Потушить пожар: что приводит к выгоранию на работе
И как предупредить эту проблему

Выгорание – частая проблема на профессиональном пути специалистов. Согласно исследованиюGallup, с ней сталкивались 76% опрошенных. Как результат – снижается не только индивидуальная, но и общая продуктивность команды. Выгоревшие специалисты на 63% вероятнее возьмут больничный и в 2,6 раз чаще будут искать другую работу. А даже если останутся, их эффективность не будет высокой.
Что же приводит к выгоранию, как вовремя распознать его и помочь себе и коллегам рассказала Mind специалист People Development GlobalLogic Елена Михайличенко.
Психологический контакт
У каждого специалиста есть свои ожидания от сотрудничества с компанией, и наоборот. Это называется психологический контракт, который бывает негативным и позитивным. Основа позитивного – доверительные отношения между специалистом и компанией, когда обе стороны выполняют свои обязательства. В таком случае крепкая связь формируется быстро, и команда становится более эффективной и устойчивой (к выгоранию, в том числе).
Если специалисты не доверяют менеджеру, коллегам по команде или компании, то контракт становится негативным. Психологическая связь – “я делаю что-то ценное и полезное” – прерывается, и человек выгорает.
Неуправляемая нагрузка
“Чем больше отработанных часов, тем выше нагрузка, а если работаешь 40 часов в неделю, то все в норме”. Это распространенное, но не совсем правильное мнение. Хотя переработки увеличивают вероятность выгорания, гораздо сильнее влияет восприятие своего объема работы.
Если специалист укладывается в 40 часов, но все это время он в стрессе из-за количества задач или частоты встреч с клиентом, то нагрузка выходит из-под контроля. В этом случае в силах менеджера помочь человеку понять причины выгорания, распределить задачи и, возможно, привлечь дополнительные ресурсы.
Нечеткая и непрозрачная коммуникация
Если задачи поставлены расплывчато, требования противоречивые, а зоны ответственности не очерчены, специалист становится менее продуктивным. Ему требуется больше времени и усилий, чтобы понять, что от них требует руководитель. Часто это вызывает непонимание и фрустрацию в команде. И наоборот – четко формулируя свои ожидания, менеджеры помогают специалистам быть эффективнее и спокойнее.
Неоправданное давление временем
Часто горящие сроки и жесткие дедлайны вызваны неверными эстимейтами (предварительная оценка нужного времени и усилий на задачу) или ошибками со стороны команды (что значит, люди уже в стрессе). В таком случае команда может столкнуться с эффектом снежного кома: пропустив один дедлайн, начинает отставать к следующему и далее по нарастающей. Поэтому важно остановиться и правильно распределить нагрузку и время.
Если же переработка необходима и оправдана, то менеджерам нужно оценить, как выполнить их наиболее эффективно, а по завершению вознаградить вклад специалистов. Этим может быть бонус, дополнительный выходной, тимбилдинг, благоприятный отзыв клиента – все, что поможет выровнять ситуацию.
Отсутствие поддержки
Здесь все просто. Поддержка – главное, что может предотвратить выгорание. Если человек чувствует, что за ним есть тот, кто поможет и прислушается, то даже самые сложные челленджи и трудные ситуации по плечу. Специалисты, которые полностью согласны с тем, что они чувствуют поддержку своего менеджера, примерно на 70% менее подвержены выгоранию.
Как предотвратить выгорание и помочь специалисту
- Слушать. Если руководитель слушает о проблемах в проекте, то специалисты в нем выгорают на 62% реже. Члены команд хотят знать, что менеджер искренне заботиться о них как о людях.
- Поощрять командную деятельность. Сплоченные команды – очень сильный мотивирующий фактор. Поэтому важно создать среду, в которой люди помогают друг другу и у каждого есть кто-то, кто готов выслушать и помочь.
- Считаться с мнением каждого. Когда специалисты знают, что их мнения имеют значение, они чувствуют себя более вовлеченными, а также готовы брать на себя больше ответственности. Это чувство сопричастности снижает выгорание, поскольку дает ощущение контроля над своей деятельностью.
- Показывать смысл и ценность каждой задачи, признавать вклад, который делает каждый человек для достижения общих целей. Если специалист понимает ценность своей работы и достижений, то в большей степени защищен от профессионального выгорания.
- Регулярный фидбек. Важно фокусироваться, в первую очередь, на сильных сторонах человека и на том, что у него получается хорошо. Когда у людей есть возможность раскрыть свои сильные стороны, они становятся более вовлеченными и менее подверженными стрессу. Менеджеры получают максимальную отдачу от своей команды, когда они знают сильные стороны их специалистов и помогают талантам раскрыться.
Выгорание происходит постепенно
Лучшая стратегия – заранее смотреть на глубинные причины и создавать среду, где риски выгорания минимальны. Ведь основные его причины часто связаны с отношением в команде и руководителя. Со стороны менеджера также важно научить специалистов отслеживать свое психологическое и эмоциональное состояние и вовремя реагировать на первые признаки выгорания.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.