О планах и достижениях «Укравтодора»
Как служба планирует осваивать рекордный бюджет-2020 и какие препятствия существуют на этом пути

Накануне «Укравтодор» отчитался, что в 2019-м в эксплуатацию было введено 847 км дорог, что на 46% больше, чем в предыдущем году (579,2 км), а их общая стоимость составила 21 млрд грн. Кроме того, в агентстве отметили, что руководящий состав региональных служб «Укравтодора» был изменен на 70%.
О том, как может измениться структура перевозок в 2020 году и реальны ли планы Мининфраструктуры по усилению габаритно-весового контроля на автодорогах, – в материале Mind «Наперегонки с катком: зачем в Украине хотят внедрить контроль качества дорожных работ» и в колонке эксперта.
Сегодня же руководитель Государственного агентства автомобильных дорог («Укравтодор») Александр Кубраков рассказал Mind о выводах, которые он сделал в течение первых 100 дней работы в должности, на чем фокусирует внимание команда агентства и какими будут украинские дороги в будущем.
Напомним, соответствующее решение о назначении Александра Кубракова на должность Кабмин утвердил 15 ноября 2019 года.
Чтобы получить результат, надо фокусироваться. За сотнями срочных поручений и проблем, которые накапливались годами, а загорелись сегодня – постоянно возвращаюсь к главным задачам.
О масштабном обновлении дорог и что для этого нужно
Масштабное обновление дорог – это цель, все остальное – инструменты. Наконец-то на украинские дороги направляются средства. Если и дальше отрасль будет финансироваться такими объемами – через два-три года мы сможем обновить основную сеть дорог государственного значения.
Для того чтобы амбициозные планы на 2020 год были реализованы нам необходимо обеспечить:
- фактическое поступление финансирования не только по базовому сценарию (31,5 млрд грн из Государственного дорожного фонда), но и из привлеченных средств под государственные гарантии (19,3 млрд грн) и часть средств, которые Украина получила по решению Стокгольмского арбитража (35 млрд грн) . Едва ли не ежедневно проводим встречи со стейкхолдерами, представляем проекты, готовим постановления Кабмина и уверенно продвигаемся к цели;

Фото: «Укравтодор»
- улучшение бизнес-климата в дорожной отрасли для привлечения новых опытных компаний. Наши инструменты – типовая тендерная документация и впоследствии – типовые договоры, либерализация ценообразования, упрощение бюрократических процедур, в том числе с помощью IТ-решений;
- координацию и планирование. 4000 км дорог – рекордные показатели для Украины. Для сравнения: в 2019-м, достаточно успешному году, в эксплуатацию было введено 847 км. Поэтому для того, чтобы реализовать эти планы нужна слаженная работа всех – как со стороны государства, так и со стороны бизнеса. На днях, к примеру, провели рабочую встречу с «Укрзализныцей» на которой обсудили механизм координации со службами автомобильных дорог, дорожно-строительными организациями. Благодаря этому стремимся избежать задержек и срывов строительства.
Это тактические задачи, на которых мы фокусируемся.
О стратегии и препятствиях
Нас иногда упрекают в отсутствии вектора и стратегического видения. Поясним: «Дороги как в Европе», и «строим Европу здесь» – два простых слогана, которые являются понятной моделью, по которой мы и движемся в контексте сотрудничества с нашими стратегическими партнерами и евроинтеграции как таковой.
Однако есть препятствия, без которых успех любых ремонтов будет разрушен:
-
Без преодоления коррупции на местах, деньги на дороги будут тратиться с такой же интенсивностью, как и раньше. Ведь строительство и ремонт – это лишь первый шаг. Далее следуют годы эксплуатационного содержания.И здесь две крайности: либо продолжение ямочного ремонта, либо нас ждет постоянное обновление дорог – даже тех, которые и не нуждаются в обновлении. Деньги же откуда-то надо брать.
- Без решения вопроса с перегрузкой даже технологически лучшие дороги не смогут дожить плановый срок эксплуатации. Бесконтрольное движение по дорогам Украины 90-тонных грузовиков за одно лето может полностью уничтожить дорожное сообщение между двумя городами. И через пять-десять лет мы вернемся к исходной точке отсчета – плохим дорогам.
Об изменениях, ориентирах и возможностях «Укравтодора»
- Инвестиции и экономическая стратегия
Финансирование обновления дорог является в первую очередь инвестиционным проектом. Рекордные средства, которые вкладываются в этом году в развитие украинской дорожной сети – это сигнал об изменениях для бизнеса и общественности.
- Ответственность, целеустремленность и уважение к себе
Государство должно показать свою реальную способность быть государством – и создать условия для развития качественной дорожной инфраструктуры.
Хочу высказаться в первую очередь как гражданин, а не глава «Укравтодора». Часто слышу, что иностранцы, приезжающие в Украину, шокированы состоянием украинских дорог. Но чтобы осуществились реальные изменения, нам пора ориентироваться на себя, а не на других. Научиться уважать себя, определять собственные приоритеты.
Как мы можем уважать государственные институты, когда видим реальный уровень развития дорог за последние 28 лет?
- Отраслевая политика
Ключевая функция агентства – обеспечение реализации государственной политики в отрасли.
Из неочевидных приоритетов – безопасность, экологичность, удобство для велосипедистов и пешеходов, развитие придорожной инфраструктуры.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.