Заболело в мире
59,787,369
Умерло в мире
1,409,639
Вылечилось в мире
38,282,339
Заболело в Украине
661,858
Умерло в Украине
11,492
Вылечилось в Украине
307,778
Наперегонки с катком: зачем в Украине хотят внедрить контроль качества дорожных работ

Наперегонки с катком: зачем в Украине хотят внедрить контроль качества дорожных работ

И кто из «новичков» осваивает отечественный рынок

Этот материал также доступен на украинском
Наперегонки с катком: зачем в Украине хотят внедрить контроль качества дорожных работ
Фото: УНИАН

«Качество дорог будет контролироваться независимыми компаниями. Не секрет, что раньше новые и отремонтированные объекты часто принимались с «закрытыми» глазами – о том, что существуют нормы и стандарты – просто «забывали»» – написал 6 декабря у себя на странице в ФБ глава Государственного агентства автомобильных дорог Украины («Укравтодор») Александр Кубраков. По его словам, такой подход давал возможность дорожникам экономить на работах и материалах, из-за чего дороги, приведенные в порядок, быстро приходили в негодность и требовали повторного ремонта.

Список потенциальных контролеров в МИУ пока не озвучивали. Известно лишь, что Кубраков встречался по этому вопросу с австрийской iC consulenten, чтобы обсудить возможность сотрудничества в рамках пилотного проекта – на дороге Н-08 Борисполь – Днепр – Запорожье (через Кременчуг) – Мариуполь.

Mind разбирался, зачем нужны сторонние проверяющие, и смогут ли они гарантировать лучшее качество дорожного полотна в Украине.

Дело в суммах. В 2016 году правительство Украины дорожную сферу отнесло к приоритетным – тогда впервые «Укравтодору» (УАД) государство выделило около 10 млрд гривен. Это беспрецедентная для дорожников сумма, равная как минимум двум предшествующим годовым бюджетам УАД. С тех пор объемы финансирования только увеличиваются, и в следующем году общий дорожный бюджет должен составить почти 77 млрд грн.  

Изменились и принципы финансирования – часть проектов, как и раньше, финансируются в рамках целевых госпрограмм, но большая часть денег поступает из начавшего работать в 2018 году Дорожного Фонда (ДФ), который собирает акцизный налог на топливо и ввезенных в Украину транспортных средств.

Так, в 2018 году бюджет ДФ составил 32,6 млрд грн, в 2019 году – около 50 млрд грн, а в следующем году ДФ должен получить из госказны около 70 млрд грн.

Кроме ДФ в финансировании дорожной сферы участвуют местные бюджеты. В 2018 году (в рамках децентрализации) УАД передал 120 000 км дорог на баланс местным советам.

Также на дороги государство тратит часть денег, собранных в результате таможенного эксперимента – в 2017 это было 2,2 млрд грн, а в 2018 – 3,2 млрд грн.

Читайте также: Экономика асфальта: на что влияет плохое качество дорог

Нюансы распределения.  Заметная часть дорожного бюджета всегда шла на погашение долгов УАД. Были годы, когда эта статья расходов отнимала более 60% бюджета агентства. Например, в 2015 году УАД получил 24,5 млрд грн, из них 17,5 млрд отдал кредиторам.

С 2016 года ситуация начала выравниваться – тогда на обслуживание кредитных обязательств ушло 40% бюджета агентства. Примерно в такой же пропорции распределился бюджет УАД в 2017 году. А в 2018 и 2019 году ведомство отдавало на погашение кредитов около 20% своего годового бюджета.

Значит, строители и ремонтники могут строить и приводить в порядок все больше километров дорожного полотна, а вместе с этим – больше зарабатывать.

В рамках Государственной целевой экономической программы развития автомобильных дорог общего пользования с 2018 по 2022 годы на дороги всего должны потратить около 300 млрд грн.

Потенциально рынок строительства и ремонта дорог – гораздо больше. В УАД говорят, что лишь 6% автомобильных дорог в нормальном состоянии, а остальные нуждаются в ремонте и реконструкции. Это почти 150 000 км, и для того, чтобы их привести в порядок, нужно свыше 1 трлн гривен.

Новые игроки. Изменения в финансировании совпали с переменами на рынке. Если до 2013 года строительными и ремонтными работами занимались структурные подразделения УАД и несколько частных компаний, чьи собственники были приближены к руководству МИУ и УАД, то 2016 года подряды стали получать в том числе и компании, которые никогда в крупных проектах участия не принимали.

По данным сайта ProZorro, которые изучил и структурировал Mind, в тендерах текущего года больше всего везло компаниям: «Альтком», «Автострада», «Автомагистраль Юг», «ПБС», «Онур Интернешнл», «Техно-Буд-Центр», «Полтавабудцентр», «Славдорстрой», «Ростдорстрой», структурное подразделение госхолдинга «Белорусский автодор» –  Дорожно-строительный трест № 2, г. Гомель.

В этом списке – лишь две компании, которые активно выигрывали тендеры на дорожные работы до 2013 года, – «Альтком» и «Онур».

Всего строительством и ремонтом автодорог в Украине занимается более 50 компаний.

Большую часть работ выполняют частные структуры. Но иногда везет и облавтодорам. Так, например, ГП «Винницкий облавтодор», входящий в «ГАК «Автомобильные дороги Украины», на протяжении 2019 года часто выигрывал тендеры, проводимые региональной Службы автомобильных дорог, в 2018 году – успех во Львовской области сопутствовал ГП «Львовский облавтодор».

Читайте также: 300 миллиардов на дороги: кто сможет заработать на строительстве

Можно ли считать успешными перемены на дорожном рынке?  Появление частников –  важный маркер открытости рынка. Но есть нюанс – большинство компаний-лидеров – украинские. И их собственников считают приближенными к людям, имеющим большое политическое влияние.   

Например, «ПБС» считают компанией Александра Шевченко, бизнес-партнера Игоря Коломойского по ГК «Буковель», «Автомагистраль Юг» и «Ростдорстрой» относят к сфере влияния мэра Одессы Геннадия Труханова.

Исключением можно считать разве что турецкий «Онур» и предприятия «Белавтодора». Но турки знакомы с особенностями украинского дорожного рынка еще со времен строительства Одесской трассы. Кроме того, «Онур» уходила из Украины – в 2012 году приостановила работу своей одноименной дочерней компании. Работать здесь осталась только «Онур Конструкцион Интернешнл», которой, как считают «Наши Гроши», покровительствовал Игорь Коненко.

Из анонсируемых иностранцев к государственным тендерам никто не добрался – более того, такие компании, судя по информации ProZorro, даже не подаются на конкурсы. Исключение – предприятия «Белорусского автодора».

Читайте также: Жесткая посадка: что на самом деле мешает строительству дорог из цементобетона в Украине

Так нужны ли контролеры? В мире обычно контролем занимаются специализированные компании и/или инженеры из FIDIC – международной федерации инженеров-консультантов. В Украине тоже есть представители FIDIC – Ассоциация инженеров-консультантов Украины. Но к контролю качества таких специалистов привлекают только в проектах, которые реализуются на кредиты от МФО. За свои услуги контролеры, в зависимости от объема работ, берут 3-5-10% от стоимости проекта.

Контролем качества дорожных работ, выполняемых за деньги госбюджета, в Украине занимается ГП «Научно-технический центр «Дорожный контроль качества» – структурное подразделение УАД. Т.е. по сути качество работ контролирует тот, кто их и заказывает.

В МИУ пытались привлечь независимых проверяющих к работам, выполняемым за деньги государственного бюджета, но – безуспешно. Например, в 2016 году УАД в самый последний момент отменил тендер на привлечение таких компаний, мотивировав свое решение тем, что заказывать такие работы агентству частным компаниям невыгодно. 

Сумеют ли сейчас в МИУ привлечь независимых экспертов? Чиновники из МИУ отмечают, что такая инициатива раньше встречала сопротивление в Кабмине, но поддерживалась внутри министерства. «Независимый контроль – нужен. Вопрос – кто это будет? Я считаю, что это должны быть известные международные компании, которые будут отвечать своей репутацией за надзор, а не инженер, получивший сертификат FIDIC. Потому что инженер, кроме своего диплома, больше ничем не отвечает», – говорит Владимир Омелян, экс-министр инфраструктуры.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате