От хаоса к системе: как развивать бизнес с удовольствием

От хаоса к системе: как развивать бизнес с удовольствием

Семь советов для продвинутых руководителей

Цей текст також доступний українською
От хаоса к системе: как развивать бизнес с удовольствием

Человек хорошо делает то, что он делает с удовольствием. Этот важный принцип применим к любой сфере жизни. И бизнес – не исключение. Если цель – достичь значительных успехов в бизнесе, очень важно следить за тем, чтобы, занимаясь бизнесом, получать от этого процесса удовольствие.

К сожалению, этого нельзя сказать о большинстве современных бизнесменов. Собственники компаний начинают заниматься бизнесом, движимые мотивацией заработка денег, в результате чего компания превращается для них просто в средство достижения личных целей. Получается подход «я тяжело работаю в своей компании, чтобы заработать денег и получить от них удовольствие в других сферах жизни».

Ситуация усугубляется тем, что большинство собственников строят свои компании «на коленке», не обладая знаниями об эффективном построении бизнеса. В результате в компаниях возникает хаос, который усиливается по мере увеличения масштабов деятельности, при этом собственник продолжает замыкать на себе все ключевые процессы, оставаясь «самым узким местом» своей же компании.

Чтобы разобраться в некоторых ключевых принципах, которых следует придерживаться владельцу компании, чтобы его бизнес успешно рос и развивался и при этом он получал удовольствие не только от результатов, но и от самого процесса, Mind обратился к Кириллу Куницкому, эксперту в области систематизации бизнеса, эффективного управления, построения модели маркетинга и продаж и основателю международной Школы системного бизнеса «Бизнес-Конструктор». По его словам, эти подходы были проверены на опыте собственников сотен компаний, являющихся клиентами Школы системного бизнеса, и дают значительный прирост результатов бизнеса при одновременном повышении качества жизни собственника.

Занимайтесь тем, что любите

Довольно часто человек становится заложником неправильно или поспешно принятых решений. Одним из таких решений может стать выбор сферы бизнеса. Важно понимать, что если сфера, в которой работает человек, ему не нравится или напрягает, ему сложно будет вдохновляться на создание действительно выдающихся продуктов, не говоря уже о личном удовольствии от работы. Крайне важно строить бизнес в той сфере, которая вдохновляет. Посмотрите на самых успешных предпринимателей нашего времени – у них горят глаза от их деятельности, и они заряжают этой эмоцией своих сотрудников.

Стройте только бизнес, основанный на сильной и конкурентной бизнес-модели

Многие собственники бизнеса ищут решение своих проблем в сотрудниках или в организации продаж, в то время как зачастую проблема кроется в самой бизнес-модели компании. Бизнес-модель – это ответ на вопрос, что представляет собой данный бизнес. Она включает в себя понимание целевой аудитории компании, ее проблематики, существующих на рынке решений и концепции продукта, благодаря которому компания станет выбором №1 для своих потенциальных клиентов. Это основа успеха. Для построения действительно сильной и конкурентной бизнес-модели важно хорошо понимать свой рынок – своих клиентов и конкурентов. Немаловажно, чтобы компания на регулярной основе проводила анализ конкурентного окружения и актуализировала свою конкурентную стратегию. Следует иметь уверенный ответ на вопрос «Почему клиент предпочтет купить именно у нас?».

Также важно, чтобы целевой рынок был достаточно большим, чтобы компании было куда расти. Постоянный рост является ключевым критерием здоровья бизнеса.

Разберитесь в современных технологиях маркетинга и управления продажами

В настоящее время успех бизнеса зависит от двух составляющих – способности создать конкурентный продукт и умения привлекать клиентов. Для достижения долгосрочного успеха в бизнесе следует построить качественную систему привлечения и удержания клиентов, способную обеспечить долгосрочный рост бизнеса. Для этого в компании должны быть реализованы качественные инструменты лидогенерации и продаж. Особое внимание нужно уделить интернет-маркетингу, поскольку возможности этого канала колоссально расширились за последние годы. Можно смело заявить, что собственник бизнеса, не разбирающийся в интернет-маркетинге, платит за это незнание огромную цену – значительную сумму недополученной прибыли. Важно научиться управлять платными и бесплатными каналами привлечения трафика, создавать высококонверсионные интернет-ресурсы, строить утепляющие коммуникации, такие как контент-маркетинг.

Также особое внимание стоит уделить функции продаж в компании. Важно, чтобы данное подразделение было изолировано в организационной структуре. В основе процесса продаж должна лежать качественная CRM-система, надо выстроить процессы управления продажами и систему ключевых показателей, а особое внимание уделить качеству подбора и обучения сотрудников.

Постройте эффективную организационную структуру своей компании

Причина неэффективности многих компаний – хаос в организационной структуре. Часто этот хаос вызван повышенной «гибридностью» в распределении обязанностей – когда один и тот же сотрудник вовлечен в большое количество абсолютно разношерстных задач. В результате он расфокусирован, не может качественно выстроить работу ни в одной из зон ответственности. Если таких сотрудников много, рабочие процессы становятся весьма запутанными, возникает чрезмерная зависимость от отдельных личностей, при этом компания неспособна быстро расти.

Важно построить эффективную организационную структуру, в основе которой будут лежать изолированные центры ответственности. За каждую функциональную зону в бизнесе должен отвечать один сотрудник. Под каждого сотрудника в компании надо прописать ожидаемые результаты работы и профиль компетенций, на основании которых можно оценивать соответствие сотрудника занимаемой должности. Помимо этого, в компании должны были описаны ключевые бизнес-процессы и внедрен принцип внутреннего клиента. Опыт показывает, что внедрение этих инструментов в разы повышает эффективность работы компании.

Команда – основной актив

Какой бы эффективной ни была организационная структура, она заработает только тогда, когда в компании будут работать эффективные сотрудники. В формировании команды одним из основных факторов, влияющих на успех, является подбор. Причем при подборе сотрудников крайне важно делать основной акцент на личностных качествах кандидатов и только во вторую очередь – на профессиональных. Именно от личностных качеств будет зависеть включенность сотрудника в командную работу и корпоративная культура компании.

Значительной ошибкой при формировании команды является делегирование задачи поиска и принятия решения о найме сотрудников руководителям подразделений. В абсолютном большинстве случаев у руководителей не хватает времени на осуществление качественного поиска и компетентности для грамотного подбора. Важно, чтобы в структуре компании как можно раньше появился отдельный рекрутер, который возьмет на себя задачу поиска сотрудников, ведь успешный бизнес – растущий бизнес. Если бизнес не растет, причину проблемы надо искать в бизнес-модели компании и инструментах маркетинга и продаж.

Кроме подбора, значительную роль в построении команды играет процесс вводной адаптации. Нельзя нанимать сотрудников и бросать их сразу в работу, крайне важно, чтобы сотрудник прошел структурированный процесс вводного обучения и сдал аттестацию на выходе. Только после этого его можно допускать к работе.

Уделяйте значительное внимание развитию руководителей

Люди приходят в компанию, а уходят от руководителя. Качество команды напрямую зависит от того, как управляют сотрудниками руководители. И здесь речь идет не только о постановке целей и рабочих задач, управлять необходимо не просто действиями, но и эмоциональным фоном, мотивацией сотрудников.

К сожалению, в большинстве случаев руководителей никто не учил руководить. В результате, ставя людей на управляющие должности, мы получаем абсолютно разнообразные модели управления: кто-то демократичен, кто-то крайне директивен, кто-то чрезмерно передавливает сотрудников своим эго.

Для решения данной проблемы крайне важно внедрить в компании единый стандарт работы руководителей и разработать программу введения в руководящую должность. Неважно, пришел ли человек извне или руководителя подготовили внутри компании, важно, чтобы он изучил ключевые принципы эффективного управления людьми, принятые в компании.

Фокус – на корпоративной культуре

Корпоративная культура – это единый набор мыслительных и поведенческих привычек, которыми живет компания. Своего рода ее характер. Крайне важно, чтобы вы подходили к формированию корпоративной культуры осознанно. Для этого необходимо много говорить с командой о том, какую корпоративную культуру компания стремится построить, и вовлекать в процесс развития данной культуры руководителей. Важно, чтобы данный вопрос превращался в сознательные действия. При этом главным носителем корпоративной культуры должен оставаться собственник компании.

Это лишь некоторые принципы, способные помочь собственнику навести порядок в своем бизнесе. Однако внедрение даже этих принципов может значительно изменить качество управления в компании в лучшую сторону. Главное – не останавливаться и постоянно совершенствовать каждый кубик, из которого состоит бизнес. Это работа, которая не прекращается никогда. И для достижения успеха надо научиться получать от нее удовольствие.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно