План для офшора: стоит ли бизнесу пересмотреть свои налоговые процессы

План для офшора: стоит ли бизнесу пересмотреть свои налоговые процессы

О практике применения нового закона №466-IX

Цей текст також доступний українською
План для офшора: стоит ли бизнесу пересмотреть свои налоговые процессы
Фото: pixabay

Новые изменения в Податковый кодекс, предусмотренные законом №466-IX, уже заставили украинские компании, имеющие «дочек» за рубежом, задуматься над изменением тактики и стратегии налогообложения.

Что предусматривает новый закон Mind писал в материале «Обложили по кругу: в чем основные новации «антиоффшорных» закона».

Сегодня же речь пойдет о практике применения новых норм. Налоговый консультант юридической компании Dentons Валерия Тарасенко рассказала Mind стоит ли бизнесу пересматривать свои налоговые процессы.

Dentons – разработчик налогового чат бота DentonsTaxBot, который бесплатно поможет разобраться, как влияет новый закон на деятельность компании.

Закон №466-IX об изменения в Налоговом кодексе вступил в силу 23 мая 2020 года. Он повлияет на украинцев, которые живут в нашей стране, но владеют бизнесом за рубежом. Теперь им придется подавать отчетность по этим компаниям и платить с них налоги в Украине. Также изменения касаются выплат процентов, роялти, дивидендов из Украины и продажи корпоративных прав. В свою очередь, у налоговых служб будет больше полномочий для проверки бизнеса.

Зачем был принят закон №466-IX?

Раньше украинские предприниматели могли не платить налоги с доходов, которые поступали на счета их иностранных компаний, то есть компаний-нерезидентов Украины.

В прошлом бизнес часто использовал офшорные юрисдикции, такие как Панама, Белиз, Сейшелы, Барбадос, Гернси или Британские Виргинские острова. Но со временем появились более выгодные цепочки – через европейские страны, с которыми Украина подписала конвенции об устранении двойного налогообложения. К примеру, Кипр, Австрия или Мальта. В результате деньги «уходили» из Украины, и государство недополучало налоги.

По новому закону украинцы обязаны платить налоги с нераспределенной прибыли своих иностранных компаний, даже если деньги остаются на счетах за рубежом. Это означает, что переводить доходы в страны с более низкими налогами становится экономически бессмысленным и рискованным.

Какие могут возникнуть риски при переводе доходов в другие страны?

Закон №466-IX ограничивает возможность применения налоговых льгот по налоговым конвенциям, которые Украина подписала с 80 странами мира. Теперь, чтобы группа компаний платила меньше налогов, иностранный бизнес должен вести в своей стране операционную деятельность, а не просто получать пассивные доходы (дивиденды, проценты, роялти) из Украины. Иначе украинские налоговые органы могут оспорить льготу и доначислить налоги.

Рассмотрим на примере: компания «А», зарегистрирована в Киеве, выплачивает проценты по кредиту компании «Б» из Нидерландов. Когда украинское юрлицо перечисляет доход нерезиденту нашей страны, нужно заплатить так называемый налог на репатриацию. По налоговой конвенции между Украиной и Нидерландами это 2%, они удерживаются в Украине.

Представим, что компания «А» выплатила компании «Б» $4,7 млн – это проценты за 2018–2019 годы и два квартала 2020-го. Из них в Украине удержали 2% налогов, то есть $94 000.

Налоговая конвенция между Украиной и Нидерландами разрешает компании «А» платить налог на репатриацию по ставке 2%, а не 15% если компания «Б»:

  • налоговый резидент Нидерландов, это подтверждается сертификатом налогового органа Нидерландов;
  • бенефициарный собственник полученных доходов – то есть может самостоятельно распоряжаться доходом, а не просто перечисляет его следующему получателю по цепочке, а также имеет квалифицированный персонал, активы и собственный капитал;
  • финансовая организация, которая попадает под регулирование Центрального банка Нидерландов.

Офис крупных плательщиков налогов Киева может направить запрос в компетентный орган Нидерландов с просьбой подтвердить, выполняются ли для компании «Б» эти условия. Если окажется, что компания «Б» – не операционная компания, у нее нет активов, персонала и она получает только пассивные доходы в виде процентов, то Офис крупных плательщиков налогов Киева придет с проверкой в компанию «А».

В результате компании «А» доначислят еще 13% налога – разницу между стандартной налоговой ставкой 15% и 2% налога на репатриацию, которые уже выплатили. Также бизнесу придется заплатить штраф – 25% от суммы недоплаты.

Такая ошибка обойдется компании «А» в $764 000: дополнительный налог $611 000 плюс штраф $152 700. А директору, финансовому директору и бухгалтеру грозит еще и уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов.

Почему больше не выгодно создавать цепочку компаний?

Рассмотрим еще один пример: украинская компания «А» каждый месяц платит проценты по кредиту от связанной компании «Б» на Кипре. Размер процентов – $100 000, при этом 5% на репатриацию – $5000 – удерживаются в Украине. Компания «Б», в свою очередь, платит проценты финансовой компании «В» на Мальте за пользование кредитом в размере $94 500.

При этом у компании «Б» есть только директор, бизнес зарегистрирован по адресу, где зарегистрировано также много других юрлиц, а вид деятельности компании – финансирование компаний группы. Это говорит о том, что компанию «Б» создали только для того, чтобы компания «А» могла получить льготную ставку по конвенции с Кипром и оптимизировать налоги.

Если бы компания «А» выплачивала проценты напрямую мальтийской компании «В», то ей бы пришлось платить налог на репатриацию по ставке 10% – по условиям налоговой конвенции Украины с Мальтой.

Но по новому закону компания «Б» больше не может считаться бенефициарным собственником процентов из Украины. И компания «А» теперь должна будет платить налог на репатриацию по ставке 15% – по условия налоговой конвенции Украины с Кипром. Соответственно, цепочка компаний в разных юрисдикциях теряет смысл – компании «А» выгоднее работать напрямую с Мальтой.

Можно ли скрыть от налоговой свои иностранные компании?

Скрыть иностранные компании не получится: налоговые службы Украины могут направлять запросы компетентным органам тех государств, с которыми Украина подписала договоры об устранении двойного налогообложения.

Мы как специалисты видим, что в последнее время такие запросы стали направляться в десятки раз чаще – особенно в Министерства финансов Кипра, Австрии, Германии и Нидерландов.

К тому же сейчас у нас внедряют систему автоматического обмена финансовой и налоговой информацией между налоговыми органами Украины и иностранных государств. После этого украинская налоговая будет автоматически получать информацию о счетах наших граждан за рубежом и пресекать попытки уклониться от уплаты налогов.

Что делать бизнесу, чтобы не нарушать новый закон?

В первую очередь украинские компании или дочерние компании международных групп должны проверить:

  • можно ли считать иностранные компании, которые получают доходы из Украины, бенефициарными собственниками этих выплат?
  • соответствует ли вся структура выплаты доходов «деловой цели» бизнеса, то есть не выглядит ли это как попытка оптимизировать налоги?

Если ответы отрицательные, то возможны несколько вариантов:

  • реструктуризировать выплаты из Украины;
  • создать за рубежом реальную операционную компанию с персоналом, активами и полномочиями для работы;
  • применять налоговую конвенцию непосредственно со страной, резидентом которой выступает реальный бенефициарный собственник доходов из Украины.

Обязательно стоит обратиться к налоговому консультанту, который специализируется на международном налогообложении и поможет вам определить, соответствует ли ваша структура новым налоговым требованиям. Также специалист оценит и посчитает ваши риски и даст рекомендации, как осуществлять выплаты нерезиденту, чтобы избежать налоговых доначислений и штрафов.

Когда можно обойтись без глобального изменения структуры?

Есть ситуации, когда структуру выплат в иностранную компанию из Украины менять не нужно – достаточно просто немного переписать договоры или получить дополнительные подтверждения от нерезидента-получателя.

Например, украинская компания «А»  – дочерняя компания швейцарской группы. Она выплачивает швейцарской компании «Б» роялти по сублицензии за пользование производственным патентом, которое компания «Б» купила для всей группы на основании лицензионного соглашения.

Компания «Б» – это реальная операционная компания с персоналом, основными средствами и производственными активами. По условиям налоговой конвенции между Украиной и Швейцарией, компании «А» не нужно платить налоги при выплате роялти по сублицензии.

В этом случае, чтобы и дальше не платить налоги при выплате роялти, компания «А» должна проверить, соответствуют ли условия сублицензионного соглашения новым требования налогового законодательства. Затем нужно получить от компании «Б» дополнительные документы, которые подтверждают, что это операционная компания в Швейцарии и она имеет право на получение таких роялти из Украины.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно