Взгляд из-за рубежа: как привлечь частные инвестиции в инфраструктуру Украины
Кто и сколько вкладывает и что мешает инвестировать больше

О перспективах частного инвестирования в инфраструктуру, в форме государственно-частного партнерства (ГЧП), в Украине пишут все больше. Государственный бюджет уже много лет не в состоянии полноценно финансировать капитальные расходы, частный инвестор не доверяет государству, иностранцы осторожно экспериментируют через международные инвестиционные банки. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) недавно опубликовала отчет, в котором обозначила перспективы частных вложений в инфраструктурные объекты. Mind изучил документ и исследовал, как приведенные данные «стыкуются» с украинскими реалиями.
Чтобы государство не превратилось в пустыню, финансирование инфраструктуры (производственной, транспортной, социальной) требует затрат на уровне 5–7% ВВП. По оценкам ОЭСР, стимулирования государственных инвестиций в размере 0,5% ВВП может повысить объем производства в среднем на 1,6%. Эффект мультипликации инвестиций в инфраструктуру может быть особенно важным во время экономического кризиса.
Из-за COVID-19 ожидается, что по итогам 2020 года глобальные потоки прямых иностранных инвестиций уменьшатся на 30%, восстановление растянется на годы, а негативное влияние на бедные страны будет более разрушительным.
Почти все годы независимости Украина лишь эксплуатировала советское наследие, капитальные инвестиции стремительно сокращались и сегодня страна очень близко подошла к инфраструктурному коллапсу, в частности, в системах энергоснабжения и энергогенерации, состояния путепроводов, коммунальных теплосетей и тому подобное. За три квартала 2020 года в экономику Украины было привлечено 268,0 млрд грн капитальных инвестиций, что на 29,3% меньше, чем за аналогичный период 2019 года (речь идет о всех капитальных инвестициях, не только инфраструктурных).
Доля инфраструктурных инвестиций из всех источников в Украине в ВВП
Направление капитальных инвестиций
в инфраструктуру
|
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 |
Транспорт, складское хозяйство, почтовая и курьерская деятельность, млрд грн | 19.3 | 25.5 | 32.4 | 18.4 | 15.5 | 18.7 | 25.1 | 38 | 50 | 43.8 |
Информация и телекоммуникации, млрд грн | 8.6 | 9.7 | 10.1 | 9.9 | 8.1 | 23 | 15.6 | 18.4 | 30 | 21 |
Поставка электроэнергии, газа и кондиционированного воздуха, млрд грн | 9.3 | 13.5 | 25.4 | 29.3 | 22.9 | 21.3 | 30.7 | 31 | 41.8 | 75.6 |
Водоснабжение; канализация, обращение с отходами, млрд грн | 0.7 | 1 | 1.6 | 1.9 | 0.9 | 1.6 | 2.2 | 2.8 | 3.2 | 4.2 |
Доля капитальных инвестиций в инфраструктуру в ВВП, % | 3.5 | 3.8 | 4.9 | 4.1 | 3 | 3.4 | 3.1 | 3 | 3.5 | 3.7 |
Источник: Госстат
В то же время инвестиции в инфраструктуру в Украине интересуют иностранных инвесторов. Так, в конце 2020 года состоялась презентация аналитического отчета ОЭСР «Усиление роли частного финансирования в развитии инфраструктуры стран Восточного партнерства». Особое внимание в документе было уделено Украине.
Стоит отметить, что в контексте ГЧП в Украине в отчете речь идет в основном о концессионных договорах в дорожном строительстве и «зеленой» энергетике. В классическом понимании это мало похоже на ГЧП в смысле передачи ключевых рисков от государства инвестору и привлечения частного финансирования.
Каковы особенности «ГЧП по-украински»?
В «зеленой» энергетике государство – гарантированный покупатель по повышенному нерыночному тарифу. К тому же государство не получает инфраструктуру в собственность после окончания цикла эксплуатации генерирующих мощностей.
Частные инвестиции в «зеленую» энергетику Украины фактически осуществляются за счет износа другой инфраструктуры – тех самых государственных атомных электростанций, не получающих «зеленых» тарифов и не имеющих ресурса для реконструкции и восстановления. Не удивительно, что недовольных «зеленым» тарифом становится все больше. Какой ценой дается Украине «зеленая» энергетика, в отчете дипломатично не говорится.
В качестве примера ГЧП приводятся самые заметные проекты – Ботиевская ветряная электростанция ДТЭК (завершена в 2012 году), Сивашский ветроэнергетический проект (в стадии строительства) и Перовская солнечная электростанция (2011), общий объем инвестиций в которые составляет $1,3 млрд.
В дорожное строительство мы привлекаем кредитные средства, которые вынуждены будем возвращать. На сайте проектов это подается как «дороги в рассрочку», когда государство привлекает частные инвестиции в строительство, а инвестор реализует проект за свои деньги и после сдачи дороги в эксплуатацию получает платежи от государства. Поскольку речь идет не о классических платных дорогах, нагрузка на государственный бюджет будет возрастать. Планируется привлечь $9 млрд частных инвестиций для восстановления и обслуживания более 4500 км дорог. Напомним, что по состоянию на конец 2020 года внешний долг Украины составлял $53,7 млрд.
Как финансируется инфраструктура в странах Восточного партнерства?
Качество имеющейся инфраструктуры (в широком смысле) в регионе Восточного партнерства (далее – ВП), который охватывает Украину, Молдову, Беларусь, Армению, Грузию и Азербайджан, значительно отличается по странам и секторам в соответствии с уровнями экономического развития. Так, в индексе Всемирного экономического форума – 2019 по общему качеству инфраструктуры Азербайджан занимает 38-е место среди 141 страны в рейтинге, Украина – 57-е, Армения – 60-е, Грузия – 73-е, Молдова – 76-е.
Украина и Армения оказались аутсайдерами и по показателям капитальных инвестиций. В этих странах средний уровень инвестиций в 2010-х годах не восстановился до уровня мирового финансового кризиса 2008 года. В Украине основной капитал со стороны государства снижается уже на протяжении двух десятилетий.
Мировой объем частных инвестиций в инфраструктуру по итогам 2010 года составил $322 млрд, из которых 36% относятся к производным рынкам (торговля существующими инфраструктурными активами). В 2019-м, «доковидном», году объем инфраструктурных рынков составил $513 млрд, а доля производных рынков – 75%. Объем первоначальных инвестиций в новые и существующие предприятия снизился на 4% – с $156 млрд до $106 млрд.
Гипертрофированный финансовый сектор фактически перетягивал деньги на себя. В то же время 77% первоначальных инвестиций было направлено на страны с высоким уровнем доходов.
Источниками «длинных» денег для Украины могли бы стать частные инвесторы и международные финансовые организации (МФО) вроде Всемирного банка, Европейского инвестиционного банка, Европейского банка реконструкции и развития и т. д.
По оценкам МВФ, общая стоимость основного капитала ГЧП в странах СП в 2017 году составила более $17 млрд.
Украина, несмотря на относительно большое количество проектов ГЧП в различных секторах, занимает 2-е место (после Азербайджана) по доле ГЧП к ВВП страны среди стран ВП. Уровень развития ГЧП в странах ВП сравним и даже выше, чем в некоторых подобных странах Центральной Европы, России и Турции.
В Украине 42 проекты достигли финансового закрытия на общую сумму $3,6 млрд инвестиций.
Как «инвестиционная карта» меняется со временем?
Финансирование инфраструктуры в Украине практически прекратилось в 2014 году из-за незаконной аннексию Крыма Россией и военной агрессии на востоке Украины. В то же время финансовые институты ЕС, которые до 2014 года играли относительно ограниченную роль в оказании помощи для развития инфраструктуры, стали крупнейшими донорами.
В Беларуси, Грузии и Молдове больше половины финансирования развития в 2018 году было направлено на развитие транспортного сектора, в основном дорог. В Азербайджане и Украине энергетический сектор получил наибольшую долю. В Украине большая часть средств была направлена на повышение энергоэффективности за счет улучшения энергосбережения и эффективности со стороны спроса (29% от общего объема финансирования), улучшение электрических сетей (12%) и развития инфраструктуры возобновляемых источников энергии (11%).
В Украине большинство инвестиций в производство электроэнергии пришлось на солнечную и ветровую энергетику: с 2010 года они составили $3,8 млрд.
По развитию транспортной инфраструктуры Украина занимает 2-е место в регионе (после Азербайджана), но 34-е место в мире. По дорожной сети мы – на 114-м месте.
Согласно информации Государственного дорожного агентства, почти 90% дорожной инфраструктуры Украины находится в неудовлетворительном состоянии, и для ее улучшения потребуется не менее $6 млрд в год в течение пяти лет.
В совместном исследовании IFC і Global Infrastructure Facility (GIF) было проанализировано более 2000 участков дороги, выявлено 21 потенциальный проект ГЧП со среднесрочным частным инвестиционным потенциалом, как уже отмечалось выше, в $9 млрд. Было отобрано шесть пилотных проектов, которые должны быть завершены к 2023 году, что откроет путь для дальнейших проектов ГЧП.
В недавнем глобальном рейтинге 600 городов мира по уровню загруженности, проведенном ТОМТОМ (производитель устройств), четыре украинских города вошли в 50 самых загруженных городов мира, а Киев занял 12-ю позицию. Основные инвестиции планируется направить на модернизацию шоссе Киев – Одесса, портов на Черном море и Днепре. Общий объем инвестиций в Украину по этим направлениям может составить 4,5 млрд евро.
В 2019 году Украина реализовала два пилотных концессионных проекта по развитию портовой инфраструктуры в Херсоне и Ольвии. Концессии были представлены швейцарско-грузинской и катарской компаниями соответственно. ЕБРР и IFC оказали техническую поддержку проектам. Соглашения о концессии заключены в 2020 году, общий объем инвестиций составит $144,4 млн.
По данным Международной финансовой корпорации (IFC), потенциал украинского рынка энергоэффективности и «чистой» энергетики к 2030 году – $73 млрд. Половину из них – $36 млрд – можно привлечь благодаря выпуску «зеленых» облигаций.
Откуда могут поступить деньги?
Многосторонние банки развития, особенно Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Всемирный банк, являются основными инвесторами в инфраструктурные проекты в странах ВП. Хотя ЕБРР – крупнейший инвестор в странах ВП, Всемирный банк является ведущим с точки зрения инвестиций в инфраструктуру с инвестиционным портфелем в размере 11,2 млрд евро по всему региону.
На сегодняшний день Украина привлекла наибольший объем инвестиций от МФО: 11,4 млрд евро в инфраструктурные проекты, что составляет более 40% от общих инвестиций в инфраструктуру стран ВП. Роль украинских банков при этом ограничена: они часто играют вспомогательную роль по отношению к МФО.
По данным Всемирного банка, 97% инвестиций в инфраструктуру с участием частных и иностранных инвестиций в новых и старых проектах были привлечены в рамках ГЧП на сумму $7,6 млрд. На Армению, Грузию и Украину приходится 67 из 74 завершенных проектов.
Институциональные инвесторы играют лишь второстепенную роль на финансовых рынках стран ВП, хотя их роль в последнее десятилетие усиливается. В странах ОЭСР общие активы инвестиционных фондов, страховых компаний и пенсионных фондов могут превышать 100% ВВП. В посткоммунистических странах ОЭСР общие активы институциональных инвесторов обычно не превышают 30% ВВП. В странах ВП их активы не превышают 5% ВВП. Фирмы по управлению активами, в частности, практически отсутствуют на финансовых рынках ВП, что отражает небольшой размер местных фондовых рынков.
В Грузии и Молдове нет отечественных фирм по управлению активами. Хотя в Армении и Украине их достаточно много (29 – в Армении и 356 – в Украине), их активы остаются незначительными для инвестиций в инфраструктуру.
Активы украинских фирмы по управлению активами составляют на менее $15 млн. Пенсионные фонды играют лишь незначительную роль на финансовых рынках ВП, поскольку большинство граждан в регионе получают свои пенсии либо непосредственно из государственного бюджета, либо косвенно через управляемые государством пенсионные фонды, которые со своей стороны получают средства из государственного бюджета.
Правительства стран ВП привлекают средства от международных инвесторов для финансирования расходов сектора государственного управления, но потенциал облигаций для конкретной инфраструктуры остается преимущественно неиспользованным.
В 2019 году Украина стала первой страной ВП, которая ввела «зеленые» облигации, средства от продажи которых направляются исключительно на финансирование или рефинансирование «зеленых» проектов: альтернативной энергетики, энергосбережения, утилизации и переработки отходов, внедрения экологически чистого транспорта.
Что мешает частным инвестициям в украинскую инфраструктуру?
ГЧП в Украине мешают фундаментальные проблемы:
- слабое развитие финансовых институтов и рынков капитала;
- отсутствие у финансовых субъектов опыта и желания инвестировать в альтернативные инструменты вроде ГЧП;
- слабая юридическая защита инвестиций;
- низкая институциональная и профессиональная способность государственного партнера;
- макроэкономическая и курсовая нестабильность;
- несовершенство нормативной базы;
- влияние политических и геополитических рисков;
- отсутствие государственной стратегии в развитии инфраструктуры;
- отсутствие мощных институциональных инвесторов.
Особо стоит отметить культуру планирования в Украине – дальше чем на месяц никто прогнозировать не берется, тогда как соглашения по ГЧП имеют длинный временной горизонт, минимум 20–50 лет.
В итоге мы видим осторожный интерес иностранных инвесторов к Украине, преимущественно в виде международных финансовых организаций. Их внимание сосредоточено в основном на транспортной и энергетической инфраструктуре с уклоном на «зеленую» энергетику.
Текущие капитальные инвестиции не удовлетворяют потребностей Украины в восстановлении критически важных инфраструктурных объектов и до сих пор ложатся бременем на государственный бюджет и потребителей.
Оптимизма добавляет активная позиция правительства на уровне Минэкономики по развитию ГЧП в Украине – нарабатывается нормативная база, учатся специалисты, накапливается опыт. Не хватает стратегического видения по ключевым направлениям привлечения частных инвестиций и доверия частных инвесторов к государству.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].