на определенных этапах. ¬озможно привлечение в команду акселератора работников компании, но стоит учесть тот факт, что это может негативно повли€ть как на работу самого акселератора, так и на производительность этих работников внутри компании.

»зобрести-покорить-ускорить: зачем акселераторы крупному бизнесу и стартапам

јкселератор всегда должен иметь четкую структуру, программу и сроки. ѕри отсутствии этих условий будет создан инкубатор.

„то предусматривает акселерационна€ программа

Ётапы акселерационной программы включают следующее:

  1. ќтбор команд.
  2. ѕредварительна€ оценка стартапов.
  3. »нтервью и финальный отбор.
  4. —тарт акселерационной программы: проведение полного анализа проектов, формирование потребностей, проведение обучени€, консультации с менторами и экспертами (предоставление юридических, бухгалтерских, финансовых, маркетинговых услуг), доработка продукта и т. д.
  5. Demo-day – встреча с инвесторами.
  6. «аключение сделки.

Ќа этапе отбора команд стоит обращать внимание на соответствие проекта начальным услови€м отбора и релевантность продуктам компании. ≈сли акселератор не имеет определенной направленности или тематики, то можно указать основные требовани€: стади€ развити€ продукта, прибыльный он или убыточный, цель участи€ в акселераторе, потенциал и тому подобное. » в случае создани€ акселератора дл€ разработки принципиально нового продукта компании, необходимо четко определить ожидаемый результат.

 ак акселератору выбирать стартапы

Ќа этапе предварительной оценки стартапов нужно привлекать экспертов и менторов, чтобы у них уже было видение перспективных проектов, с которыми они будут работать в дальнейшем.

ѕри проведении интервью эксперты оценивают не только продукт, но и команду: насколько она понимает продукт и насколько стабильна. ќдной из причин провала стартапов €вл€етс€ нестабильна€ команда, когда один из членов решает покинуть проект или же из-за внутренних споров его невозможно запустить.

—амый длинный этап – непосредственно акселерационна€ программа. Ёто обучение команд, исправление ошибок, написание документов, проведение подсчетов, оценка возможностей. Ћекции могут быть полезными дл€ стартапов не только полученными знани€ми, но и знакомством с коллегами и потенциальными партнерами. »ногда происходит и так, что после лекций из двух команд рождаетс€ одна, более сильна€, как и произошло в случае с нашим акселератором.

¬ажно, чтобы по результатам акселерационной программы был создан инвестиционно привлекательный продукт, готовый к выходу на рынок. —о своей стороны, акселератор может получить процент от инвестиций или долю в компании-стартапе в случае ее преобразовани€ в полноценный бизнес.

 омпани€-стартап заключает договор с акселератором, согласно которому акселератор предоставл€ет определенный перечень услуг и помогает в поиске инвестора. ¬ этом случае в договоре указывают сроки действи€, проценты за услуги и услови€ дальнейшего участи€ акселератора. ћожно прописать также участие представител€ акселератора в совете директоров компании, 10–20% от прибыли компании или 5–7% от продаж компании.

REACTOR.UA – открыта€ платформа инноваций, котора€ предлагает инфраструктуру и инструменты дл€ успешной работы с инноваци€ми. –езиденты платформы – компании, открытые к инноваци€м, акселераторы, инкубаторы, инновационные хабы, лаборатории, продуктовые технологические команды.

—тав резидентом платформы REACTOR.UA, вы сможете:

  • работать с лучшими мировыми технологическими решени€ми и стартап-командами, способными реализовать любые инновационные идеи;
  • искать решение своих инновационных вызовов, использу€ менторскую поддержку резидентов – агентов инноваций;
  • совместно с резидентами проводить открытый поиск инновационных идей; быть в курсе ведущих инновационных практик и мировых трендов;
  • тестировать идеи просто, быстро и с минимальными затратами;
  • войти в список инновационных компаний ”краины, прин€в участие в Innovation Index.

 омпани€м, которые нуждаютс€ в трансформации бизнеса с помощью технологий и инноваций, платформа предлагает пройти бесплатную менторскую программу RE:START. ѕрограмма поможет прин€ть взвешенное решение о том, какой из существующих подходов к работе с инноваци€ми оптимально соответствует запросам и потребност€м компании. ¬первые в рамках одной программы владельцы и топ-менеджеры имеют возможность поработать с лучшими менторами, определить инновационную стратегию дл€ своей компании, научитьс€ эффективно управл€ть ресурсами дл€ ее реализации.

—ледите за актуальными новост€ми бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате