Заболело в мире
1,524,375
Умерло в мире
89,435
Вылечилось в мире
336,780
Заболело в Украине
1892
Умерло в Украине
57
Вылечилось в Украине
45
«Не убий!», или топ-5 «смертных грехов» для бизнеса

«Не убий!», или топ-5 «смертных грехов» для бизнеса

О частых ошибках, которые приводят к краху компании

Этот материал также доступен на украинском
«Не убий!», или топ-5 «смертных грехов» для бизнеса

Решение проблемы начинается с ее осознания. Этот принцип касается любых вопросов в жизни и применим к управлению бизнесом. Многие компании разрушаются просто по причине того, что собственник бизнеса не осознает проблем, которые присутствуют в настоящий момент и не понимает их возможных последствий. 

При этом компания подобна болеющему организму: ее изнутри разрушает большое количество вирусов, медленно приводящих к гибели. Как предотвратить эти пагубные процессы и определить критические вопросы, рассказал Mind основатель международной образовательно-консалтинговой компании «Бизнес-Конструктор», автор комплексной методологии по систематизации бизнеса Кирилл Куницкий.

Что происходит, если бизнес не растет

Непрерывный рост является важным критерием здоровья бизнеса. Если ваша компания на протяжении нескольких лет практически не менялась – не было значительного роста объемов продаж, ассортимента и качества продуктов, количества клиентов, качества команды, это первый признак того, что она находится на пути к вымиранию. И одной из главных причин, разрушающих компании, является зона комфорта, в которую попадает команда. 

Чтобы компания была сильной и могла адаптироваться к рыночным изменениям, у всей команды должен быть хорошо развит навык преодоления барьеров, которые возникают на пути роста. Команда должна постоянно ставить перед собой новую планку и достигать ее. Если этого не происходит, то мы получаем «спортсмена», который еще вчера участвовал в соревнованиях, а сегодня лежит на диване и смотрит телевизор. Все его спортивные качества начинают снижаться, и завтра он не сможет выиграть ни одного соревнования.

Важно понимать, что, если ваша компания продолжает существовать в условиях отсутствия роста, во многих случаях это не ваша заслуга, а недоработка ваших конкурентов. И как только на рынке появится сильный, агрессивный и системный конкурент, как он достаточно легко сможет отнять  у вас долю рынка, что в достаточно короткой перспективе может привести к гибели бизнеса.

Чем должен заниматься собственник

Одной из важных проблем компаний является чрезмерная зависимость от участия собственника в организационных процессах. Если очень большое количество процессов замыкается на собственнике, это приводит к тому, что бизнес не будет расти, сотрудники не смогут быть полноценно самостоятельными, и в добавок компания окажется зависимой от временного ресурса собственника бизнеса. 

Стоит владельцу на какой-то период отключиться от дел (уехать в отпуск, заболеть и т. д), в компании тут же блокируется целый ряд завязанных на нем процессов, и бизнес попадает в серьезный кризис с заведомо плачевными последствиями.

Чем грозят неудовлетворенные клиенты

Если компания имеет значительное количество недовольных клиентов, на которых никто никак не реагирует – не выходит с ними на связь и не находит решение возникших сложностей, это приводит к развитию негативного сарафанного радио. 

Работа с обратной связью клиентов и возможным возникающим негативом является важным бизнес-процессом для любой компании. При этом параллельно с обработкой негативных и неудовлетворенных клиентов крайне важно постоянно совершенствовать свои продукты и услуги. Для этого важно на регулярной основе получать обратную связь от клиентов об их уровне удовлетворенности. Это должен быть системный процесс, за который отвечает маркетинг компании.

Помните о том, что большая доля неудовлетворенных клиентов является очень слабым местом, которым рано или поздно могут воспользоваться конкуренты.

Когда команда – слабое звено

Если ваши сотрудники пассивны, преследуют только свои интересы, в компании – интриги и конфликты, это также говорит о значительных рисках для вашего бизнеса. 

Мы живем в эпоху, когда корпоративная культура относится к числу важных факторов конкурентной стратегии компании. Управляя людьми, мы управляем их фокусом внимания. И то, на чем фокусируется сотрудник и вся команда на протяжении всего рабочего дня, определяет те результаты, которые получит бизнес в ближайшей перспективе.

Фокусируясь на своих личных интересах, конфликтах, интригах или просто будучи пассивными, сотрудники отнимают огромное количество энергии от выполнения рабочих задач. При этом вы оплачиваете заработную плату за время, непродуктивно проведенное на работе, а компания не достигает  нужных результатов.

Команда – это один из главных активов компании, и если вы чувствуете, что в ней присутствуют проблемы, это первый звоночек к тому, что бизнес может разрушиться. Одним из важных критериев ее здоровья является моральный климат – то настроение, с которым люди каждый день идут на работу. Задайтесь вопросом, насколько ваши люди мотивированы и получают удовольствие от того, чем они занимаются. Если существенная доля сотрудников ходят на работу без удовлетворение, это тоже является значительным разрушительным признаком.

Зачем нужны четкие цели

Одна из распространенных проблем многих собственников – работа вслепую, без понимания вектора движения, знания своего рынка, конкурентного окружения, наличия сильной конкурентной стратегии и отсутствия ответа на один простой вопрос: «Что представляет собой будущее нашей компании и как мы к нему придем?»

Крайне важно, чтобы в компании на  регулярной основе проводились качественные стратегические сессии с вовлечением всей команды, с постановкой целей и разработкой эффективных планов по их достижению.

Перечисленные проблемы являются лишь некоторыми из возможных путей, приводящих к разрушению компании.

Однако если вы обнаружили хотя бы одну из них, это уже серьезный повод задуматься. 

Рецепт для здоровья бизнеса

Для решения перечисленных выше проблем крайне важно:

  • задать высокий вектор развития компании;
  • разработать эффективную бизнес-модель;
  • сформировать видение будущего и поставить цели;
  • пересмотреть качественный состав команды и оставить только тех людей, которые подходят как по личностным, так и по профессиональным качествам (при этом личностные качества имеют значительный приоритет);
  • внедрить регулярную обратную связь с клиентами и неустанно работать над качеством вашего продукта.

А также помните, что бизнес, полностью зависящий от собственника, рано или поздно погибает, поэтому для достижения максимального успеха в развитии компании собственнику крайне важно вывести себя из операционных процессов. Необходимо создать эффективную организационную структуру, где на каждом месте будет находиться эффективный сотрудник. Простая ли это задача? Однозначно нет.

Но бизнес – это род деятельности, требующий характера, выдержки и постоянного саморазвития.

Работая с сотнями владельцев компаний, я наблюдаю, насколько быстро способны расти компании, решающие данные проблемы.

Задайте себе вопрос, за счет чего ваш бизнес удвоится в следующем году. И поиск ответа на этот  вопрос приведут вас к запуску большого количества качественных изменений в компании.

При этом не забывайте проверять свой бизнес на наличие перечисленных выше проблем. Как сказал один известный бизнесмен, «если в бизнесе возникает проблема, ее надо тут же атаковать, иначе она сожрет бизнес». Не позволяйте своей компании погибнуть и своевременно принимайте требуемые решения.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате